Оказание платных юридических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть договор об оказании юридических услуг в праве РФ.
Задачи работы:
Дать понятие, показать виды договоров об оказании юридических услуг;
Раскрыть форму и особенности данного договора;
Описать юридическую природу рассматриваемого договора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ 4
1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ 4
1.2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ УСЛУГ 6
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ И ЕГО ФОРМА 18
3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛУГ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

курсовая Алексеевой Александры доработка.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Так, письменные и устные консультации должны соответствовать законодательству, регулирующему соответствующие  правоотношения, а при наличии в нем неясностей, пробелов или противоречий отражать указанные проблемы и содержать информацию о возможности их решения.

     Если  клиентом ставится вопрос о способах достижения определенного правового  результата (выигрыша дела и т.п.), то консультация должна содержать ссылки на судебную или административную практику рассмотрения аналогичных дел (при ее наличии), а также оценку вероятности достижения цели, указанной клиентом.

     Однако  даже в том случае, если позиция  клиента полностью соответствует  законодательству, нужно считать нарушением требований к качеству правовых услуг указание на стопроцентную вероятность выигрыша дела или достижения другого правового результата, а также информирование клиента о том, что юрист гарантирует достижение поставленной цели при любых обстоятельствах.

     Подобные  утверждения следует квалифицировать  как намеренное введение в заблуждение, поскольку общеизвестным является тот факт, что выигрыш дела зависит  не только от содержания соответствующих  правовых норм, но и от наличия или  отсутствия у клиента возможности для собирания доказательств, обосновывающих его позицию, а также от деятельности конкретного правоприменителя, т.е. от его квалификации, наличия или отсутствия заинтересованности в исходе дела и т.д.

     Составленные  юристом проекты договоров должны соответствовать действующему законодательству, а также предоставлять клиенту права и преимущества, о которых юрист был поставлен в известность и, кроме того, в них не должно быть условий, ущемляющих интересы клиента, за исключением тех случаев, когда это вызвано потребностями его хозяйственной деятельности.

     В проекте договоров не должно быть неоднозначных формулировок, буквальный смысл которых позволяет давать им различные толкования, в результате чего клиенту может быть причинен ущерб.

     Кроме того, явным нарушением требований к качеству правовых услуг должны считаться всевозможные ошибки и опечатки, если они привели к искажению значимых для клиента условий договора (например, банковских реквизитов).

     Заявления, жалобы и другие документы правового характера должны быть адресованы органу или должностному лицу, которые управомочены их рассматривать, и содержать требования или информацию, предусмотренную действующим законодательством в соответствии с его формулировками. Кроме того, в них должен присутствовать правовой анализ сложившейся ситуации, а также обосновываться позиция клиента с точки зрения законодательства.

     Явными  нарушениями требований к качеству услуг можно считать составление  жалоб и заявлений с нарушениями  правил и процедур, предусмотренных в соответствующих органах, которые привели к отказу в их рассмотрении или повлекли для клиента другие неблагоприятные последствия.

     Также следует считать ненадлежащим исполнением  ссылки в жалобе или заявлении  на правовые нормы, ставящие под сомнение позицию клиента, или подтверждение в них обстоятельств, наличие которых может ухудшить его положение.

     При проведении досудебной подготовки гражданских  и арбитражных дел, которая помимо анализа действующего законодательства обычно заключается в собирании  и закреплении доказательств, юрист обязан правильно определить предмет доказывания, а также средства доказывания, которые необходимо использовать в данном деле.

     Обнаружив неполноту доказательственной базы, юрист должен сообщить клиенту об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о доказательствах, которые нужно иметь в наличии для предоставления в суд.

     При отсутствии их у клиента юрист  обязан разъяснить, какие конкретно  доказательства и какими способами  необходимо получить, а если договор  на оказание правовых услуг предусматривает соответствующие обязанности, то принять меры для собирания и закрепления доказательств самостоятельно.

     Кроме того, качественная досудебная подготовка должна предусматривать комплекс мер  по предотвращению уничтожения или  сокрытия доказательств со стороны заинтересованных лиц, особенно в отношении тех обстоятельств, доказывание которых обычно затруднено (например, наличие определенной информации на сайте в сети Интернет).

     Экспертиза  учредительных и иных документов юридических лиц должна проводиться исходя из требований, установленных законодательством на момент их регистрации, издания или утверждения, а также на момент проведения экспертизы с указанием имеющихся несоответствий и их возможных последствий для нормальной деятельности клиента, а также на способы их устранения.

     Однако  в связи с отсутствием общих  подходов к определению требований, обычно предъявляемых к правовым услугам, на практике эта проблема может  вызывать серьезные затруднения.

     Конструкция договора поручения предусматривает, что поверенный обязан исполнить поручение в соответствии с указаниями доверителя (ст. 973 ГК РФ). Это правило снимает необходимость в регламентации качества услуг поверенного, поскольку его главной обязанностью является точное следование указаниям доверителя.

     Однако  это не вполне соответствует цели, которую ставит перед собой клиент, обращающийся к юристу для представления  своих интересов в суде или  другом органе.

     Поскольку особенностью правовых услуг является необходимость в наличии у  исполнителя квалификации в области права, клиент заинтересован не в том, чтобы юрист выполнял его указания, а в том, чтобы он использовал свои юридические знания для достижения конкретного результата.

