Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:19, реферат
Конституцией Российской Федерации (статья 40) установлено, что каждый имеет право на жилище, причем малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации, призванный конкретизировать указанные конституционные нормы, был введен в действие спустя 11 лет после принятия Конституции 1 марта 2005 г. До этого порядок получения социального жилья гражданами регулировался Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР в 1983 г.
Введение
I. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
II. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
III. Принятие и снятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
IV. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Заключение
Список использованной литературы
Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это - существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями. Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако надо обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса.
Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях. А с лоббизмом неразрывно связана и коррупция в представительных органах государственной власти:
Положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
По
общему правилу, участниками жилищных
отношений могут быть как российские,
так и иностранные граждане, а
также лица без гражданства (ст. 4
Кодекса). Однако применительно к социальному
найму введено исключение из этого правила:
по договорам социального найма жилые
помещения предоставляются только гражданам
России, если международным договором
не предусмотрено иное (нормы международного
права приоритетны по отношению к национальному
законодательству). Следует полагать,
что эта правовая новелла имеет целью
обеспечить бесплатным или предоставляемым
за более или менее доступную плату жильем
прежде всего российских граждан.
II. Основания признания граждан нуждающимися
в жилых помещениях
Кодекс в ч. 1 ст. 51 установил основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются при признании нуждающимися в жилых помещениях как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что перечень таких оснований сформулирован как исчерпывающий, в действительности он таковым не является - соответствующие основания могут устанавливаться также другими федеральными законами и законами субъектов Федерации.
В соответствии со старым Кодексом (статья 29 ЖК РСФСР), правом на улучшение жилищных условий обладали все граждане РСФСР, (1) имеющие низкую обеспеченность жилой площадью (т. е. менее 12 кв. м. на человека), а также (2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным требованиям, и (3) проживающие в коммунальной квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Кроме того, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие (4) в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, либо (5) в общежитиях, либо (6) длительное время на условиях поднайма (статья 29 ЖК РСФСР).
По сравнению с ЖК 1983 г. (см. ст. 29) новый перечень оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении сокращен. В него не включен такой предусмотренный ранее случай, как проживание граждан по две и более семьи в смежных неизолированных комнатах, если между семьями нет родственных отношений.
В то же время основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, установленные в новом Кодексе, сформулированы более универсально и в принципе охватывают остальные случаи, ранее предусмотренные ст. 29 ЖК 1983 г.
Если
гражданину и (или) членам его семьи
принадлежат на праве собственности
несколько (т.е. два и более) жилых
помещений, то общая площадь всех
указанных помещений
В
принципе идею, заложенную в основу
комментируемой нормы, можно признать
верной. Однако невысокий уровень
законодательной техники при
установлении содержащихся в ней
правил не позволяет в целом оценить ее
положительно. Дело в том, что ч. 2 ст. 51
Кодекса не дает ответа на принципиальный
для рассматриваемого случая вопрос, кого
можно считать членами семьи соответствующего
гражданина - только родственников, проживающих
совместно с ним или любых граждан, состоящих
в родстве с данным гражданином. Не вызывает
сомнения, что ответ на этот вопрос теперь
будут находить местные чиновники применительно
к каждому конкретному случаю. Чтобы избежать
этого, целесообразно использовать аналогию
закона, допускаемую ч. 1 ст. 7 Кодекса, и
руководствоваться положениями ч. 1 ст.
69.
нуждающихся в жилых помещениях
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении (как малоимущих, так и граждан иных категорий, о которых говорилось выше) в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган местного самоуправления (ч. 3 ст. 52 Кодекса).
Как правило, заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подается по месту жительства гражданина. Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.
Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина Российской Федерации, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ).
В современной России имеется немало граждан, которые по разным причинам вообще не имеют определенного места жительства. Для таких людей не допускающее исключений правило о принятии на жилищный учет только по месту жительства фактически означало бы лишение их гарантированного Конституцией РФ права на жилище. Думается, отчасти по этой причине в Кодекс включена отсылочная норма, согласно которой в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, граждане могут подать заявление о принятии их на учет и не по месту жительства (ч. 3 ст. 52). В этой норме имеются в виду и другие случаи, например, когда трудовая деятельность отдельных категорий граждан связана с постоянным передвижением.
Основанием для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является заявление гражданина о принятии его на учет. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право этого гражданина состоять на указанном учете.
Установлены императивные правила, в соответствии с которыми в течение 30 рабочих дней со дня получения документов соответствующий орган местного самоуправления обязан рассмотреть указанное заявление и представленные вместе с ним документы и вынести решение о принятии гражданина на учет или об отказе в этом. В части срока, отведенного на принятие решения эти правила новыми не являются. Факт представления указанных документов и дата их представления подтверждаются распиской, которую орган местного самоуправления обязан выдать заявителю.
Если принято положительное решение, то орган местного самоуправления обязан в течение трех рабочих дней выдать заявителю на руки либо направить ему по почте или с курьером документ, подтверждающий решение о постановке гражданина на учет.
Порядок
ведения органом местного самоуправления
учета граждан в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма,
согласно ст. 52 Кодекса, должен устанавливаться
законом соответствующего субъекта
Российской Федерации. В настоящее время
учет граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, регулируется не только
законами, но также подзаконными, в т.ч.
ведомственными, правовыми актами. Например,
Инструкция о порядке учета нуждающихся
в улучшении жилищных условий работников
центрального аппарата Госгортехнадзора
России и предоставления им жилых помещений
утверждена приказом Федерального горного
и промышленного надзора России (Госгортехнадзор
России) от 24.09.2003 г. N 195; Инструкция о порядке
учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий сотрудников подразделений центрального
аппарата и подразделений, непосредственно
подчиненных Министерству внутренних
дел Российской Федерации, и предоставления
им жилых помещений утверждена приказом
МВД РФ от 18.03.2003 г. N 169; Инструкция о порядке
учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий сотрудников, федеральных государственных
служащих и работников органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ утверждена приказом Государственного
комитета РФ по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ от 20.11.2003
г. N 229.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в ст. 54 Кодекса. Отказ возможен, если:
Информация о работе Очередность предоставления жилых помещений