Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:19, реферат
Конституцией Российской Федерации (статья 40) установлено, что каждый имеет право на жилище, причем малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации, призванный конкретизировать указанные конституционные нормы, был введен в действие спустя 11 лет после принятия Конституции 1 марта 2005 г. До этого порядок получения социального жилья гражданами регулировался Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР в 1983 г.
Введение
I. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
II. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
III. Принятие и снятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
IV. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
I. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
II. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
III. Принятие и снятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях
IV. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конституцией Российской Федерации (статья 40) установлено, что каждый имеет право на жилище, причем малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации, призванный конкретизировать указанные конституционные нормы, был введен в действие спустя 11 лет после принятия Конституции 1 марта 2005 г. До этого порядок получения социального жилья гражданами регулировался Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР в 1983 г.
В настоящее время, по данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, в очереди на улучшение жилищных условий стоят почти 5 миллионов российских семей, треть которых ждет квартиры по 10 и более лет. Действующая Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 гг. позволяет обеспечить социальным жильем лишь около 25 тысяч семей в год. Только в Москве, по сведениям Департамента жилищной политики и жилищного фонда, насчитывается 200 тысяч очередников, для обеспечения квартирами которых при условии сохранения нынешних темпов строительства муниципального жилья в столице понадобятся 15 - 17 лет.
Целью
данной работы является рассмотрение
очередности предоставления жилых
помещений согласно новому Жилищному
Кодексу РФ.
по договору социального найма
Социальные принципы, положенные в основу нового Жилищного Кодекса, принципиально отличают его от тезки двадцатилетней давности. Старый Кодекс, в соответствии с гарантиями, содержавшимися в Конституциях СССР и РСФСР, наделял правом на бесплатное получение в пользование жилого помещения всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 28 ЖК РСФСР). Новый Кодекс прямо устанавливает, что правом на получение социального жилья обладают малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (статья 49 ЖК РФ). Очевидно, упоминания о низком имущественном цензе как основании для получения социального жилья, естественные в Конституции 1993 года и принятом на ее основе Жилищном кодексе 2004 года, были немыслимы для законодательства СССР и РСФСР. Из этого базового отличия следует и ряд других нововведений Жилищного кодекса 2004 года.
Раздел III Кодекса содержит две главы, в которых определяются основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также устанавливаются основные правила о таком договоре, конкретизирующие соответствующие положения ГК РФ. ГК РФ (ст. 671-688 гл. 35) содержит нормы о найме жилых помещений, которые (за исключением ст. 672) используются при заключении договоров найма в отношении объектов, относящихся ко всем видам жилищного фонда, выделяемым в зависимости от формы собственности на такие объекты, - частному, государственному, муниципальному (гл. 2 раздела I Кодекса).
По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Нанимателем по такому договору может быть только физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства). Что касается юридических лиц, то им жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. При этом юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ).
Приведенное определение договора найма жилого помещения является универсальным и охватывает две разновидности такого договора.
Первая
- договор коммерческого найма, предметом
которого являются объекты жилищного
фонда, находящиеся в частной, государственной
или муниципальной
Вторая разновидность указанного договора - договор социального найма, заключаемый в отношении только тех объектов, которые входят в состав государственного или муниципального жилищного фонда и относятся к жилищному фонду социального использования. Социальному найму в ГК РФ посвящена ст. 672, которой, в частности, установлено, что такой договор заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. При этом к договору социального найма жилого помещения применяются также правила ст. 674, 675, 678, 680, п. 1-3 ст. 685 ГК РФ. Кроме того, к указанному виду договора могут применяться и другие положения ГК РФ, однако это возможно только в случаях, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В связи с этим новый Кодекс достаточно детально урегулировал отношения, связанные с социальным наймом. Отношения, подобные тем, которые регламентированы разделом III Кодекса, прежде регулировались гл. 1 и 2 раздела III ЖК 1983 г. и Основами (ст. 11-14, 20, 21 и др.). В этих правовых актах понятия "наем жилого помещения", "договор найма жилого помещения" использовались не в том общем значении, которое установлено в настоящее время ГК РФ, и в основном соответствовали современному понятию "договор социального найма жилого помещения" (ст. 60 Кодекса).
Исходя из приведенных выше положений ГК РФ, Кодекс устранил данную терминологическую неточность и оперирует понятием "договор социального найма". Кроме того, многие жилищные отношения, вытекающие из социального найма, Кодекс урегулировал принципиально иначе, чем было ранее, в соответствии с новой системой социальных, экономических и правовых отношений, сформировавшихся в России за последнее десятилетие.
В гл. 7 Кодекса сгруппированы правовые нормы, содержание которых вызывало немало споров при подготовке и обсуждении проекта нового Кодекса. Такие споры вполне закономерны, поскольку в статьях данной главы получили юридическое разрешение наиболее острые и затрагивающие многих, если не большинство россиян, вопросы. Они касаются предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим и другим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, критериев и оснований, при наличии которых это возможно, а также учета таких граждан и других важных отношений.
Как уже отмечалось, предметом договора социального найма могут быть только те жилые помещения, которые относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду. При этом в собственности государства (Российской Федерации и ее субъектов), а также муниципальных образований находятся жилые помещения различного целевого назначения - жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. В соответствии с целями использования по договору социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.
Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья. В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир. Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов. Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установление
порядка определения размера
дохода, приходящегося на каждого
члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего
При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.
Информация о работе Очередность предоставления жилых помещений