Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:10, реферат
Целями дипломного исследования являются:
· изучение опеки, попечительства и патронажа как правого явления;
· предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки попечительства и патронажа.
Эти основные цели выражены в комплексе взаимосвязанных задач, теоретический поиск решения которых обусловил структуру и содержание дипломной работы.
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского гражданского и семейного законодательства, а также, а также практики применения норм об опеке, попечительстве и патронаже;
обобщение исторического материала по проблеме опеки, попечительства и патронажа;
комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм о опеке, попечительстве и патронаже;
оценка законодательной конструкции статей с точки зрения социальной обоснованности ее содержания и соответствия современным задачам;
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА
1.1 Особенности исторического развития института опеки, попечительства патронажа
1.2 Опека, попечительство и патронаж как формы индивидуального устройства граждан
Однако совершенно
очевидно, что попечительство, назначаемое
в соответствии со ст. 30 ГК РФ уже
после того, как гражданин превратил
акты употребления наркотических средств
или расточительства в систему,
не в состоянии предотвратить
само явление. Как отмечается в литературе,
опыт России в деле борьбы с пьянством
показал, что "все наиболее значительные
усилия, предпринимаемые государством..
И тем не менее хотелось бы отметить, что действующие нормы об ограничении дееспособности граждан не преследуют цели охраны интересов отдельных индивидуумов. Их задача - оградить семью, социальную ячейку, выполняющую в значительной степени функции экономического жизнеобеспечения, от растрат одного из ее членов ("гражданин: ставит свою семью в тяжелое материальное положение"). Это желание законодателя, безусловно, следует приветствовать. Однако необходимо задуматься и о том, что во многих случаях в подобной защите со стороны закона может нуждаться и одинокий гражданин Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". М., 2000. С. 284.. По праву Российской империи опека над имуществом расточителей учреждалась "в предупреждение и пресечение роскоши безмерной и разорительной, в обуздание излишества, беспутства и мотовства". При этом инициатива в установлении опеки должна была исходить не от членов семьи расточителя, а от главного начальника губернии или иного органа власти Вольман И.С. Опека и попечительство. СПб., 1903. С. 128-136..
Предложение об ограничении дееспособности граждан независимо от наличия у них семьи может расцениваться в современных условиях как недопустимое вмешательство в личную сферу индивида. Однако пределы этой допустимости, обозначенные общим образом в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, довольно условны. Представляется, что такие соображения, как охрана нравственности, прав и законных интересов третьих лиц, обеспечение безопасности государства могут быть использованы при ограничении дееспособности одиноких граждан.
Содержание деятельности
опекуна (попечителя) состоит в совершении
юридических и фактических
Степень отклонения психической
деятельности лица от нормы влияет
на объем необходимой ему помощи
и, следовательно, на объем полномочий
опекуна или попечителя. Именно на
этом факте основано различие между
опекой и попечительством, выраженное
в формулировках п. 2 ст. 32 и п. 2
ст. 33 ГК РФ. Установление опеки влечет
за собой возникновение отношений
законного представительства, а
установление попечительства не должно
по общему правилу создавать таких
последствий. Роль попечителя сводится
только к контролю за юридическими
действиями подопечного (а при попечительстве
над несовершеннолетними
Исходя из того, что
действующее законодательство различает
детей, не достигших 14 лет, и детей
в возрасте от 14 до 18 лет, соответственно
различается опека и
Правила, предусмотренные в настоящее время ст. 41 ГК РФ, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления.
Патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства. Несмотря на то, что законодатель прямо указывает на установление "попечительства в форме патронажа", на наш взгляд, не следует соотносить патронаж и попечительство как видовое и родовое понятия Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический комментарий/Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 90. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций/Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001. С. 130). Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 1997. С. 65; Гражданское право. Т. 1: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 115). Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства России. Общая часть: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 257..
Согласно ст. 31 ГК РФ
опека и попечительство устанавливаются
для защиты прав и интересов недееспособных
или не полностью дееспособных граждан.
Несмотря на то, что институт патронажа
предназначен именно для защиты прав
личности, более того, личности, которая
по состоянию здоровья не в силах
заботиться о себе самостоятельно,
его задачи не совпадают с задачами
опеки. Лицо, находящееся под патронажем,
вполне дееспособно. Это означает, что
все юридически значимые действия оно
может совершать