Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:45, курсовая работа
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Исторические основы становления опеки и попечительства
1.2. Правовая основа опеки и попечительства
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства.
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей
2.3. Правовое положение подопечных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Статья 21 Конвенции предусматривает, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, когда он является невозможным в стране происхождения.
Государства-участники
Конвенции признали за каждым ребенком
право пользоваться благами социального
обеспечения, включая социальное страхование,
и обязались принять
Нормы
международного договора имеют приоритет
над национальным законодательством.
В случае установления международным
договором Российской Федерации иных,
чем предусмотрены законом, правил применяются
правила международного договора.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правовой
статус органов опеки и попечительства
С 1 сентября 2008 г. органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта РФ своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований. Управления и отделы юридическими лицами не являются, соответственно, вправе действовать только как представители от имени "основного" государственного органа.
На
государственный орган опеки
и попечительства субъекта РФ возлагаются
общие полномочия по организации
и методическому сопровождению
работы по опеке и попечительству
в отношении
В
своей работе органы опеки и попечительства
взаимодействуют с
Организации, которые действуют в целях воспитания, организации досуга детей, оставшихся без попечения родителей, - это дворцы и дома культуры; школы, в том числе спортивные, по видам искусств; станции, в том числе юных техников, юных натуралистов, юных туристов и другие.
Перечисленные организации взаимодействуют с органами опеки и попечительства как по отдельным вопросам работы с ребенком и семьей до устройства, в процессе передачи ребенка в семью, а также после устройства ребенка. В частности, с целью подбора и подготовки семей организациями может осуществляться проведение тренингов, лекций для родителей. Однако подбирать ребенка для семьи и семьи для ребенка организация не сможет.
Указанные организации могут проводить работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, семей, находящихся в социально опасном положении, работу по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны или попечители, или приемные родители, по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания, собирать и обрабатывать статистические данные.
Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка позволяет снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе возврата детей из семьи.
Вот уже несколько лет подряд в России проводятся Всероссийские конкурсы учреждений дополнительного образования детей. Такие конкурсы проводится в целях повышения роли образовательных учреждений дополнительного образования детей в воспитании, обучении и творческом развитии личности ребенка, совершенствования и развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации1.
Распространению положительного опыта способствуют общественные мероприятия, такие как, скажем, Всероссийский конкурс инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его целью является выявление лучших региональных комплексных проектов организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработанных на основе инновационных моделей семейных форм устройства, а также распространение положительного опыта по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Конкурс должен выявить важнейшие проблемы, связанные с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помочь в выработке эффективных механизмов семейного устройства детей-сирот, находящихся в образовательных учреждениях, а также повысить уровень научно-методического обеспечения деятельности по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей13.
Участниками Конкурса являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над детьми, организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке семей для принятия на воспитание детей, их профессиональному сопровождению.
Органы опеки и попечительства могут сотрудничать с общественными организациями, например, с фондами, по вопросам, связанным с оказанием всесторонней помощи подопечным, опекунам, попечителям. В частности, в рамках программы оказания медицинской помощи детям-сиротам из детских домов и домов ребенка в Российской детской клинической больнице создана служба по организации лечения и реабилитации в РДКБ детей-сирот, имеющих физические ограничения, которые нуждаются в высокопрофессиональной медицинской помощи.
К организациям, с которыми могут взаимодействовать органы опеки и попечительства, могут относиться организации различной ведомственной принадлежности, частные организации, в том числе: образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи; дома ребенка и др.1
В структуре такой организации может иметься несколько служб или подразделений. В реабилитационную службу входят психологи, врачи, воспитатели, педагоги. Сотрудники службы защиты прав детей занимаются всеми юридическими делами ребенка, начиная от определения статуса ребенка, заканчивая решением квартирного вопроса. Служба социального патроната занимается проблемами родной семьи ребенка, а служба по устройству берет на себя вопросы поиска, отбора и подготовки людей, желающих взять ребенка в семью.
Взаимодействие
с учреждением органа опеки и
попечительства осуществляется на основании
соглашения о сотрудничестве, заключаемого
между органом опеки и
Порой общественные организации осуществляют серьезную работу по решению проблемы обеспечения права ребенка на семью, не подменяя государственные органы, а оказывая эффективную помощь. Общественные организации являются исполнителями многих всероссийских мероприятий.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным контролировать деятельность органов опеки и попечительства и издавать методические рекомендации по вопросам этой деятельности, является Министерство образования и науки РФ, которое было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента РФ № 3142.
В составе Минобрнауки России функционирует Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, который является структурным подразделением министерства.
С 1 января 2008 года полномочия по опеке и попечительству в Тюменской области осуществляет департамент социального развития Тюменской области.
В департаменте создано Управление по опеке, попечительству и охране прав детства. В городах и районах области функции по опеки, попечительству и охране прав детства реализуют соответствующие отделы и сектора.
Ежегодно увеличивается количество детей, переданных в семьи граждан.
По данным управления по опеке, попечительству и охране прав детства департамента социального развития Тюменской области по состоянию на 01.04.2011 г., на учете в органе опеки и попечительства состоит около семи тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 88 процентов воспитываются в семьях граждан (6084 ребенка):
– усыновление (удочерение) – 2136 детей;
– под опекой (попечительством) – 2944 ребенка;
– в приемных семьях – 989 детей;
–
на патронатном воспитании – 15 детей.
2.2.
Права и обязанности опекунов и попечителей
При назначении опекунов и попечителей учитывается, что им оказывается большое доверие - наиболее полно обеспечить интересы и благополучие подопечных, их воспитание, заботу об их здоровье. В целях наиболее полного учета интересов подопечных закон устанавливает ряд общих требований к опекунам и попечителям. В первую очередь должны приниматься во внимание их нравственные и иные личные качества. Они должны быть способны к определенному самоограничению ради принимаемого под опеку или попечительство человека, который социально слабо защищен14.
Важное
значение имеют также требования,
относящиеся к правовому
Повышенные требования предъявляются к опекунам и попечителям детей. СК РФ устанавливает, что не назначаются опекунами и попечителями: лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 и п. 1 ст. 127 СК РФ).