Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. К особому производству относятся дела, в которых нет материально-правового спора, подведомственного суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или отсутствия факта, имеющего юридическое значение, закономерности или неправомерности совершения действий органами нотариата, загса, а также восстановление прав на утраченные документы определенного вида. В особом производстве суд не касается самих правовых последствий, вытекающих из установленных им фактов.
1. Историко-правовой аспект становления института признания гражданина пропавшим без вести или умершим……………………………………………….....5
1.1. Понятие безвестного отсутствия………………………………………...5
1.2. Развитие института о признании лица без вести пропавшим
в истории российского гражданского права………………………………...6
2. Признания лица без вести пропавшим или умершим…………………………13
2.1. Процесс признания лица безвестно отсутствующим………………….13
2.2. Процесс объявления гражданина умершим……………………………16
3.Правовые последствия признания безвестно отсутствующим………………….18
3.1.Имущество передается в доверительное управление.............................20
3.2.Рассторжение брака………………………………………………………24
4.Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………25
4.1.Открытие наследства…………………………………………………….25
4.2.Прекращение брака……………………………………………………....26
5. Судебная практика…………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………...31
Библиографический список источников информации………………
Лицами, уполномоченными законом на возбуждение подобного рода дел, являлись: 1) частные лица, заинтересованные в имущественных правах безвестно отсутствующего, напр., его наследники, и 2) чины прокурорского надзора.
Порядок производства дел подобного рода заключался в следующем. Окружной суд, удостоверившись в несомненности предположения о безвестном отсутствии лица, оставившего имущество, делал распоряжение о публикации о безвестно отсутствующем и о назначении для охранения его прав и имущества особого попечителя, определив при этом права и обязанности последнего. Затем, с истечением вышеприведенных сроков, суд по просьбе лиц, возбудивших производство о безвестном отсутствии, а равно имеющих право возбудить таковое, производил расследование через одного из своих членов, заключающееся в допросе свидетелей из того уезда, где было место жительства и пребывания отсутствующего, и в собрании всяких сведений о пропавшем без вести. Затем суд выносил решение о признании безвестно отсутствующего пропавшим без вести, обращая внимание на поводы отсутствия и на причины, которые могли препятствовать получению сведений о безвестно отсутствующем лице. Решение это могло быть постановлено не ранее, как по прошествии года после определения суда о производстве следствия; ему должно было предшествовать заключения прокурора, защищающего интересы отсутствующего; оно объявлялось в открытом заседании суда и подлежало обязательным публикациям в Ведомостях. Признание пропавшим без вести влекло за собой следующие имущественные последствия: 1) если безвестно отсутствующим оставлено духовное завещание, то оно вскрывалось и лица, в пользу которых сделаны отказы по завещанию, могли временно пользоваться имуществом; законные же наследники пропавшего имели право требовать ввода во владение имуществом, принадлежавшим отсутствующему. В обоих случаях требовалось представление обеспечения в надлежащем управлении имуществом, от чего освобождались родственники по восходящей или нисходящей линиям, а также супруг или супруга10.
Временный владелец принимал в управление имущество лица, пропавшего без вести, с обязанностью в случае возвращения сего лица или по получении о нем известия отдать ему в своем управлении отчет. При установлении временного владения на владельцах лежала обязанность составления описи принятого ими имущества в присутствии прокурора или должностного лица, назначенного им вместо себя, и с удостоверением сведущими людьми вносимого в эту опись состояния недвижимых имуществ. Половина доходов с принадлежавшего безвестно отсутствующему имущества в течение первых 15-ти лет со дня признания отсутствующего пропавшим без вести собиралась в его пользу и надежно помещалась для наращения процентами, другая же половина доходов (а по истечении 15 лет — весь доход) шла уже в пользу временных владельцев11.
Последние не могли ни отчуждать, ни обременять ипотеками недвижимых имуществ пропавшего без вести, а также ни обременять, ни получать обеспеченных ипотекой капиталов его без представления достаточного обеспечения. 2) Если отсутствие продолжалось 30 лет с момента признания данного лица пропавшим без вести или если прошло 100 лет со дня рождения пропавшего, то обеспечения отменялись и лицам, имеющим на то право, предоставлялось ходатайствовать перед судом о признании за ними окончательно права владения имуществом отсутствующего и требовать раздела этого имущества.
Лицам, за которыми признано окончательно право владения, принадлежала и накопившаяся в продолжение первых 15 лет временного владения сумма половинного дохода со всеми приращениями12.
Имущество признанного пропавшим без вести возвращалось по его явке, но полностью оно могло быть возвращено только во время временного владения, согласно описи, если же это лицо предъявляло свои права после предоставления окончательного владения, — имущество возвращалось лишь в том положении, в каком это имущество находится в момент явки. До вступления во владение возвратившегося собственника суд по его просьбе принимал охранительные меры. Дети пропавшего без вести и дальнейшие его родственники по прямой нисходящей линии могли требовать возвращения его имущества в течение 30-ти лет со дня предоставления окончательного владения.
Кроме изложенных постановлений, вышеприведенными узаконениями устанавливались также правила, определяющие права жены на управление ее имуществом во время безвестного отсутствия мужа, которому, по местным законам, принадлежало право управления и пользования этим имуществом во время брака (см. это сл.), а также определялся порядок опеки и попечительства над личностью и имуществом малолетних детей безвестно отсутствующего13.
