Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:10, реферат
Целями дипломного исследования являются:
· изучение опеки, попечительства и патронажа как правого явления;
· предложение возможных путей восполнения законодательных и правоприменительных недостатков опеки попечительства и патронажа.
Эти основные цели выражены в комплексе взаимосвязанных задач, теоретический поиск решения которых обусловил структуру и содержание дипломной работы.
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского гражданского и семейного законодательства, а также, а также практики применения норм об опеке, попечительстве и патронаже;
обобщение исторического материала по проблеме опеки, попечительства и патронажа;
комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов механизма реализации норм о опеке, попечительстве и патронаже;
оценка законодательной конструкции статей с точки зрения социальной обоснованности ее содержания и соответствия современным задачам;
ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА
1.1 Особенности исторического развития института опеки, попечительства патронажа
1.2 Опека, попечительство и патронаж как формы индивидуального устройства граждан
В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: "Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае".
Четкое разграничение
опеки и попечительства по основаниям
возникновения и правовым последствиям
было установлено лишь в Кодексе
законов о браке, семье и опеке
РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над
несовершеннолетними в возрасте
до четырнадцати лет и над лицами,
признанными в законном порядке
слабоумными или
Статья 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Ведомости ВС СССР. 1968. N 27. Ст. 241. не разграничивала понятий "опека" и "попечительство", что дало союзным республикам основание по своему усмотрению выбирать для той или иной категории граждан способ их устройства или охраны интересов. В ст. 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержался перечень лиц, над которыми устанавливалась опека или попечительство. В отличие от действующего законодательства опека над детьми длилась до достижения 15 лет. Кроме того, прямо указывалось, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство. Таким образом, охрана прав этой категории лиц осуществлялась посредством попечительства, а не патронажа (сам термин "патронаж" в современном праве появился только с введением в действие ГК РФ 1994 г.).
С введением в действие
ГК РСФСР 1964 г. связаны и перемены
в позиции законодателя по отношению
к такому социальному явлению, как
расточительство. В ст. 16 Кодекса
появилась формулировка, которая
присутствует и в действующем
ГК РФ: "Гражданин, который вследствие
злоупотребления спиртными
Появление попечительства в отечественной правовой системе было обусловлено в свое время наметившейся дифференциацией объема дееспособности граждан и необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие объему ее дееспособности. Традиционно по российскому праву опека и попечительство хотя и не совпадают по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название "опека и попечительство" Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис. канд. юрид. наук. М., 1957. С. 39..
Опека и попечительство над взрослыми появляется значительно позже, чем опека и попечительство над детьми.
Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, "гошпитали" для призрения сирых, больных, увечных, убогих, "престарелых людей обоего пола" Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие. М., 1999. С. 92-93..
Для лиц, страдающих психическими
расстройствами, опека как таковая
до XVII в. не предусматривалась. "Государство
ими не интересовалось, как лицами,
для него вполне бесполезными..... В
Московском государстве первые легальные
ограничения лиц, пораженных физическими
недостатками, встречаются только со
второй половины XVII в. Только Указом 1677
г. запрещается глупым (которые приравниваются
при этом к плутам и пьяницам)
меняться своими поместьями" Гражданская
дееспособность по русскому праву до
конца XVII века. Исследование Н.Н. Дебольского.
СПб., 1903. С. 45.. Известно, что в 1722 г. Указом
Петра I были установлены правила
о свидетельствовании "дураков".
Е.М. Холодковская пишет, что первоначально
эта мера была вызвана участившимися
случаями уклонения дворян от государственной
службы со ссылкой на душевную болезнь.
И лишь с отменой обязательной
службы дворян освидетельствование
стало проводиться "уже для
установления нуждаемости в опеке"
Холодковская Е.М. Дееспособность психически
больных в судебно-
В эпоху становления
абсолютизма человек начинает рассматриваться
с позиции его "трудовой стоимости",
что, в частности, влекло при Петре
Великом "активизацию политики в
отношении профессионального
Впоследствии правила
об опеке над "сумасшедшими" совершенствуются,
хотя Г.Ф. Шершеневич отмечал, например,
неопределенность правового положения
лица со времени его
По Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. опека устанавливалась над лицами "душевно-больными", этот статус придавало лицу заключение врачебной комиссии, составленное в соответствии с "Инструкцией об освидетельствовании душевно-больных", являвшейся приложением к ст. 193 Кодекса. Статья 246 этого Кодекса разрешала применение правил об опеке и "по случаю расточительства или обнаружения таких свойств, которые делают опасным или невозможным оставление данного лица без общественного попечения".
