Общие понятия о государстве и праве России

Автор: Талгат Анафин, 04 Сентября 2010 в 07:39, реферат

Описание работы

Общие понятия права и государства: основные проблемные вопросы и общая методика их освещения
Когда китайского мудреца Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: "Необходимо начать с исправления имен". Но почему так издалека? "Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести". Согласно древней китайской философии имена появились при установлении порядка.

Работа содержит 1 файл

бщие понятия о государстве и праве.doc

— 46.43 Кб (Скачать)

В-третьих, некоторые  нормативные акты, например предусматривающие  уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от их места  нахождения и независимо от того, понесли  они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных  актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные  их категории. 

Вопросы реализации права. Правомерное поведение

В преподавании основ  права следует исходить из того, что правовые нормы устанавливаются  в целях их проведения в жизнь, в целях воплощения в конкретное поведение адресатов норм. Без  своей реализации право обесценивается, становится ненужным или, более того, общественно вредным. Этим должно объясняться  повышенное внимание к правомерному поведению, поскольку только через  него и могут быть реализованы  правовые предписания.

Преподавателю следует  учитывать, что поведение людей, с юридической точки зрения, может  быть правомерным, неправомерным и  юридически безразличным. Последнее  никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим  оценкам не подлежит. К правовому  поведению относятся только два  вида - правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или  же ее нарушении.

С социально-политической точки зрения правомерное поведение  всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируемым и охраняемым государством. Подавляющий объем  правового поведения приходится на долю правомерных поступков. Добросовестный труд, образование, участие в решении  государственных дел и многие другие формы общественной активности реализуются в актах правомерного поведения.

При оценке правомерного поведения выясняются:

1) знание участниками  общественных отношений правовых  норм;

2) отношение к  правовым требованиям;

3) мотивы правомерных  поступков.

Правомерное поведение  активнее и качественнее, если совпадают  интересы личности и цели законодателя, если психологическая установка  адресата норм и его мировоззрения  близки к официально выраженным в  законе позициям государства, к его  практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь.

Если преподаватель  хочет изложить вопросы реализации права более доступно, он может  обратиться к многообразным примерам нашей действительности. Скажем, к  наградному законодательству и получению  каких-то льгот. 

Юридическая ответственность

Вопросы юридической  ответственности интересны чисто  практически. Поэтому уже при  их изучении в общетеоретическом  аспекте хорошо ориентироваться  на какие-то практические задачи, на решение  казусов. Тем более это оправдано, когда затем пойдет речь об ответственности  в конституционном праве, об уголовно-правовой или гражданско-правовой ответственности  и т.д.

Для уяснения общего понятия юридической ответственности  можно озадачить учащихся такими, например, ситуациями.

1. В метро на  ст. "Курская" сотрудники милиции  попросили гражданина М., прибывшего  из Тбилиси, предъявить документы.  М. документы не предъявил,  попросив объяснить, на каком  основании их требуют. Сотрудники  пригласили М. пройти в дежурную  комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

Для правильного  ответа на этот и последующий вопросы  следует обратить внимание на основания  юридической ответственности.

2. Автолюбитель К.  при выезде со стоянки по  причине своей неопытности разбил  бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К.  уплатил пострадавшему двойную  рыночную цену бампера. Инцидент  был исчерпан на месте. Имела  ли место юридическая ответственность?

3. Гражданин С.  разведен с супругой судом.  Двое несовершеннолетних детей  остались с матерью. В решении  суда определен размер алиментов,  которые С. выплачивает ежемесячно  по исполнительному листу. Идет  ли речь о юридической ответственности? 

1.3. Примерная тематика  заданий для самостоятельной  работы учащихся

Задания для самостоятельной  работы могут быть разнообразными.

1. Можно рекомендовать,  например, самостоятельно изучить  какие-то темы по учебнику, если  на них недостает отведенного  на классные занятия времени.

2. Можно заинтересовать  учащихся новинкой из оригинальных  правовых публикаций и порекомендовать  ее домашнее прочтение.

3. Возможны задания  по изучению тех нормативных  актов, которые существенно затрагивают  какие-то общезначимые стороны  жизни гражданина или касаются  той деятельности, какой придется  заниматься выпускнику данного  специального учебного заведения.

4. Если преподаватель  запланирует проведение какого-то  рода деловой игры, необходимы  задания участникам по изучению  комплекса юридических вопросов, без знания которых нельзя  проиграть соответствующую роль.

5. Для усвоения  основных понятий о праве и  государстве целесообразно проводить  письменные контрольные работы.  

Примерный перечень вопросов контрольных работ

1. Отличительные  признаки права.

2. Отличительные  признаки государства.

3. Специфика возникновения  права и государства на Западе  и на Востоке.

4. Взаимосвязь права  и государства.

5. Источники права.

6. Отличие правовой  нормы от нормы морали.

7. Отрасль права.

8. Виды правоотношений.

9. Виды юридических  фактов.

10. Требования законности.

11. Виды правонарушений.

12. Виды юридической  ответственности.

13. Виды форм правления  государства.

14. Виды государственного  устройства.

15. Признаки правового  государства.

Контрольная работа может проводиться по изучению общетеоретического раздела учебной дисциплины на одном  из последних по нему уроков, когда  каждый учащийся письменно отвечает на 2-3 вопроса. 

1.4. Список литературы 

1. Общая теория  права и государства./ Под ред.  В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994.

2. Общая теория  права./ Под ред. В.К. Бабаева.  Н.Новгород, 1993.

3. Теория права  и государства./ Под ред. Н.А.  Катаева и В.В. Лазарева. Уфа, 1994.

4. Общая теория  права./ Под ред. А.С. Пиголкина.  М., 1995.

5. Теория государства  и права. Часть 1. Теория государства./ Под ред.  АБ. Венгерова. М., 1995.

6. Алексеев С.С.  Теория права. 2-е изд. М., 1995.

Информация о работе Общие понятия о государстве и праве России