Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Исторические основы становления опеки и попечительства
1.2. Правовая основа опеки и попечительства
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правовой статус органов опеки и попечительства.
2.2. Права и обязанности опекунов и попечителей
2.3. Правовое положение подопечных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СемейноеПраво вар34Опека и попечительство.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

К У Р С О В  А Я       Р А Б О Т  А
 

По предмету: Семейное право

На тему: Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

 
 

                                                      Выполнил: Фрищина  Светлана

                                                      Александровна

                                                      Студент  2 курса,

                                                      4 семестра 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1.1. Исторические основы становления  опеки и попечительства

     1.2. Правовая основа опеки и попечительства

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     2.1. Правовой статус органов опеки  и попечительства.

     2.2. Права и обязанности опекунов  и попечителей

     2.3. Правовое положение подопечных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

3 

5

5

12 

17

17

21

26

34

36

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы курсовой работы определяется несколькими  группами теоретических и практических положений и проблем.

     Каждый  гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

     Опека и попечительство являются одной  из форм осуществления государственной  защиты личности.

     Объектом  курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при опеке и попечительстве.

     Предметом данной темы являются нормативно-правовые акты, регулирующие институт опеки и попечительства, научная и учебная литература, материалы правоприменительной практики.

     Цель  курсовой работы заключается в исследовании института опеки и попечительства как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

     Задачи  курсовой работы:

     - проанализировать исторические основы становления опеки и попечительства;

     - выявить правовую основу опеки и попечительства;

     - определить правовой статус органов опеки и попечительства;

     - изучить права и обязанности опекунов и попечителей;

     - рассмотреть правовое положение подопечных.

     Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как А.М. Беляков, Н.Н. Беседкина, Ф.А. Мустаевой, Е.С. Новак и др.

     Для достижения указанной выше цели и  выполнения поставленных задач в  работе используется различные общие  и частно-научные методы.

     Основополагающим  является метод материалистической диалектики, то есть  рассматривается сущее в своем развитии: меняется законодательство, эти изменения и составляют основу настоящей работы.

     В большей мере использованы специально-юридические  методы -  формально-юридический  и сравнительно-правовой.

     Структура курсовой работы отвечает основной цели и предмету исследования и состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕКИ И

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Исторические  основы становления опеки и попечительства 

     Институт  опеки и попечительства в праве  России возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью  этого института было содержание, воспитание, образование этих детей, защита их прав и интересов. Каких-либо специальных актов не издавалось, но первые сведения встречаются в «Русской Правде» пространной редакции. Опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, то она воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле1.

     Институт  опеки, отражая частные и государственные  интересы, тем не менее, находился  под надзором общественной власти, в частности, духовной. Подведомственность духовной власти дел об опеке и попечительстве логично вытекала из применения "Греко-римских законов, изложенных в памятниках Греко-римского законодательства, входящих в состав Кормчих книг, то есть Эклоге и Прохироне" – отмечал К.А. Неволин2.

     Опекун  назначался волей отца, выраженной в духовном завещании. При отсутствии завещания призывались самые  близкие родственники. Опекуном мог  быть назначен и отчим ребенка, при  этом составлялся список по передаче имущества детей. Эти правила соответствовали постановлениям Эклоги, и трудно не согласиться с мнением исследователей, что русское опекунское право в начальный период его становления заимствовано из византийского.

     В Соборном Уложении 1649 г. права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано. Устанавливается предельный возраст подопечного (15 лет), что признается достижением совершеннолетия, и право совершеннолетнего обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы1.

     Значительным  шагом в законодательном регулировании  института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления  опекунской деятельности при Екатерине  II.

     По  закону 1775 г. были созданы дворянская опека, сиротский суд и др. органы. Опекуны ежегодно давали отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду. По сравнению с предыдущим законодательством опекун осуществлял  свою обязанность возмездно, имея право на 5 % от доходов малолетнего, полученных в результате хозяйственной деятельности; на него возлагался учет приходов и расходов средств опекаемого в специальных книгах2.

