Обязательное страхование автогражданской ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. стр.

Глава 1 Теоретические основы ОСАГО
1.1 Роль страховой деятельности в реализации экономических и социальных общественных интересов………………………………….……………….. стр.
1.2 Причины, цель и задачи введения страхования автогражданской ответственности………………….. ………………………………………. стр.
1.3 Зарубежный опыт применения страхования автогражданской ответственности ………………………………. …………………………. стр.
1.4 Основные тенденции развития рынка обязательного страхования гражданской ответственности……………………………………………. стр.

Глава 2 Анализ практики ОСАГО
2.1 Особенности заключения договоров ОСАГО ………………………. стр.
2.2 Перечень документов необходимых для оформления полиса …….. стр.

Глава 3
3.1 Действия при наступлении страхового случая…….………………... стр.
3.2 Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД ………………... стр.
3.3 Проблемы правоприменительной практики ………………………… стр.

Заключение ...……………………………………………………………… стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ОСАГО.docx

— 232.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Специальность

«Юриспруденция»

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Гражданское право»

Тема: «Обязательное страхование  автогражданской ответственности»

 

Выполнил:

 

 

 

 

Проверил(а):

 

 

 

       ______________________

подпись

 

 

 

 

2012 г.

План:

 

Введение …………………………………………………………………….  стр.

 

Глава 1 Теоретические  основы ОСАГО

1.1 Роль страховой деятельности  в реализации экономических и  социальных общественных интересов………………………………….……………….. стр.

1.2 Причины, цель и задачи введения страхования автогражданской ответственности………………….. ………………………………………. стр.

1.3 Зарубежный опыт применения  страхования автогражданской ответственности ………………………………. …………………………. стр.

1.4 Основные тенденции развития рынка обязательного страхования гражданской ответственности…………………………………………….  стр.

 

Глава 2 Анализ практики ОСАГО

2.1 Особенности заключения  договоров ОСАГО ……………………….  стр.

2.2 Перечень документов  необходимых для оформления полиса  …….. стр.

 

Глава 3

3.1 Действия при наступлении страхового случая…….………………... стр.

3.2 Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД ………………... стр.

3.3 Проблемы правоприменительной практики ………………………… стр.

 

Заключение ...……………………………………………………………… стр.

 

Список использованных источников…………………………………….. стр. 
Введение

Рост интенсивности  дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации  страхования гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов рассматривается в качестве одного из основных направлений совершенствования человеческого потенциала, создания комфортной и безопасной социальной среды.1

Изучение российского  законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности, а также практики его организации  выявило ряд проблем, возникших  еще на этапе разработки Закона, которые обострились после введения его в действие. Кроме того, появились  новые аспекты проведения ОСАГО, которые также требуют научной  проработки, что и обусловливает  актуальность курсовой работы.

Страховая деятельность перестала  быть монополией государства и осуществляется страховщиками. Страхование является наиболее распространенным и широкоупотребляемым  способом минимизации рисков, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования при осуществлении хозяйственной  деятельности, поскольку риски следует  считать неотъемлемой частью хозяйственной  деятельности.

Одними из наиболее распространенных рисков, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования, являются риски, связанные  с потерей прибыли, а также с утратой или повреждением имущества. Поэтому, одной из основных задач при проведении мероприятий по обеспечению выполнения договоров является разработка механизма минимизации потерь в хозяйственной деятельности.

Все это обусловливает  необходимость углубленного исследования гражданско-правовых норм, регулирующих правоотношения страхования как  вида обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве. Так, установление теоретического основания и освещение  практического использования правоотношений страхования, определения их места  в системе обеспечения исполнения обязательств является весьма актуальным.

Федеральный Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств" устанавливает  единообразное подробное регулирование  отношений страхователей и страховщиков с целью обеспечения баланса  их интересов. По мнению целого ряда авторов, такой подход федерального законодателя оправдывается принудительным характером оказания рассматриваемого вида страховых  услуг.

