Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. К особому производству относятся дела, в которых нет материально-правового спора, подведомственного суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или отсутствия факта, имеющего юридическое значение, закономерности или неправомерности совершения действий органами нотариата, загса, а также восстановление прав на утраченные документы определенного вида. В особом производстве суд не касается самих правовых последствий, вытекающих из установленных им фактов.
1. Историко-правовой аспект становления института признания гражданина пропавшим без вести или умершим……………………………………………….....5
1.1. Понятие безвестного отсутствия………………………………………...5
1.2. Развитие института о признании лица без вести пропавшим
в истории российского гражданского права………………………………...6
2. Признания лица без вести пропавшим или умершим…………………………13
2.1. Процесс признания лица безвестно отсутствующим………………….13
2.2. Процесс объявления гражданина умершим……………………………16
3.Правовые последствия признания безвестно отсутствующим………………….18
3.1.Имущество передается в доверительное управление.............................20
3.2.Рассторжение брака………………………………………………………24
4.Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………25
4.1.Открытие наследства…………………………………………………….25
4.2.Прекращение брака……………………………………………………....26
5. Судебная практика…………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...31
Библиографический список источников информации………………
-
безвестное отсутствие
-
наличие преступных связей, угроз
в адрес исчезнувшего лица, противоречивые
объяснения и нелогичное
- наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;
- наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;
- несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;
-
внезапный ремонт квартиры, где
проживал (временно находился)
-
поспешное решение членами
- исчезновение с автотранспортом;
- исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;
-
исчезновение
-
безвестное отсутствие
-
исчезновение сотрудников
Приведенный
перечень не является исчерпывающим, он
может пополняться другими
Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.
4.
В комментируемой статье
5.
В нормативных правовых актах
используется термин "безвестное
отсутствие", который не следует
отождествлять с институтом
2.2. Процесс
объявления гражданина умершим
Объявление умершим — признание официальными инстанциями (обычно по решению суда, но в некоторых странах и без такового) факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием.
1.Статья
устанавливает случаи, когда с
высокой долей вероятности
2.
Общий срок для объявления
гражданина умершим, если в
месте его жительства нет
Специальные
сроки установлены для случаев,
когда гражданин пропал без вести
при обстоятельствах, угрожавших смертью
или дающих основание предполагать
его гибель, которая произошла
от определенного несчастного
По общему правилу днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда. Вместе с тем при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Действующее законодательство по данной категории дел не предусматривает обязанности обращения в органы милиции за розыском лица, хотя такое обращение целесообразно. Предпринятый органами милиции розыск лица служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте своего жительства.
3.
На основании ст. 276 ГПК РФ заявление
о признании гражданина
В ходе рассмотрения дела судья извещает и иных заинтересованных в исходе дела лиц, т.е. тех, на права и обязанности которых может повлиять решение суда (например, при объявлении гражданина умершим по заявлению кредитора пропавшего привлекаются потенциальные наследники).
Согласно ст. 277 ГПК РФ в заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. Доказательствами по рассматриваемой категории дел являются: справка с места жительства гражданина; свидетельские показания, показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей, справки с места работы об отсутствии гражданина, доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из органов внутренних дел, адресных столов); доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения); доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов; извещение отдела загса об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица; доказательства наличия правовой цели объявления гражданина умершим.
4. Следует
отметить, что в соответствии
со ст. 1113 "Открытие наследства"
ГК РФ объявление судом
3.ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
1.
Правовые последствия
В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.
2. В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:
-
если годичный срок, установленный
комментируемой статьей, не
-
как предусмотрено гражданским
процессуальным
3.п. 1 статьи позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:
-
факт необходимости
- факт передачи имущества в доверительное управление;
-
назначение доверительного
4.
При признании гражданина
- с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;
-
с другой стороны,
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.
Согласно
п. 1 ст. 40 Федерального закона от 2 октября
2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
в случае признания должника безвестно
отсутствующим исполнительное производство
подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем
полностью или частично, если установленные
судебным актом, актом другого органа
или должностного лица требования или
обязанности допускают правопреемство.
3.1.Имущество
передается в доверительное
В соответствии со ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.