Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.
Введение 2-3
1. Общая характеристика опеки и попечительства. 4-10
1.1 Понятие опеки и попечительства. Их различия. 11-12
1.2 Орган опеки и попечительства. 13-16
1.3 Опекуны и попечители. 17-18
1.4 Документы, предоставляемые граджанами. 19
1.5 Ежемесячное пособие 20
2. Права и обязанности опекунов (попечителей). 21-22
3. Права детей находящиеся под опекой (попечительством). 23-24
4. Установление опеки над совершеннолетними гражданами. 25-26
5. Прекращение опеки и попечительства. 27-33
6. Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение 2-3
1. Общая характеристика опеки
и попечительства. 4-10 1.1 Понятие опеки и
попечительства. Их различия. 11-12 1.2 Орган
опеки и попечительства. 13-16 1.
2. Права и обязанности опекунов (попечителей). 21-22
3. Права детей находящиеся под опекой (попечительством). 23-24
4.
Установление опеки над
5.
Прекращение опеки и
6. Заключение.
Список литературы.
Граждане Российской Федерации
вступают в различные общественные
отношения во всех областях гражданской,
политической, экономической, социальной
и культурной жизни и имеют
соответствующие права и
Опека была и остается наиболее распространенной правовой формой устройство граждан. Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, но гражданское право играет важную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительству, то Семейный кодекс РФ уделяют внимание в основном опеке над несовершеннолетними. И только в 18 лет гражданин может самостоятельно осуществлять свои права (Конституция статья 60). Но до 18 летнего возраста, если у ребенка нет родителей, или они лишены родительских прав, или они признаны недееспособными судом, тогда ответственность за ребенка несет орган опеки и попечительства.
С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью. Цель установления опеки и попечительства: защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; воспитание (для несовершеннолетних подопечных).
В настоящее время, учитывая
социально-экономическое
На фоне общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Сложившаяся практика социальной работы с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.
Семья – главное, что есть
у ребенка. Дети, лишенные любви родителей
и их заботы, не могут стать полноценными
членами общества. Семья традиционно
рассматривалась как оплот
1. Общая характеристика опеки (попечительства)
Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство). Институт опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство. Ранее эти нормы содержались в Кодексе о Браке и Семье 1969 г. Однако данный институт всегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права. Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40). Ст. 31 ГК определяет основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.
К таким несовершеннолетним
закон относит детей-сирот, у которых
умерли оба или единственный родитель;
детей, которые остались без попечения
единственного или обоих
Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опека (попечительство) устанавливается:
– для воспитания детей, лишившихся родительского попечения;
– для защиты личных и имущественных прав этих детей.
Эти цели взаимосвязаны, так
как благоприятные условия
Если родители у детей есть и, по мнению органов опеки и попечительства, именно они должны осуществить свои права и обязанности, опека (попечительство) не устанавливается.
Когда родителей действительно
нет (умерли, лишены родительских прав
и т.п.), опека устанавливается
безотносительно к
Условия назначения опеки и попечительства:
– обязательные условия (достижение совершеннолетия, нравственные и иные личные качества опекуна, способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), полная дееспособность, согласие опекуна и попечителя, отношения, существующие между опекуном и подопечным)
– факультативные условия.
Цели установления опеки и попечительства исключают выплату опекуну (попечителю) вознаграждения за исполнение своих обязанностей. Тем самым практически исключается использование этого института в корыстных целях. Оплата такой деятельности может быть установлена только законом. На содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются специальные средства в соответствии с Положением о выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденные приказом Мин. образования РФ от 16 февраля 1993 г. №50. При этом размеры выплачиваемых на детей алиментов, пенсий, пособий не учитываются. Выплата производится до достижения подопечным 16 лет (учащимся – 18 лет). Опекун должен организовать разумное расходование этих средств в интересах ребенка.
В настоящем законодательстве закреплен новый правовой институт особой формы попечительства – патронаж над дееспособными гражданами. Ранее по нормам действующего брачно-семейного законодательства над дееспособными совершеннолетними гражданами устанавливалось попечительство (с определенными ограничениями). Такой подход не в полной мере соответствовал правовой природе попечительства и защите имущественных прав полностью дееспособных граждан, хотя и нуждающихся в помощи.
Под патронажем следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.
Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина по личному заявлению дееспособных лиц, нуждающихся в помощи. Кроме того, попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного должен назначаться, как правило, по месту жительства подопечного. Назначение попечителя (помощника) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. Надзор за деятельностью попечителя (помощника) осуществляют органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. С жалобой на его действия в эти органы могут обратиться как сам подопечный, так и (в его интересах) любые другие лица (родственники, соседи, медицинские и социальные работники и др.).
Назначенный гражданам попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. При этом он в согласии или разрешении попечителя (как это было ранее) не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным – собственником имущества.
Распоряжение имуществом,
принадлежащим
Патронаж над совершеннолетним
дееспособным гражданином прекращается:
по требованию самого гражданина, находящегося
под патронажем (независимо от мотивов
этого требования); при помещении
подопечного в лечебное учреждение
или учреждение социальной защиты населения;
по просьбе попечителя (помощника) при
наличии уважительных причин, делающих
невозможным дальнейшее осуществление
его обязанностей; при отстранении
попечителя (помощника) от его обязанностей
при ненадлежащем их выполнении, в
том числе использование
Важным нововведением может стать совместная с органами управления образованием работа по организации системы социального патроната над детьми (семьей), находящимися в трудной жизненной ситуации. Правовым основанием для введения системы социального патроната над детьми является часть вторая ст. 64 СК РФ, в соответствии с которой «родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по защите ёе прав и интересов детей». Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.