     Клиент  вообще не в состоянии, как того требует  закон, дать юристу правомерные, осуществимые и конкретные указания по поводу ведения дела, а также любые другие указания, поскольку, как правило, он не разбирается в сути вопроса.

     Между тем в соответствии с буквальным смыслом ст. 973 ГК РФ при наличии  возможности юрист обязан каждый раз запрашивать у клиента разрешение на отступление от его указаний, в противном случае исполнение договора с его стороны будет считаться ненадлежащим.

     Данные  ограничения имеют смысл только при принятии решений, которые могут  повлиять на исход дела в целом, например, о признании иска, заключении мирового соглашения и т.д., но являются весьма затруднительной формальностью при решении текущих вопросов.

     Таким образом, нормы о договоре поручения  не отражают специфику отношений  по оказанию правовых услуг, связанных с совершением от имени клиента юридических действий, и в связи с этим имеется необходимость в их дополнительной регламентации.

     Однако  это не означает, что при отсутствии в договоре поручения указаний клиента  по поводу ведения судебного дела юрист не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

     В этом случае суд должен выяснить действительную общую волю сторон с учетом цели договора (ст. 431 ГК РФ), а значит, при  отсутствии в нем каких-либо особенностей руководствоваться требованиями, обычно предъявляемыми к судебному представительству.

     При этом некачественным оказанием услуг  может считаться только грубое нарушение  юристом обычных требований, которое  привело к ущемлению прав клиента, такое, как, например, незаявление представителем ответчика о пропуске истцом срока исковой давности или предъявление искового заявления с нарушением требований, предусмотренных законодательством.

     Поскольку судебное представительство включает в себя не только систематическую  и целенаправленную работу над делом, но и элементы творчества, обычно предъявляемые требования к качеству услуг должны соответствовать возможностям "среднего" квалифицированного юриста и не могут, например, включать в себя обязанность изобличить лжесвидетеля умело поставленными вопросами или воздействовать на эмоциональное состояние присяжных таким образом, чтобы они вынесли вердикт о невиновности подсудимого.

     Качественное  оказание услуг судебного представительства  в зависимости от условий договора должно предусматривать детальный правовой анализ ситуации с учетом судебной практики, досудебную подготовку дела, отвечающую изложенным выше критериям, своевременное совершение процессуальных действий в соответствии с установленными правилами, личное участие представителя в судебных заседаниях, своевременное представление суду всех необходимых доказательств, а в случае необходимости заявление ходатайств об их истребовании или обеспечении, грамотное и последовательное изложение позиции клиента в письменной или устной форме, участие в судебных прениях и заявление обоснованных возражений против аргументов, выдвигаемых противной стороной, и т.д.

     Несмотря  на то, что процессуальное законодательство не связывает применение судом правовых норм со ссылкой на них со стороны  лиц, участвующих в деле, и их представителей, юрист в любом случае обязан ссылаться на нормативные акты, обосновывающие позицию своего клиента, в противном случае качество оказанных им правовых услуг должно считаться ненадлежащим.

     В отличие от других видов услуг, оценка качества судебного представительства в случае возникновения спора не может производиться на основании заключения эксперта (т.к. данный вопрос является правовым), поэтому ее будет осуществлять суд с учетом уже состоявшихся решений по делу, в котором участвовал представитель.

     Суду, рассматривающему претензии клиента, в любом случае придется оценивать  эти решения с точки зрения того, как закончилось бы дело, если бы судебный представитель не нарушил  обычные требования к качеству услуг (например, представил бы доказательства в арбитражный суд первой, а не апелляционной инстанции, которой они не были приняты), что в некоторых случаях может поставить под сомнение законность ранее вынесенных судебных актов.

     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

     Поскольку в данной норме говорится о  любых обязательствах, а не только об обязательствах по возмездному оказанию услуг, следует признать, что под  ее действие подпадают также и  договоры поручения.

     Кроме того, на возможность применения к договору поручения законодательства о защите прав потребителей косвенно указал Пленум Верховного Суда РФ, включив в число регулируемых отношений близкий к нему договор комиссии.

     Несмотря  на то, что в Приказе ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 содержится разъяснение о том, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не распространяется на отношения, связанные с осуществлением правосудия, оно не может применяться к договорам поручения, заключенным между лицами, участвующими в деле, и их представителями.

     Указанные договоры не являются составной частью процесса рассмотрения судами гражданских  и уголовных дел в судебном заседании (правосудия) и регулируются другой отраслью права.

     Таким образом, отношения гражданина - потребителя  и организации или индивидуального предпринимателя по оказанию правовых услуг независимо от вида обязательств регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" и в связи с этим имеют некоторые особенности.

     В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 4 указанного Закона при

     отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

     Если  продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

     В связи с этим встает вопрос об обычной  цели, которую ставит перед собой  клиент при заключении договора на оказание правовых услуг.

     Обычно, заключая договор на судебное представительство, он рассчитывает на полный или частичный выигрыш своего дела, но в то же время сам по себе проигрыш не может свидетельствовать о ненадлежащем выполнении юристом своих обязанностей, поскольку судебное решение зависит не только от его действий, но и от других обстоятельств.

Информация о работе Оказание платных юридических услуг