С ГК РСФСР 1922 г. связано
перемещение правил о недееспособности
в гражданское
По мнению А.М. Нечаевой, "законодательные предпосылки патронажа уходят своими корнями во времена Екатерины II, когда предусматривалась обязанность сельских и городских общин, приходов помогать нуждающимся, нищим" Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59.. Необходимо отметить, что термины "патронат" и "патронаж" в истории права иногда отождествлялись, однако чаще под ними понимались различные правовые явления. Так, в XIX в. - начале XX в. под патронатом понималась система помощи несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы, а также гражданам, отличающимся антисоциальным поведением Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. - начало XX в.): Учебное пособие. М., 1996..
Такая форма, как "патронат
над детьми", в XX в. была введена
постановлением ВЦИК и СНК РСФСР
от 1 апреля 1936 г. "О порядке передачи
детей на воспитание (патронат) в
семьи трудящихся". Затем было
принято постановление СНК СССР
от 23 января 1942 г. "Об устройстве детей,
оставшихся без попечения родителей".
Патронат был закреплен в положениях
КоБСа Латвийской, Узбекской ССР
и означал передачу ребенка в
семью на основании договора, заключаемого
с органом опеки и
КоБС РСФСР 1969 г. в
ст. 121 содержал указание на то, что над
дееспособными
Как видно из изложенного, в каждом случае причины признания лица недееспособным определялись правовыми нормами по-разному. Так, в соответствии со ст. 15 ГК РСФСР 1964 г. недееспособным мог быть признан гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими. В то же время ст. 29 действующего ГК РФ в качестве причины такого поведения называет психическое расстройство вообще, а не душевную болезнь или слабоумие. Такой подход является более точным и отражает достижения современной психиатрической науки.
Принятие первой части ГК РФ, в которой содержится десять статей, посвященных установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, ознаменовало "уход" института из семейного законодательства. Окончательно это перемещение состоялось со введением в действие СК РФ, гл. 20 которого носит название "Опека и попечительство над детьми", что соответствует п. 1 ст. 31 ГК РФ.
Однако во мнениях
современных правоведов по вопросу
о месте системы норм об опеке
и попечительстве единство не обнаруживается.
И.М. Кузнецова называет опеку правовым
институтом Комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации части
первой (постатейный). 2-е изд., испр.
и доп. с использованием судебно-арбитражной
практики/Рук. авт. колл. и отв. ред. О.Н.
Садиков. М., 2002. С. 99., А.М. Нечаева, отмечая
рассредоточение норм об опеке и
попечительстве в гражданском и
семейном законодательстве и не находя
в этом никакого противоречия, указывает:
"ГК рассматривает опеку и
Действительно, СК РФ
рассматривает опеку и
Л.М. Пчелинцева полагает, что институт опеки и попечительства является комплексным, поскольку "основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права" Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 492.. Соглашаясь в принципе с оценкой системы норм об опеке как комплексного института, хотелось отметить определенную неточность предложенной Л.М. Пчелинцевой формулировки. Институт не основывается на нормах, а состоит из них, а кроме того, в нем присутствуют нормы разных отраслей законодательства, а не отраслей права.
Современные ученые-цивилисты,
рассматривая положения гражданского
законодательства об опеке и попечительстве,
либо категорически утверждают, что
институт опеки и попечительства
целиком принадлежит
1.2 Опека, попечительство и патронаж как формы индивидуального устройства граждан
Определение сущности опеки и попечительства представляет значительную сложность. М.Ф. Владимирский-Буданов определял опеку как "искусственную власть над семьей" Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 457., Г.Ф. Шершеневич - как "искусственную семью" Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 456., В.И. Синайский - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе" Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 529..
В современной юридической литературе данный вопрос детально не исследовался. Так, С.М. Корнеев определял опеку и попечительство достаточно широко - как одну из форм "осуществления государственной защиты личности"Гражданское право: В 2 т. Т. I: Учебник/Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 143.. Подобного мнения придерживается большинство авторов. Л.М. Пчелинцева указывает, что "в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан" Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 493., в то же время отмечая, что для семейного права это формы устройства детей.