Крайнее разнообразие условий  на территории страны вызывает проблему применения общих подходов к государственному регулированию, единообразных норм, тарифов и правил страховыми компаниями, действующими в различных регионах.

Целью работы является разработка теоретических основ правового регулирования и выявление проблем страхования автогражданской ответственности для того, чтобы дать практические рекомендации по их решению.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучить роль страховой деятельности в реализации экономических и социальных общественных интересов
  • рассмотреть причины, цель и задачи введения страхования автогражданской ответственности
  • изучить зарубежный опыт применения страхования автогражданской ответственности
  • проанализировать текущего состояния рынка обязательного страхования
  • проанализировать развитие рынка страхования автогражданской ответственности в РФ
  • исследовать систему страховых выплат
  • исследовать проблемы правоприменительной практики в сфере ОСАГО

Источниками, использованными  в работе, являются акты, регулирующие обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, аналитические и статистические материалы, материалы, размещенные  на официальном сайте Федеральной  службы страхового надзора, Росгосстраха и другие сайты, касающиеся страховой  деятельности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Практическая значимость проведенного исследования определяется наличием рекомендаций, которые могут  быть использованы в ходе совершенствования  законотворческой и организационно-управленческой деятельности органов государственной  власти РФ.

 

Глава 1 Теоретические основы ОСАГО

 

1.1 Роль страховой  деятельности в реализации экономических  и социальных общественных интересов

Экономика всегда в значительной мере подвержена рискам, наступление  которых неизбежно влечет значительные экономические потери. Сегодня, так  же, как и многие десятки и сотни  лет тому назад, общество вынуждено  решать проблему защиты от экономических  последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, обеспечения  интересов семей и отдельных  граждан при наступлении непредвиденных неблагоприятных последствий. Страхование - важнейший способ минимизации и  ликвидации экономических потерь в  обществе, являющихся следствием неблагоприятных  явлений и событий. Исследователи  считают, что ранние формы современного страхования появились в период позднего рабовладельческого строя.

Современный Российский страховой  рынок возник в 1992 году. С тех пор  произошло много перемен, и сегодня  стало понятно, что страхование  - это неотъемлемая часть экономики. Анализ современной ситуации в данной сфере требует некоторого экскурса в историю. Многие исследователи полагают, что официальной датой появления российского страхования следует считать 1786 г., когда согласно манифесту Екатерины II при Государственном заемном банке учреждена Страховая экспедиция, обладавшая государственной монополией на ведение страховых операций в империи до 1822 года. Первое акционерное общество, учрежденное в 1827 году, называлось Российское страховое от огня общество, также получившее монопольное право на проведение страховых операций вплоть до 1847 года. В 1834 г. при участии А.Бенкендорфа и А.Хитрово учреждено Второе Российское страховое от огня общество. В 1835 г. учреждено первое общество по страхованию жизни — "Российское общество для застрахования пожизненных и других срочных доходов и денежных капиталов"2.

Следует отметить, что целью  страхования является не восстановление той или иной вещи, а возмещение возникшего у страхователя убытка денежными  средствами, ибо экономическая основа страховой деятельности - формирование и дальнейшее перераспределение  между страхователями сформированного  денежного фонда, а не услуга по осуществлению  ремонтно-восстановительных работ  утраченного или поврежденного  имущества. Вполне уместно процитировать  В.Р. Идельсона, который утверждал, что "страховщик не принимает никаких  особых противопожарных мер, не заботится  о том, чтобы не поднялась буря, вообще снимает с себя заботы о  том, чтобы материальная вещь, интерес  в которой есть предмет страхования, осталась целой, точно также, в случае несчастья страховщик даст не вещи, а деньги (т.е. денежную стоимость  интереса), и действительно, интерес  этим обеспечивается от гибели: пусть  дом горит, корабль тонет, - застрахованный интерес не гибнет с ними, он обеспечен, он "в огне не горит и в воде не тонет"3.

