Общие понятия о государстве и праве России

Автор: Талгат Анафин, 04 Сентября 2010 в 07:39, реферат

Описание работы

Общие понятия права и государства: основные проблемные вопросы и общая методика их освещения
Когда китайского мудреца Конфуция спросили, с чего бы он начал, если бы его привлекли к управлению государством, тот ответил: "Необходимо начать с исправления имен". Но почему так издалека? "Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться... Наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести". Согласно древней китайской философии имена появились при установлении порядка.

Работа содержит 1 файл

бщие понятия о государстве и праве.doc

— 46.43 Кб (Скачать)

И в заключение еще  одно соображение методического  плана. По-видимому, нет необходимости  акцентировать внимание на дискуссиях вокруг понятия права. Но есть потребность, с учетом этих дискуссий, сфокусировать  их внимание на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах  и подзаконных актах, что в  принципе следование закону и есть следование праву. 

Отличие права от иных средств социального регулирования.

Пределы правового  регулирования 

Общеизвестно, что  некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные  законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали  первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным  нормам. Среди других регуляторов  поведения людей широко распространены обычаи, деловые обыкновения, нормы  морали, нормы общественных организаций. Почему же все-таки право со временем становилось более предпочтительным социальным регулятором? В чем его  преимущество?

По обычаям хорошо было жить в роде, в племени, в  клане.

 Религиозные нормы  предполагают общение единоверцев. 

Нормы общественных организаций рассчитаны на тех, кто  добровольно вступает в эту организацию.

Мораль чаще всего  разная у разных классов и социальных групп.

Деловые обыкновения  имеют узкий горизонт действия.

Право по возможности  и необходимости вбирает в  себя самые разные нормы. Но юридические  законы тем и превосходят все  социальные регуляторы, что только на них может ориентироваться  государственно-организованное общество.

Государство объединяет людей разных племен и народов, разных верований, разных моральных и политических убеждений.

В таких условиях можно жить только по общеобязательным для всех нормам. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные  авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Право - всеобщая мера (масштаб) поведения, выполняющая роль меры весов, денежной меры, линейного  масштаба и т.п.

Подчеркивая преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора, не следует  увлекаться. Право, хоть и хороший  инструмент, хоть и способно нести  в себе свободу и справедливость, способно обеспечивать прогрессивное  развитие общества, - ограничено в своем  воздействии на поведение людей. Пределы правового регулирования - это то обстоятельство, которое  следует всегда иметь в виду, какая  бы учебная правовая тема ни рассматривалась.

Никаким законом  нельзя из мухи сделать слона, нельзя заставить человека думать иначе, поделить участки на Марсе и т.д.

Методически уместно  связать пределы правового регулирования  с категорией "сфера правового  регулирования".

Наиболее предпочтительно  определение сферы правового  регулирования как совокупности отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных фактов и обстоятельств, которые объективно могут и которые, с точки зрения современных задач общества и  государства, должны быть или уже  подвергнуты правовой регламентации.

Все многообразие отношений  в обществе условно можно разделить  на следующие группы:

1) отношения, которые  не могут быть урегулированы  и не урегулированы правом;

2) не могут быть  урегулированы, но, тем не менее,  урегулированы;

3) могут быть урегулированы,  но не должны и не урегулированы;

4) могут, урегулированы,  хотя и не должны быть урегулированы;

5) могут, должны  и урегулированы;

6) могут, должны, но  не урегулированы.

В сферу правового  регулирования входят лишь две последние  разновидности отношений.

Пределы правового  регулирования являются своеобразными  границами сферы правового регулирования, и для их определения недостаточно ориентироваться только на законодателя, его волю. Эти границы предопределяются в большей степени существующей реальностью, в которую государственная  деятельность, в частности законодательная, включается в качестве одного из необходимых  факторов. 

Правотворческий процесс 

Как складывается право? Ответ на этот вопрос нельзя дать без  того, чтобы не стать на какую-либо позицию в понимании права. И  ответы, понятно, будут разные. Но учащихся средних учебных заведений эти  тонкости и не касаются. Преподавателю  же можно рекомендовать начать описывать  правотворческий процесс с того момента, когда начинается государственная  деятельность по формированию государственной  воли в законах и подзаконных  актах.

Правотворческий процесс  складывается из ряда стадий:

1. Стадия законодательной  (более широко - нормотворческой)  инициативы. Речь идет о первичном  официальном действии компетентного  субъекта, состоящем во внесении  в правотворческий орган или  предложения об издании нормативного  акта или подготовленного проекта  акта.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива в отличие от любого другого обращения  в правотворческий орган с  законопроектом предполагает юридическую  обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного  органа о необходимости издания  акта, выработке его проекта, включении  в план законопроектных работ  и т.п.

3. Разработка проекта  нормативного акта и его предварительное  обсуждение. Процедуры того и  другого различаются в зависимости  от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего  нормативного акта (общегосударственный  акт или ведомственный). Наиболее  важные проекты выносятся на  всенародное обсуждение. В подготовке  других принимают участие консультативные  группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта  нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

5 .Принятие нормативного  акта.

6. Доведение содержания  принятого акта до его адресатов.

 Правотворчество  может выражаться в виде принятия  единичного акта, содержащего отдельные  юридические нормы, и в виде  систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные  совокупности, группы норм. Наиболее  развитым видом является кодификационное  нормотворчество. С его помощью  закладываются основы законодательной  системы в целом и по отраслям  права, а затем осуществляется  дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов  нормативного правотворчества вносятся  дополнения и изменения в кодифицированное  законодательство. В ходе такого  текущего правотворчества устраняются  противоречия и пробелы в законодательстве'.

'О требованиях  к нормотворческой правовой деятельности  см., напр.: Указ Президента РФ "О  порядке деятельности центральных  органов федеральной исполнительной  власти и Администрации Президента  РФ по ведению законопроектных  работ" // Российская газета. 1993. 21 янв. и Положение о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства РФ // Российская газета. 1993. 11 февр. 

Действие нормативных  правовых актов 

С тем чтобы граждане и, в особенности, специалисты в  какой-то области могли опираться  на принятые государственными органами акты, необходимо знание вопроса о  действии заключенных в них норм права. На это следует обращать внимание при изучении основ права любой  отрасли: конституционного, уголовного, гражданского и т.д.

Четыре вопроса  необходимо прояснить, прежде чем руководствоваться  нормативным актом:

1) на какие общественные  отношения данный акт распространяется (предметное действие);

2) с какого и  по какое время нормативный  акт имеет юридическую силу (действие  во времени);

3) на какую территорию  он распространяет свое регулирующее  влияние (действие в пространстве);

4) каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При  этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами и  наоборот. Другими словами, только в  качестве исключения (в ситуации так  называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут  распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.

Действие во времени  связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве  действуют нормы о порядке  опубликования и вступления в  силу законов и других актов'.

' См., напр.: Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР, 1990. № 6. Ст. 93.

Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование  их в специальных официальных  изданиях, а также в определенных газетах. Названные акты публикуются  в установленный в законе срок после их принятия. Официальные издания  имеют и другие государственные  органы.

Все акты нормативного характера вступают в силу по истечении  определенного времени после  официального опубликования, если при  принятии акта не установлен другой срок введения его в действие.

Постановления и  распоряжения правительства, носящие  нормативный характер, приобретают  силу с того срока, который в них  указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой  порядок установлен в большинстве  государств, хотя могут быть и иные правила.

Не урегулирован должным образом порядок вступления в силу решений представительных органов на местах, а также решений  и распоряжений местной администрации, приказов руководителей отделов  и управлений, нормативных актов  руководителей предприятий, учреждений, организаций. Практически они вступают в силу с момента их принятия.

Действие нормативных  актов в пространстве связывается  с их распространением на государственную  территорию. К ней относятся земельная  территория, ее недра, внутренние и  территориальные воды, воздушное  пространство над ними, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных  аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены  внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные  акты субъектов федерации действуют  на собственной территории, акты местных  органов власти и управления - на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические  акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых  на территории других. Столкновения нормативных  актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также  на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

Действие по кругу  лиц означает, по общему правилу, распространение  нормативных требований на всех адресатов  в рамках территориальной сферы  действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы  государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских  представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим  иммунитетом) и, следовательно, к ним  не могут быть применены меры ответственности  и меры государственного принуждения  за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие  на территории государства иностранные  лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в  некоторых правоотношениях не могут  выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах  внутренних дел.

Информация о работе Общие понятия о государстве и праве России