По остзейским гражданским законам, допускающим бездоговорное ведение чужих дел, предполагалось, что интересы удалившегося из своего постоянного места жительства, если бы он даже и не оставил поверенного или уполномоченного, могли быть защищаемы лицом, взявшим на себя ведение его дел без всякого на то поручения, а потому в подобных случаях оно прибегает к помощи общественной власти лишь тогда, когда подобного лица не оказывается, или невозможно допустить ведение дел таким способом, а между тем защита интересов отсутствующего оказывается необходимой. В этих случаях на суде, которому отлучившийся был до оставления им места жительства лично подведомствен, лежит обязанность назначить для охранения имущества отсутствующего и заведования им попечителя, который в случае открытия наследства в пользу отсутствующего может принять его на том же основании, на каком опекун принимает наследство, доставшееся опекаемому. По законам Остзейского края предположение о смерти безвестно отсутствующего, подобно германскому законодательству, связано с достижением им известного возраста при отсутствии сведений о его местопребывании. Безвестно отсутствующий объявлялся умершим, как скоро со дня его рождения истекло 70 лет. Это признание совершалось по просьбе заинтересованных лиц путем формального определения суда, которому в случае отсутствия сведений о летах безвестно отсутствующего предоставлено право основывать свое предположение о смерти его и на других, кроме возраста, фактических данных. Если безвестно отсутствующий во время получения о нем последних сведений имеет уже 70 или более лет, то он может быть объявлен умершим не ранее, как по истечении 5 лет от получения сих сведений14.
Такое судебное объявление безвестно отсутствующего умершим влекло за собой следующие последствия: 1) имущество его передавалось тем, которые в день достижения им 70-летнего возраста или в день предполагаемой его смерти состояли ближайшими его наследниками, и 2) в случае возвращения безвестно отсутствовавший, признанный уже умершим, мог требовать возвращения своего имущества в том составе и состоянии, в каком оно сохранилось, или настолько, насколько им обогатились лица, коим оно было передано15.
Отсутствующие наследники, местожительство коих неизвестно, если они не явялись в течение полугода со дня последнего вызова в публичных ведомостях, считались безвестно отсутствующими, и остальные наследники, находящиеся налицо, вступали по истечении сего срока во владение оставшимся наследством; но отсутствующие наследники не теряли при этом своего права на открытие спора об этом наследстве установленным порядком и в установленные сроки. Для принятия же наследства от лиц, производивших торговлю, был установлен троякий срок: для наследников, проживающих в том же городе, где наследство открылось, — трехмесячный; для пребывающих в других городах иностранных европейских государств — девятимесячный; а в других частях света — полуторагодичный, считая со времени первой публикации.
Ответчику, место жительства коего неизвестно, назначается для явки на суд шестимесячный срок со дня выхода последней публикации в Сенатских Объявлениях (Устав гражданского судопроизводства, ст. 299 и 301). Безвестное отсутствие подсудимого в различных уголовно-процессуальных законодательствах влечет за собой неодинаковые последствия. Во Франции для безвестно отсутствующих и укрывающихся от суда установлен заочный суд, приговор которого исполняется лишь фиктивно и уничтожается по явке или задержании осужденного, в случае чего, если установленный законом срок давности еще не истек, производится новый суд обыкновенным порядком. Эта система противоречит началам устности и состязательности процесса и за невозможностью применения при ней права отвода (см. это сл.) делает невозможным участие присяжных заседателей, а кроме того, допуская двойное рассмотрение дела, нарушает принцип истинности судебного приговора, последствия чего нередко бывают непоправимы. В английском законодательстве нет института заочного суда, но для побуждения безвестно отсутствующего обвиняемого к явке на суд принимаются энергические меры, как, напр., конфискация имущества и объявление его изъятым из покровительства закона16.
По нашему дореформенному законодательству (Св. Зак. 1857, т. XV, ч. 2, ст. 121, 127—129) безвестное отсутствие не прекращало уголовного суда над обвиняемым, а только наказание, приговором определенное, отлагалось до поимки или до добровольной явки безвестно отсутствующего. По уставу уголовного судопроизводства (ст. 846—852), в случае неоткрытия местопребывания обвиняемого или побега его суд по представлению судебного следователя, предложению прокурора или собственному постановлению, смотря по тому, в каком положении дела скрылся обвиняемый, делает распоряжение относительно сыска его, публикует о том в сенатских объявлениях и в ведомостях обеих столиц и местных губернских, а когда есть основание предполагать, что обвиняемый находится за границей, то в ведомостях, издаваемых на иностранных языках. В публикации этой должны быть означены: суд, по требованию коего делается объявление; звание, имя, отчество, фамилия или прозвище и приметы отыскиваемого лица и преступление, в котором он навлек на себя подозрение, причем объявляется, что всякий, кому известно местопребывание обвиняемого, обязан указать, где он находится. Когда есть основание предполагать, что обвиняемый находится в пределах такого государства, правительство которого обязано по трактатам выдавать бежавших преступников, то производится надлежащее с ним сношение. Одновременно с принятием мер к сыску обвиняемого суд делает распоряжение о взятии его имения в опекунское управление. Если же в течение шести месяцев после публикации о сыске обвиняемый не явится и не будет отыскан, то суд, отложив суждение о нем впредь до явки или задержания его, постановляет определение о поступлении с имуществом его по правилам, предписанным в отношении к безвестно отсутствующим17.
Из
вышеизложенного ясно, что русское
законодательство девятнадцатого века
сочло более целесообразным принять
систему английского
В
общем, на основании всего
2. ПРИЗНАНИЕ
ЛИЦА БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИМ ИЛИ
УМЕРШИМ
2.1.Процесс
признания лица безвестно
Безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
1.
Участие гражданина в
В целях устранения правовой неопределенности в ст. 42 - 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.
. 2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.
3.
Для признания гражданина
Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:
-
отсутствие данных о намерении
человека уехать и причин для
сокрытия от близких своего
отъезда, ухода из дома на
длительное время, смены
- отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных
средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;
- наличие длительных или острых конфликтов в семье;