     Опекунскими делами купеческих и мещанских малолетних детей, оставшихся без родителей, ведал Городской сиротский суд.

     С 1785 г. несовершеннолетним с 17 лет разрешалось  вступать в управление своим имением  с разрешения Дворянской опеки или  сиротского суда, которые назначали  им попечителя. Однако до 21 года без  согласия попечителя им не разрешалось продавать и закладывать имения, опекунам же продажа и заклады разрешались только с разрешения Сената.

     Практика  реализации закона 1785 г. была далека от совершенства. Имело место и злоупотребление  опекунов, да и опекунами назначались не всегда подготовленные и честные люди. Тем не менее, все последующие попытки создать положения об опеке и попечительстве заканчивались полным провалом. Не утверждается проект положения 1810 г., разработанный законодательной комиссией во главе с М.М. Сперанским, проекты, разработанные в 1847, 1860, 1864, 1891 гг. также по разным причинам отклоняются Государственным советом.

     Таким образом, вплоть до конца XIX в. в России признавалась необходимость обеспечения детей, оставшихся без родителей, но закон в основном регулировал отношения по конкретным конфликтным делам, а сам правовой институт опеки и попечительства полностью сформирован не был. Несмотря на отсутствие доктрины этого правового института процесс становления правового института опеки (попечительства) продолжался.

     Гражданское законодательство предусматривало  две формы восполнения родительской власти над детьми, оставшимися без  попечения родителей: опеку и  попечительство. Было выделено три  возрастных категории несовершеннолетних: 1) малолетние до 14 лет; 2) лица от 14 до 17 лет; 3) лица от 17 до 21 года. Попечительство устанавливалось над лицами от 17 до 21 года1.

     Опека устанавливалась над детьми, оставшимися  без родителей или одного из них, не достигших 17-летнего возраста. Малолетние, состоящие под опекой, лишались права совершать какие-либо юридические действия, т.е. они признавались недееспособными, а все действия за них совершали опекуны.

     Несовершеннолетний, имеющий попечителя, признавался  частично дееспособным, поэтому он мог совершать юридические сделки по управлению имуществом, но распоряжаться имуществом мог только с согласия попечителя.

     Забота  о детях, оставшихся без попечения  родителей, возлагалась на государственные  органы. Система опекунских учреждений была сформирована по сословному признаку. Устройством дворянских детей занимались дворянские опеки, купеческих, мещанских, детей разночинцев – сиротские суды. Опека над сиротами – детьми духовенства относилась к ведению епархиального попечительства о бедных духовного звания. Что касается опеки над детьми крестьян, то она возлагалась не на государственный орган, а на крестьянское общество.

     В основе установления опеки над детьми лежал постулат родительской власти, поэтому она реализовалась в  первую очередь по распоряжению родителей. Это так называемая завещательная опека. В соответствии со ст. 227 Свода законов гражданских в духовном завещании родители могли назначить опекунов своим детям. При отсутствии указанных в завещании конкретных лиц право опекунства переходило к живому родителю, если не было препятствий к осуществлению обязанностей опекуна. Кроме этого способа назначения опекунства существовало еще два.

     Со  времен Петра I на основании Указа о единонаследии 1714 г. и инструкции 1724 г. устанавливалась единая законная опека, которая принадлежала наследнику в недвижимом имуществе и осуществлялась государством. Третий способ устанавливания опеки над несовершеннолетним состоял в назначении опекуна компетентными органами. Опекунами могли быть как родственники, так и посторонние люди. В юридической литературе конца XIX – начала XX в. нет единого мнения по вопросу преимущества определенной категории лиц, назначаемых опекунами. Д.И. Мейер высказывал определенную позицию по порядку установлении опеки: «…опекунские ведомства…прежде всего обращаются к духовному завещанию умершего родителя-завещателя: когда же нет никакого его распоряжения на счет лица-опекуна, к родителю, оставшемуся в живых, и затем уж к тому или другому лицу по своему усмотрению», – но не высказывался о преимущественном праве родственников совершеннолетнего при назначении опекуна1.

Информация о работе Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей