Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения.
Введение ……………………………………………………………………. стр.
Глава 1 Теоретические основы ОСАГО
1.1 Роль страховой деятельности в реализации экономических и социальных общественных интересов………………………………….……………….. стр.
1.2 Причины, цель и задачи введения страхования автогражданской ответственности………………….. ………………………………………. стр.
1.3 Зарубежный опыт применения страхования автогражданской ответственности ………………………………. …………………………. стр.
1.4 Основные тенденции развития рынка обязательного страхования гражданской ответственности……………………………………………. стр.
Глава 2 Анализ практики ОСАГО
2.1 Особенности заключения договоров ОСАГО ………………………. стр.
2.2 Перечень документов необходимых для оформления полиса …….. стр.
Глава 3
3.1 Действия при наступлении страхового случая…….………………... стр.
3.2 Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД ………………... стр.
3.3 Проблемы правоприменительной практики ………………………… стр.
Заключение ...……………………………………………………………… стр.
3.2 Оформление ДТП по «Европротоколу»
Во первых следует разобраться что же из себя представляет пресловутый «Европротокол» и почему он собственно называется Евро.
Обратимся к истокам. Европротокол
– название неофициальное, поскольку
законодательство подобного термина
не содержит. Закон «Об обязательном
страховании гражданско-
Мелкие ДТП (когда сумма ущерба незначительная) составляют порядка 70 % от всего количества заявок, поступающих в дежурную часть полка ДПС и как следствие, такие ДТП создают множество неудобств всем участникам дорожного движения, образуются километровые заторы, водители ожидают приезда ГИБДД часами, сотрудники полиции отвлекаются от своих основных обязанностей по организации безопасности дорожного движения.
В связи
с этим с 01 марта 2009 года
приняты поправки в Закон об
ОСАГО, и введена процедура
упрощенного оформления ДТП,
Важная особенность - потерпевший в ДТП может обращаться за возмещением не в компанию виновника, а в свою (где он купил полис ОСАГО). Такая возможность прямого возмещения убытков не что иное, как фактически европейский протокол.
Очевидно, определенные страхи связаны с нюансами заполнения самих бланков, так и с нормами Закона об ОСАГО, согласно которым страховщик может отказать в выплате, в случае невыполнения лицом, претендующим на возмещение, требований Закона, если это повлекло за собой невозможность установления факта, причин или обстоятельств ДТП, а также размера убытков. Достаточно размытая формулировка нормы и порождает неуверенность в том, что без сотрудников ГАИ удастся оформить ДТП достаточно четко, чтобы впоследствии не возникло сомнений относительно причин или обстоятельств аварии. В противном случае можно остаться без страхового возмещения.
Упрощенное оформление ДТП возможно в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
В случае оформления
ДТП по Европротоколу, оба
Упрощенное оформление ДТП по п.2.6 ПДД
Часто происходят ДТП и с участием трех, четырех и более авто, при этом сумма ущерба превышает 25.000 рублей, однако это ДТП также возможно оформить без вызова сотрудников ГИБДД. Согласно п. 2.6. ПДД «Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС или в отдел полиции для оформления происшествия».
Порядок
оформления несколько сложнее,
нежели при оформлении ДТП
по Европротоколу, но также
позволяет оформить
Порядок оформления следующий: водители, составляют схему ДТП, пишут объяснения и заявление на имя начальника отдела ГИБДД того района, где произошло ДТП. При этом, после оформления, водители могут смело направляться по своим неотложным делам, а в ближайшее свободное время проехать в отдел ГИБДД и подать составленный пакет документов и предоставить автомобили на осмотр инспектору.
По итогу водители получают справку о ДТП (ф.748), протоколы и постановления – то есть те же документы, что и при вызове сотрудника ГИБДД на место происшествия.
3.3 Проблемы правоприменительной практики
Правовые, экономические
и организационные основы обязательного
страхования установлены в ФЗ
от 25 апреля 2002 г. № 40 – ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской
Не претендуя на исчерпывающее освещение всех существующих проблем правоприменительной практики в сфере ОСАГО, я остановился на тех из них, которые представляются наиболее интересными и спорными. Речь в частности пойдет о следующих проблемах:
1) Учет износа деталей транспортного средства при определении размера страховой выплаты.
2) Взыскание утраты товарной стоимости транспортного средства.
3) Правовая природа требования потерпевшего к страховщику.
Выплата страхового возмещения с учетом износа деталей транспортного средства, а не в полном объеме служит основанием для обращения потерпевших, имуществу которых причинен вред, в суд.
Страховая выплата в случае
повреждения имущества
Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40 – ФЗ установлено, что размер подлежащих возмещению убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К таким восстановительным расходам отнесены расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта, расходы на оплату работ, связанных с ремонтом (п.2.2 ст.12 Федерального закона № 40 – ФЗ)11.
Необходимость учета износа
частей, агрегатов и деталей при
определении размера
В Верховном Суде РФ в 2003
году рассматривался на предмет соответствия
законодательству абзац 3 подпункта
«б» пункта 63 Правил обязательного
страхования. ВС РФ на тот момент посчитал,
что подобное условие не противоречит
ни ГК РФ, ни Федеральном закону об обязательном
страховании. Высший судебный орган
системы судов общей юрисдикции
указал, что положения о необходимости
учета износа деталей полностью
соответствуют требованиям ст. 15
ГК РФ, поскольку позволяют
Однако, Президиум Высшего
Арбитражного Суда РФ 20 февраля 2007 года
вынес постановление №13377/06, согласно
которому содержащиеся в пункте 63 Правил
обязательного страхования
Как мы видим, единой позиции между Высшим Арбитражным Судом РФ и высшей инстанцией судов общей юрисдикции не существует.
Предполагается, что унификация судебной практики, согласованность позиций судов по озвученной проблеме способствовала бы ее однозначному решению.
Взыскание утраты товарной
стоимости транспортного
Правительство РФ в пункте 63 Правил предусмотрело, что размер страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояния, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).
Содержание данной нормы предполагает, что возмещению подлежат лишь восстановительные расходы, перечень которых дается в п.64 Правил, а величина УТС не включается в состав страховой выплаты.
В тоже время в соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Причем под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода)15.
Из анализа ст.6 во взаимосвязи с п.2 ст.12 Федерального закона №40- ФЗ следует, что при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Данное условие закреплено и в подпункте «а» пункта 60 Правил обязательного страхования. Таким образом, УТС транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.
Подобное понимание утраты
товарной стоимости было обозначено
Президиумом ВС РФ в обзоре практики
за II квартал 2005г., утвержденном постановлением
Президиума от 10 августа 2005 г. и в
Решении ВС РФ от 24 июля 2007 г.№ГКПИ07-658
«О страховых выплатах при ДТП».
В силу данного решения абзац
первый подпункта «б» пункта 63 Правил
обязательного страхования
Что же касается порядка выплаты УТС, судебная практика пришла к следующему выводу. Поскольку УТС относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору ОСАГО в пределах страховой суммы, установленной Федеральным законом об обязательном страховании. В случае если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу ст.1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда18.
С.В. Дедиков считает, что
активное применение возмещения УТС
в сфере ОСАГО, где четко ограниченна
ответственность страховщика
Представляется, что подобные
опасения не лишены смысла, поскольку
разговоры об убыточности страхования
в сфере ОСАГО и о
Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности