Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Исторические основы становления опеки и попечительства
1.2. Правовая основа опеки и попечительства
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства.
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей
2.3. Правовое положение подопечных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СемейноеПраво вар34Опека и попечительство.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с п. 1 ст. 13 СК РФ брачный  возраст устанавливается в 18 лет. В п. 2 ст. 13 СК РФ предусмотрено, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет. Там же предусмотрено, что порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ.

     Еще один случай приобретения дееспособности в полном объеме предусмотрен в ст. 27 ГК РФ, к которой также отсылает п. 5 ст. 21 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Там же установлено, что объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. В соответствии с п. 2 ст. 27 ГК РФ родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

     Объявление  несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипация) по решению  суда регламентировано нормами гл. 32 ГПК РФ1.

     Дееспособности  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет посвящена ст. 26 ГК РФ, согласно п. 1 такие несовершеннолетние совершают сделки, за исключением названных в п. 2, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя; сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

     Согласно  п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 ст. 28 ГК РФ.

     По  достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

     В п. 3 ст. 26 ГК РФ установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с п. 1 и 2 этой статьи; за причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с данным Кодексом.

     Как предусмотрено в п. 4 ст. 26 ГК РФ, при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 21 или со ст. 27 ГК РФ.

     Дееспособность  малолетних регламентирована ст. 28 ГК РФ, в соответствии с п. 1 которой за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в п. 2 этой статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны; к сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 37 данного Кодекса.

     Согласно  п. 2 ст. 28 ГК РФ малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения21.

     В п. 3 ст. 28 ГК РФ установлено, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине; эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

     Признание гражданина недееспособным предусмотрено  в ст. 29 ГК РФ: гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается опека (п. 1); от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (п. 2); если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (п. 3)22.

     Ограничение дееспособности гражданина предусмотрено  в ст. 30 ГК РФ: гражданин, который  вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен  судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством; над ним устанавливается попечительство; он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя; однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред (п. 1); если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство (п. 2).

      Итак, опека (попечительство) - это форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для установления опеки и попечительства является смерть родителей, лишение родительских прав, либо ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезни родителей, уклонение родителей от воспитания детей и иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей, которые определяются ст. 121 СК РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     С 1 сентября 2008 года законодательно определено, что отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются: ГК РФ, который имеет приоритетное значение перед иными нормативно-правовыми актами; СК РФ, который более детально определяет особенности отношений по опеке и попечительству по сравнению с иными нормативно-правовыми актами; Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", содержание которого полностью посвящено регулированию вопросов опеки и попечительства; иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

     С 1 сентября 2008 г. органами опеки и  попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

     Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта РФ своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований. Управления и отделы юридическими лицами не являются, соответственно, вправе действовать только как представители от имени "основного" государственного органа.

     С 1 января 2008 года полномочия по опеке  и попечительству в Тюменской  области осуществляет департамент социального развития Тюменской области.

     В департаменте создано Управление по опеке, попечительству и охране прав детства. В городах и районах  области функции по опеки, попечительству и охране прав  детства реализуют соответствующие отделы и сектора.

     Ежегодно  увеличивается количество детей, переданных в семьи граждан.

     По данным управления по опеке, попечительству и охране прав детства департамента социального развития Тюменской области по состоянию на  01.04.2011 г., на учете в органе опеки и попечительства состоит около семи тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них под опекой (попечительством) находится  2944 ребенка.

     Таким образом, опека и попечительство является важнейшей формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и акты официального толкования норм права: 

  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 19 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.  1994 г. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (изм. от 14 июня 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (изм. от 18 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (изм. от 4 мая 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации .1996.  № 1. Ст. 16.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (изм. от 19 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.  № 17.Ст. 1643.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (изм. от 1 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17. Ст. 1755.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 17.Ст. 1756.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (изм. от 22 июня 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.  2004. № 11. Ст. 945.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (изм. от 11 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 15. Ст. 1434.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (изм. от 26 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 21. Ст. 2572.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.  2006. № 6.
 

Литература: 

  1. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий  к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под  общ. ред. С.А. Степанова. М.: "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010. 354 с.
  2. Анбрехт Т.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета  2005. 410 с.
  3. Белякова А.М. Охрана прав несовершеннолетних.  М.: Знание, 2003. 274 с.
  4. Беседкина Н.Н. Правовое регулирование прав ребенка в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 11. С. 46-48.
  5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2009.  280 с.
  6. Гражданское право. В 2 т. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. М.: БЕК, 2010. 620 с.
  7. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.] / Под ред. А.П. Сергеева. - М.: "РГ Пресс", 2010. 520 с.
  8. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: "РГ Пресс", 2010.  524 с.
  9. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. М.: "Юстицинформ", 2010. 344 с.
  10. Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними. М., 1959. 284 с.
  11. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. 2009. № 9. С. 7-11.
  12. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. Л.П. Ануфриевой. М.: Волтерс Клувер, 2009.  384 с.
  13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой,  А.Ю. Кабалкина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2010. 684 с.
  14. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (постатейный) / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Дмитриева. М.: "Деловой двор", 2011. 154 с.
  15. Конев И.О. О понятии эффективности социальной защиты населения // Российский журнал социальной работы.  2007.  № 1/7. С. 9-12.
  16. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М: ИНФРА-М, 2009. 306 с.
  17. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. – М.: Норма, 2005. 374 с.
  18. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики.  М.: Март, 2001. 260 с.
  19. Ненашев В.А. Вопросы социальной защиты детства в странах Западной Европы. М.: издательство: РАН, 2011. 255 с.
  20. Нечаев А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2008. 356 с.
  21. Новак  Е.С. Социальная работа: учеб. пособие. Волгоград. СПб.: Тор, 2009. 412 с.
  22. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. 2009. № 6. С. 4-12.
  23. Российское гражданское право / Под ред. З.Г. Крыловой.  М., 2010. 288 с.
  24. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия, 2010. 366 с.

Информация о работе Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей