Общие понятия о государстве и праве России

Автор: Талгат Анафин, 04 Сентября 2010 в 07:39, реферат

Описание работы

Общие понятия права и государства: основные проблемные вопросы и общая методика их освещения
Когда китайского мудреца Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: "Необходимо начать с исправления имен". Но почему так издалека? "Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести". Согласно древней китайской философии имена появились при установлении порядка.

Работа содержит 1 файл

бщие понятия о государстве и праве.doc

— 46.43 Кб (Скачать)

В среднем учебном  заведении учащиеся, надо полагать, не особенно склонны философствовать, разбираться в особенностях методологии. Но преподавателю желательно вооружиться  интегративным методом, вбирающим  достоинства самых разных подходов, что позволяет не впадать в  крайности в изложении материала, в объяснении острых вопросов права  и государства.

Преподавание раздела, посвященного общей теории права, требует  определенных философских и исторических знаний, что не является проблемой  для тех, кто имеет высшее гуманитарное образование. Однако для всех, кто  не имеет высшего юридического образования, преподавание основ права затруднительно. В любом случае преподаватель  должен иметь на своем рабочем  столе энциклопедические издания  в области права и политологии, а также учебники, рекомендованные  для высших юридических учебных  заведений. Одного прочтения их, конечно  же, недостаточно. Их материал должен использоваться всякий раз при изучении учащимися  соответствующей темы.

Преподавание данной дисциплины невозможно представить  без обращения к законодательству и материалам юридической практики. Для оперативного знакомства с текущим  нормотворчеством хорошо выписывать "Российскую газету" или другие официальные  издания. В журнале "Закон" и  некоторых других периодических  изданиях можно прочесть квалифицированные  комментарии нормативных актов. В изданиях правоохранительных органов (Министерства юстиции, Генеральной  прокуратуры, Верховного суда, МВД России) специалисты интерпретируют законодательство и практику с ведомственных позиций. Все это окажет несомненную пользу преподавателю. Кстати, заслуживает  одобрения практика привлечения  к преподаванию основ права работников правоохранительных органов.

В настоящее время  идет работа по пересмотру Основ законодательства и принятию новых кодексов. Лучше  иметь на рабочем столе комментированные кодексы.

В отработке материала  первой главы каждого преподавателя  подстерегает опасность, порождаемая  недоверием учащихся к "высоким материям", к общественно-политическим идеям  и категориям. Многие понятия, такие  как "демократия", "право", "справедливость" и тому подобные кажутся пустыми. Они затерты в речах старых и новых политических деятелей.

Старая гнусавая шарманка

Этот мир идейных  дел и слов.

Для глупцов - хорошая  приманка,

Подлецам - порядочный улов.

Это говорит Номах  у Есенина. Другой советский поэт еще в застойное время заметил:

Перемешано, перемолото

И зерно и его  полова.

Дорожает на рынке  золото,

Обесценивается слово.

Сегодня слово обесценено настолько, что дальше, кажется, уже  и некуда. Более того, инфляция захватила  и обесценила слово законодателя. Многие законы не действуют, остаются пустым звуком.

В таких условиях сложно говорить о человеческих или  общественных ценностях. А между  тем они существуют. Каждое понятие  отражает определенные ценности. И  если их нет в реалии, то следует  думать, как к ним приблизиться, как их обеспечить.

Теоретиков часто  и совершенно напрасно винят в  тех бедах, какие выпали на российскую государственность. Между тем следует  хорошо подумать, в чем их вина, и  в какой степени. Да, советские, скажем, теоретики повинны в том, что  по заказу практикующих политических невежд изобретали какие-то теоретические  конструкции. Но по большому счету ни одна официальная теоретическая  концепция не была проведена в  жизнь. Что, у нас была диктатура  трудящихся? Было общенародное государство? Создано правовое государство? В  свое время Лениным обосновывалось соединение исполнительной и законодательной  власти в Советах. Разве Советы когда-нибудь были полновластными? В наши дни  стала популярной теория разделения властей. Разве она получила свое воплощение в российской действительности?

Так же как и в  естествознании, фундаментальная наука  и, в частности, теория права и  государства, бесспорно, имеет непреходящее значение. Но только при условии, если это действительно наука (не наука "хлеба ради", как говорил  когда-то Шиллер своим студентам), если армия социальных конструкторов  и инженеров воплощает ее в  реалию. 

1.2. Освещение отдельных  тем по общей теории права  и государства

Вопросы происхождения  права и государства 

Общая картина происхождения  государства и права дана в  книге Ф. Энгельса "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства". Она и сегодня  пригодна для чтения, а главу IX "Варварство и цивилизация" следует прочесть особенно внимательно, поскольку там  содержатся основополагающие выводы. Сегодня они частично устарели, частично оказались неверными, некоторые  дискуссионны. Это и неудивительно. Этнография расширила и углубила свои исследования, дала новый материал, обогативший наши познания. Разве  в естественных науках не уточнялись и не развивались соответствующие  теории? Кстати, участь критического переосмысления постигла не только марксистскую теорию происхождения государства и  права, но не в меньшей степени  и другие: теологическую, патриархальную, органическую, психологическую, договорную, теорию насилия.