Совокупный оборот современного мирового страхового рынка превышает 2,4 трлн. долл. США4. Имея давнюю историю, страхование в современной экономике играет роль стабилизатора и основного гаранта непрерывности общественного воспроизводства, обеспечивая выплаты пострадавшим, в совокупности составляющие более триллиона долларов США ежегодно. Мировой рынок страхования давно перестал быть простой совокупностью национальных страховых рынков. Имея доступ на рынки других стран в системе Всемирной торговой организации, используя международное перестрахование, страховщики различных стран мира выполняют экономическую функцию сохранения и восполнения накопленного общественного богатства во всех странах мира. Зачастую при наступлении крупных убытков в отдельных странах мира в выплате страхового возмещения участвуют страховщики и перестраховщики, зарегистрированные в других странах и на других континентах. К числу наиболее распространенных видов страхования специалисты относят страхование ответственности автовладельцев, страхование ответственности товаропроизводителей, работодателей, страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде и другие виды. Эти виды страхования появились в начале 30-х годов XX века и вскоре получили массовое распространение. Изменяющийся характер рисков, таким образом, порождает и новые виды страхования.

Перечисленные выше обстоятельства показывают: страхование как метод  управления риском, при котором риск, присущий торговой или производственной операции, жизнедеятельности, передается другому лицу, учрежденному для этих целей в форме специализированной организации, имеет довольно непродолжительную  историю, хотя страховые операции с  признаками передачи риска другому  лицу имеют давнюю, многовековую историю  в различных европейских странах. Страхование, таким образом, отвечает одной из основных потребностей, присущих человеческому обществу, привнося необходимый  элемент стабильности в систему  общественных отношений. В западной экономической теории подчеркивается, что в отсутствие возможности  страхования определенные сектора  экономики не получили бы своего современного развития.

В российской экономике такое  понимание роли страхования только формируется. Отношения собственности, являющиеся основополагающими для  формирования потребности в страховании, и несение риска, связанного с  владением, распоряжением и пользованием имуществом, принадлежащим обособленным хозяйственным субъектам и лицам, неизбежно влекут за собой появление интереса к страхованию как важнейшему методу управления рисками.

Государственное обязательное страхование от несчастных случаев  на производстве (в России введено  в 1907 году) стало первым массовым видом  личного страхования. Постепенно в  системе государственного социального  страхования стали появляться пенсионное страхование и медицинское страхование, а также социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности.

Несмотря на то, что в  различных странах по-разному  осуществляется государственное вмешательство  и государственное регулирование  проведения этих видов страхования, трудно представить современное  экономически развитое государство, в  котором управление социальными  рисками общества осуществлялось бы иначе, чем с помощью страхования. Последние тенденции развития стран  Европейского Союза показывают: если в начале XX века преобладающими являлись государственные системы социального  страхования, то современные экономики  в силу различных причин все в  большей степени ориентированы  на развитие частных систем страхования  социальных рисков. В развитых странах  сектор частного страхования обеспечивает работой большое число населения. В совокупности общее число занятых  в страховании в мире не менее 3,5 млн. человек. Возможность принятия рисков на страхование определяется капитализацией страховых компаний, природой риска и опустошительностью последствий его проявления. Страховые  рынки стран бывшего "советского блока", к которым относится  и рынок страхования в России, находятся в стадии формирования.

 

 

1.2 Причины, цель  и задачи введения страхования  автогражданской ответственности

Еще начиная с 1913 года стало  формироваться гражданское законодательство о страховании автогражданской  ответственности и, своя, система  такого страхования, 11 мая 1913 года для  страхового общества "Россия" были утверждены Общие условия страхования  убытков владельцев моторных экипажей". Еще большей остроты достигла данная проблема в современных условиях.

С 2003 года стал применяться  на практике закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)5.

Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности