Объявление умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. К особому производству относятся дела, в которых нет материально-правового спора, подведомственного суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или отсутствия факта, имеющего юридическое значение, закономерности или неправомерности совершения действий органами нотариата, загса, а также восстановление прав на утраченные документы определенного вида. В особом производстве суд не касается самих правовых последствий, вытекающих из установленных им фактов.

Содержание

1. Историко-правовой аспект становления института признания гражданина пропавшим без вести или умершим……………………………………………….....5
1.1. Понятие безвестного отсутствия………………………………………...5
1.2. Развитие института о признании лица без вести пропавшим
в истории российского гражданского права………………………………...6
2. Признания лица без вести пропавшим или умершим…………………………13
2.1. Процесс признания лица безвестно отсутствующим………………….13
2.2. Процесс объявления гражданина умершим……………………………16
3.Правовые последствия признания безвестно отсутствующим………………….18
3.1.Имущество передается в доверительное управление.............................20
3.2.Рассторжение брака………………………………………………………24
4.Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………25
4.1.Открытие наследства…………………………………………………….25
4.2.Прекращение брака……………………………………………………....26
5. Судебная практика…………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...31
Библиографический список источников информации………………

Работа содержит 1 файл

курсач куска.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

    Указанная норма является принципиально новой для российского гражданского законодательства, так как охрана имущественных интересов граждан, признанных безвестно отсутствующими, ранее осуществлялась с помощью института опеки. Однако опека над имуществом безвестно отсутствующего гражданина обеспечивала надлежащую охрану его имущественных интересов в прежних экономических условиях.

    Эффективность опеки над имуществом безвестно  отсутствующего гражданина подверглась  переоценке законодателем в условиях развития частной собственности. Активное участие граждан в имущественных отношениях объективно вызвало необходимость в правовых нормах, обеспечивающих охрану и защиту имущественных прав граждан от возможных правонарушений. Такими нормами, в частности, являются правила о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

    В ст. 43 и гл. 53 ГК РФ содержатся нормы  о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно  отсутствующим. ГК РФ не в полной мере регулируют соответствующие отношения как в силу недостаточности, так и вследствие противоречивости. Других нормативных актов, регулирующих данные отношения, не существует. Хотя даже в п. 3 ст. 43 ГК РФ предусмотрено принятие специального закона, определяющего иные, чем в п. п. 1 и 2 ст. 43, последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Следует отметить, что в некоторых зарубежных странах действуют специальные законы о безвестном отсутствии. Так, в ФРГ применяется Закон "О безвестном отсутствии", в котором детально урегулированы отношения, связанные с управлением имуществом безвестно отсутствующего гражданина.20

    Следует проанализировать те немногие положения  о доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно  отсутствующим, которые закреплены в действующем законодательстве.

    Доверительное управление имуществом связано с  установлением на основании решения  суда безвестного отсутствия гражданина. При этом под безвестным отсутствием  можно понимать "совокупность исследованных  и установленных судом фактов, дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим".21 Такими фактами являются, во-первых, отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания, во-вторых, с момента, когда о гражданине были получены последние сведения, прошло не менее года.22 Если указанные факты не будут установлены, то суд откажет в удовлетворении требования о признании гражданина безвестно отсутствующим. Так, кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции и направила дело на новое рассмотрение в связи с тем, что юридически значимые обстоятельства не были определены и впоследствии не были установлены.23

    Доверительное управление имуществом гражданина, признанного  судом безвестно отсутствующим, допускается только при необходимости  в постоянном управлении имуществом. Соответственно различается имущество безвестно отсутствующего гражданина, требующее и не требующее постоянного управления.

    Инициаторами  заключения договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, являются заинтересованные лица, которые при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим "вправе обратиться в местную администрацию (муниципалитет) с требованием о назначении управляющего и заключении с ним договора доверительного управления имуществом". Такими заинтересованными лицами могут быть супруг, иждивенцы, кредиторы гражданина, признанного безвестно отсутствующим.24

    Доверительными  управляющими по договору доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, могут быть все лица за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений. В качестве доверительного управляющего может выступать также заинтересованное лицо, по заявлению которого гражданин признан судом безвестно отсутствующим (например, родственники безвестно отсутствующего, кредиторы). Определение конкретного лица как доверительного управляющего осуществляется органом опеки и попечительства, который должен учитывать возможность будущего доверительного управляющего обеспечить надлежащее доверительное управление в интересах безвестно отсутствующего и третьих лиц.

    С учетом того что доверительное управление имуществом гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, направлено не только на сохранение или приумножение этого имущества в интересах безвестно отсутствующего, но также и на погашение обязательств кредиторов, выдачу содержания иждивенцам отсутствующего гражданина, выгодоприобретателями по такому договору являются безвестно отсутствующий гражданин, а также третьи лица, удовлетворяющие свой имущественный интерес за счет имущества безвестно отсутствующего гражданина, находящегося в доверительном управлении.

    Учредителем управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина является орган опеки и попечительства как структурное подразделение соответствующего органа местного самоуправления.

    При доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно  отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении. Если орган опеки и попечительства откажет в передаче всего или части имущества в доверительное управление, то заинтересованные лица вправе требовать установления управления над имуществом отсутствующего лица, не переданным в доверительное управление. Гражданское законодательство не использует термин "опека над имуществом" и в п. 1 ст. 32 ГК РФ закрепляет лишь опеку над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. На основе анализа п. 2 ст. 43 и ст. 37 ГК РФ можно утверждать о возможности установления не опеки, а управления над имуществом отсутствующего лица как до признания его судом безвестно отсутствующим, так и в случае отказа органом опеки и попечительства признать необходимость в постоянном управлении его имуществом. Согласно п. 2 ст. 43 ГК РФ "орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания гражданина назначить управляющего его имуществом". В соответствии со ст. 37 ГК РФ на опекуна, помимо иных обязанностей, возлагается также и обязанность по управлению имуществом подопечного. Таким образом, по мысли законодателя опека устанавливается только над лицами, но не над их имуществом. В отношении имущества подопечного допускается управление наряду с опекой. Если же нет лица, то нет и опеки, а возможно только управление имуществом отсутствующего лица.

    Содержание  договора доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно  отсутствующим, определяется органом  опеки и попечительства и доверительным управляющим с учетом общих положений гл. 53 ГК РФ о доверительном управлении имуществом, а также особенностей нормативно-правового регулирования данного договора.

    Основная  обязанность доверительного управляющего состоит в необходимости погашать задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего гражданина. Следует отметить, что доверительный управляющий исполняет данную обязанность только при наличии исполнительных документов. Поэтому заинтересованные лица при отсутствии исполнительных документов должны обратиться в суд за их получением.

    Не  менее важной является обязанность  доверительного управляющего охранять имущество безвестно отсутствующего гражданина, которая может быть дополнена  обязанностью приумножать это имущество. Имущество, полученное в результате доверительного управления, должно поступать вновь в доверительное управление.

    Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно  отсутствующим, прекращается вследствие явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в случае объявления его умершим или установления факта его смерти, а также по основаниям, предусмотренным ст. 1024 ГК РФ.

    Анализ  действующих правовых норм о доверительном  управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового и договорного регулирования в этой сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Рассторжение  брака 

    На  основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак.

    Кроме того, за счет имущества безвестно  отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий  обязан содержать, а также погашаются задолженности по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"25 ,указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 

4.1.Открытие  наследства

    В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Свидетельство о смерти выдается органами загса на основании медицинского заключения. В этом случае днем открытия наследства считается день смерти наследодателя. Наряду с этим закон указывает, что наследство может также открываться в день вступления в законную силу решения суда об объявлении лица умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 и п. 1 ст. 1114 ГК РФ). Таким образом, если вести речь о системе оснований открытия наследства, то не только фактическая смерть входит в их число, но и смерть предполагаемая, т.е. когда лицо объявляется умершим по решению суда.

       При этом возможно возникновение ситуаций, когда день вступления в законную силу решения суда и день предполагаемой либо фактической смерти, указанный в судебном решении, будут располагаться во времени на весьма значительном удалении друг от друга, в том числе и за пределами срока, установленного для принятия наследства. В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК в случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

       Итак, днем открытия наследства закон считает  либо день фактической смерти лица, установленный на основании медицинского заключения, либо день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, либо день предполагаемой гибели гражданина, который также может быть установлен решением суда об объявлении этого лица умершим. 
 
 
 
 
 

       4.2.Рассторжение  брака

       В случае смерти супруга или объявления судом одного из супругов умершим  не требуется какого-либо специального оформления прекращения брака. В  таких случаях брак считается  прекращенным с момента смерти супруга  или с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим. Единственным документом, подтверждающим прекращение брака вследствие смерти супруга, является свидетельство о его смерти, выданное органом загса. Доказательством прекращения брака вследствие объявления судом одного из супругов умершим является вступившее в законную силу решение суда об объявлении супруга умершим. Государственная регистрация смерти супруга производится органом загса на основании указанного судебного решения.

       Объявление  судом одного из супругов умершим  влечет такие же правовые последствия, что и физическая смерть супруга. Брак считается прекращенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.СУДЕБНАЯ  ПРАКТИКА

       Среди множества сложных социальных и  правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится нетерпимая юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.

    На  практике нередки ситуации, когда  члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании  его безвестно отсутствующим  и на протяжении пяти лет, истечение  которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие "заинтересованные лица", следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.26

Информация о работе Объявление умершим