Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:19, реферат
Конституцией Российской Федерации (статья 40) установлено, что каждый имеет право на жилище, причем малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации, призванный конкретизировать указанные конституционные нормы, был введен в действие спустя 11 лет после принятия Конституции 1 марта 2005 г. До этого порядок получения социального жилья гражданами регулировался Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР в 1983 г.
Введение
I. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
II. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
III. Принятие и снятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
IV. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Заключение
Список использованной литературы
не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
были
представлены документы, которые не
подтверждают право соответствующих
граждан состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых
граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В таком случае граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса.
Иные основания отказа в принятии гражданина на учет недопустимы. Законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления такие основания установлены быть не могут.
Обязательное требование, предъявляемое Кодексом к содержанию решения об отказе в принятии на учет состоит в том, что такое решение должно содержать указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения, указанные выше. Иные обязательные требования на федеральном уровне не установлены, поэтому их вправе определить региональные и муниципальные органы. При этом очевидно, что документ, содержащий решение об отказе в принятии на учет (индивидуальный правовой акт органа местного самоуправления), должен быть составлен в письменной форме по правилам, принятым в соответствующем муниципальном образовании для принятия такого рода правовых актов.
Указанное
решение выдается (или направляется
по почте, с курьером и т.п.) гражданину,
подавшему соответствующее заявление,
не позднее трех рабочих дней со дня принятия
указанного решения и может быть обжаловано
им в судебном порядке.
Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В
соответствии со ст. 55 Кодекса гражданам,
принятым на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, гарантируется, что
они не могут быть произвольно лишены
права состоять на указанном учете. Такие
граждане могут быть сняты с учета только
тогда, когда им фактически предоставлены
жилые помещения по договорам социального
найма (ст. 57 Кодекса), либо выявлены основания
для снятия их с учета, предусмотренные
ч. 1 ст. 56 Кодекса.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 статьи 56 ЖК в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В
императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса
установлено, что решение о снятии
граждан с учета в качестве
нуждающихся в жилых помещениях
может быть принято только тем
органом, по решению которого соответствующие
граждане были приняты на указанный
учет (ст. 52 Кодекса). Требования к содержанию
решения о снятии гражданина с учета в
качестве нуждающегося в жилом помещении,
а также правила уведомления о принятых
решениях соответствующих граждан подобны
тем, которые предъявляются к решениям
об отказе в принятии на такой учет (ч.
2, 3 ст. 54 Кодекса).
IV. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57 ЖК ввела новые правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Как и ранее, жилые помещения предоставляются, по общему правилу, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57).
Из указанного выше общего правила предусмотрены исключения - вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Кодекса.
Кодекс 1983 года предусматривал множество исключений из очередности предоставления жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, помимо нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусматривались категории «первоочередников» и «внеочередников», включавшихся в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР). Новый Кодекс вообще не предусматривает права на первоочередное предоставление жилых посещений (ст. 57 ЖК РФ), которым раньше пользовались ветераны войны и труда, инвалиды, семьи погибших, многодетные семьи, учителя и спасатели (ст. 36 ЖК РСФСР). Кроме того, ранее предусматривалась также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в частности лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК 1983 г.
Президентом РФ 29.12.2004 г. был подписан ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований". Указанным Федеральным законом установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 1.01.2005 г., "обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5).
Основанием для заключения договора социального найма с лицом, состоящим на учете, является административный акт - решение о предоставлении жилого помещения (ч. 3, 4 ст. 57 Кодекса), принятое органом местного самоуправления. В свою очередь, договор социального найма теперь фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой, поскольку по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (ст. 47 ЖК 1983 г., ст. 13, 21 Основ).
Очередники, принятые на учет до 1 марта 2005 г. по основаниям, предусмотренным старым Жилищным кодексом, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанные граждане снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие нового Жилищного кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Для случая, когда предоставляется жилое помещение по договору социального найма, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 Кодекса). По сравнению со ст. 41 ЖК 1983 г. данное положение претерпело изменения: ЖК 1983 г. вообще запрещал заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.
Упоминавшимся
выше ФЗ от 29.12.2004 г. "О внесении изменений
в законодательные акты Российской
Федерации в связи с
Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Статья 59 ЖК определяет своеобразную очередность требований, касающихся улучшения жилищных условий, которые могут быть предъявлены лицами, проживающими в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат). При этом ч. 1 и 2 ст. 59 Кодекса исходят из необходимости предоставления такого освободившегося жилого помещения прежде всего наименее социально защищенным гражданам.
В первую очередь подлежат удовлетворению требования тех претендентов на освободившуюся жилую площадь, которые на дату освобождения соответствующего жилого помещения фактически признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. В данном случае речь идет не о любых категориях граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным законодательством, а лишь о тех лицах, которые одновременно признаны малоимущими. Указанным гражданам освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма.
Во вторую очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую очередь) соответствующее жилое помещение предоставляется гражданам, которые фактически не признаны, но могут быть признаны малоимущими по основаниям и в порядке, установленным законодательством, при обязательном условии, что на одного члена семьи таких граждан приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем норма предоставления жилой площади, установленная в данной местности. Претендентам второй очереди, обратившимся с соответствующим заявлением, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма.
В
третью очередь (если в коммунальной
квартире нет граждан, которым освободившееся
жилое помещение
Если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 Кодекса.
Право на дополнительную жилую площадь
Жилищный
кодекс РСФСР предусматривал возможность
предоставления дополнительной жилой
площади в виде комнаты или
в размере десяти квадратных метров
гражданам, страдающим тяжелыми формами
некоторых хронических заболеваний, а
также гражданам, которым эта площадь
необходима по условиям и характеру выполняемой
работы (статья 39 ЖК РСФСР). В новом кодексе
предусмотрена возможность предоставления
дополнительной жилплощади, превышающей
норму не более чем в два раза, если жилое
помещение представляет собой одну комнату
или однокомнатную квартиру либо предназначено
для вселения гражданина, страдающего
одной из тяжелых форм хронических заболеваний
(статья 58 ЖК РФ).
Информация о работе Очередность предоставления жилых помещений