Следует иметь в  виду, что:

1. Марксизм основывался  на изучении трех классических  форм возникновения государства  в Афинах, Риме и у древних  германцев. Сегодня одна только  Африка дает обильный материал  для коррекции идей.

2. В угоду политическим  интересам марксизм подчеркивал  преимущественно классовый характер  государства и права, возводил  его в непререкаемую общую  закономерность. Между тем так  называемый восточный (азиатский)  путь формирования государственности  показывал, какое огромное значение  имели общие интересы, выполнение "общих дел".

3. Тот же азиатский  путь свидетельствует о появлении  права и государства в рамках  и на основе общественной и  государственной собственности,  в то время как марксисты  настаивали на обусловленности  государственно-правовых форм частной  собственностью.

4. Процессы формирования  права серьезно связаны с развитием  семейно-брачных отношений, что  нашей наукой учитывается еще  не в полной мере.  

Государство, право  и общество

Раскрытие вопросов соотношения общества и государства, общества и права, права и государства  требует учесть относительную самостоятельность  каждого из них. Особенно это относится  к государству.

Следует иметь в  виду, что одностороннее освещение  проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических  условий, а в другой - государство  видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине - государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике  и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность  государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность  государства является его естественно  необходимым состоянием.

Может показаться, что  признание относительной самостоятельности  политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания  несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства  относительно самостоятельным нет  ни того, ни другого. Речь идет о независимости  некоторых сторон общественной жизни  от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной  реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как  раз четко отражены в понятии  относительной самостоятельности.

Понятие "относительная  самостоятельность государства" выражает, таким образом, прежде всего  зависимость государства от внешних  факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность  сугубо идеалистическим трактовкам  речь идет не об абсолютной, а об относительной  самостоятельности государства. Понятие "относительная самостоятельность  государства" призвано оттенить особенности  развития и функционирования государственных  форм в отличие от форм экономических  и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние  государства на общество (даже самое  активное, даже чрезвычайное) мыслимо  только в рамках его относительной  самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. Об этом говорит хотя бы попытка советского государства  после Октября 1917 года подняться  над уровнем экономической и  социальной отсталости страны.

Относительная самостоятельность  государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким  образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы  развития, не всегда совпадавшие с  изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие  государства на экономические отношения  как раз и является еще одним  свидетельством его относительной  самостоятельности. При этом можно  говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности  государства. Чрезмерная относительная  самостоятельность наблюдается  там, где государство настолько  поднимается над экономикой, что  оказывается способным тормозить  экономическое развитие и разрушать  производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует  экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение  с экономической сферой позволяет  достигнуть в этой области положительных  результатов.

Когда призванные к  управлению специальные группы людей  приобретают особые интересы также  и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной  самостоятельности государства  к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности  государства способствуют политические противоречия групп и фракций  внутри господствующего класса или  между различными классами. Независимость  от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над  интересами борющихся классов - таковы результаты подобной ситуации. В зависимости  от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную  самостоятельность государства  и исключительную (необычную, "чрезмерную"). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего  его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности  государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего  класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности  государства в целом, существует особая форма самостоятельности  внутригосударственной. Речь идет о  тех случаях, когда "самостоятельность" приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его  частям и по отношению к государству  в целом.

Относительная самостоятельность  чиновничьего аппарата в России наблюдалась  в период двоевластия и сразу  после Октябрьской революции, когда  аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал  против советской власти. Заслуживает  особого анализа относительно самостоятельное  положение исполнительных органов  в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и  в социалистических государствах наблюдалось  анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные  учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной  власти.

Многое из того, что  сказано об относительной самостоятельности  государства, относится и к праву. В особенности если иметь в  виду понятие относительной самостоятельности  определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Прежде всего, следует  вести речь об относительной самостоятельности  права по отношению к государству. В учебной теме о соотношении  права и государства, а также  в теме о правовом государстве  раскрывается определяющая роль права  в организации и деятельности государства. Право предшествует государству  и выполняет по отношению к  нему главенствующую роль. Следовательно, речь в таком случае должна идти скорее об относительной самостоятельности  государства по отношению к праву. И в том, что законодательство не всегда соответствует праву, как  раз и проявляется обычная  относительная самостоятельность, а в том, что иногда в закон  вводится произвол, усматривается относительная  самостоятельность чрезмерного  характера. Только одно пояснение к  сказанному: обычная относительная  самостоятельность - естественное явление  и, следовательно, там, где государство  сознательно, намеренно игнорирует право в ходе законотворчества, будет  уже "чрезвычайная" относительная  самостоятельность.

Информация о работе Общие понятия о государстве и праве России