Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы наиболее широко и точно исследовать особенности развития общественного строя в странах Древнего Востока.
При написании данной курсовой работы перед собой я поставила несколько задач:
1 .Дать общую характеристику общественного стря, присущую странам Древнего Востока, а именно:
- рассказать о формах собственности, существовавших в этих странах;
- представить социальную структуру стран Древнего Востока;
Введение..................................................................................................3
Тема1.Общественный строй в странах Древнего Востока...............5
Глава1.Общая характеристика...............................................................5
Глава2.Краткая характеристика образования форм собственности...7
Глава3. Краткая характеристика социальной структуры древневосточного общества...................................................................9
Тема2.Общественный строй Древнего Египта.................................18
Глава1. Образование классового общества в Египте.........................18
Глава2. Общественный строй Египта в период Древнего царства...21
Глава3. Общественный строй Египта в период Среднего царства..23
Глава4. Общественный строй периода Нового царства.....................28
Глава5. Общественный строй Египта в период Позднего времени..31
Заключение.............................................................................................33
Список используемой литературы..........
Социальная система Среднего царства отличалась от предшествующего периода большей мобильностью и особой ролью средних слоев: государство облегчало переход с одних этажей социальной лестницы на другие. Значительно изменился состав элиты: рядом с потомственной столичной и номовой аристократией утвердился влиятельный слой служилой знати. Широко распространилось условное держание земли за службу. Ведущую роль в экономике стали играть средние поместья. Увеличилось и число мелких землевладельцев. Трудовое население («царские люди») было объектом политики государственного учета и регулирования рабочей силы: по достижении определенного возраста все «царские люди» переписывались, распределялись по профессиям (земледельцы, ремесленники, воины и т.д.) и посылались на работу как в царские и храмовые поместья, так и в поместья крупных и средних чиновников. Возросло количество рабов, главным источником которого оставались войны. Их использовали преимущественно в средних частновладельческих хозяйствах, собственники которых обычно мало выигрывали от централизованного распределения трудовых ресурсов.
Несмотря на
укрепление царской власти при XII
династии, в египетском обществе сохраняется
социальная и политическая напряженность.
Острые противоречия существуют внутри
элиты, между центром и провинциями, углубляется
недовольство «царских людей»; аристократия
периодически организует заговоры против
фараонов (от рук заговорщиков погибли
Аменемхет I и Аменемхет II), номархи поднимают
восстания (при Аменемхете I, Сенусерте
I, Сенусерте II), свирепствует политический
сыск. Первые симптомы ослабления центральной
власти обнаруживаются уже при последних
правителях XII династии (Аменемхете IV и
царице Нефрусебек). Этот процесс усиливается
при XIII династии, когда престол становится
игрушкой в руках соперничавших группировок
знати; тем не менее распада государства
не происходит, административный аппарат
продолжает функционировать, Египет удерживает
под своим контролем Нубию. Политическая
нестабильность и резко ухудшившееся
экономическое положение, однако, приводят
ок. 1715 до н.э. к социальному взрыву – восстанию
низов: восставшие захватили и разрушили
столицу, убили фараона, экспроприировали
государственные запасы зерна, уничтожили
податные списки и описи, подвергли преследованию
чиновников и судей. Это движение, в конце
концов подавленное, нанесло смертельный
удар Среднему царству. 6
Глава4. Общественный строй периода Нового царства.
Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс - собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей - земледельцев и ремесленников, добывающих пропитание трудами собственных рук и членов своей семьи; наконец, класс подневольных, рабов, не имеющих собственных средств, трудящихся на полях, которые им не принадлежали, собирающих урожаи, которым не могли распоряжаться, пасших скот, который не был их собственностью. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Важным изменением в социальной структуре Египта было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Контингент рабов пополнился за счет многих сотен тысяч пленников, пригоняемых после успешных завоеваний. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам - жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др. Множество рабов сосредоточивалось в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии, чиновников центрального и номового аппарата управления. Однако особенностью социальной жизни Египта Нового царства было появление слоя мелких рабовладельцев, собственников одного - трех рабов. Б египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Рабов могли приобретать зажиточные земледельцы и ремесленники. Рабовладельческие отношения начинают играть важную роль в общей системе социальных отношений Древнего Египта.
Происходят серьезные
изменения в составе
Наряду с этой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальные группы: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Верхушка номовой знати и высшего жречества, на первых порах поддерживавшая политику египетских фараонов XVIII династии, получила огромные выгоды от завоеваний. Фараоны-завоеватели Яхмос I, Аменхотеп II, Тутмос III после каждого успешного похода вносили в фонды храмов и особенно в фиванские храмы Амона щедрые дары в виде десятков тысяч военнопленных, сотен тысяч голов скота, огромные материальные ценности. Быстро росли богатства за счет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшие посты в армии и государстве. Располагая огромными - людскими и материальными ресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрением смотреть на неродовитых людей, постепенно составлявших слой новой служилой аристократии. Фиванское жречество пользуясь своим влиянием, пыталось воздействовать на формирование политики фараонов. Между номовой знатью и фиванским жречеством, с одной стороны, и служилой знатью - с другой, намечается нарастание противоречий, вторые в конце концов вылились в религиозную реформу Эхнатона.
Приток многих ценностей после успешных завоеваний, общее оживление экономической активности оказали благоприятное воздействие на положение основной массы египетского населения. Однако именно она несла и тяготы завоевательных войн. Пока завоевания были удачными, положение основных производителей было достаточно прочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояние ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, эксплуатация возрастала.
Социальная обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией.
Малозаметные
на фоне политического и экономического
могущества государства, все эти
группы противоречий в период общей
нестабильности проявлялись в видe
стихийных выступлений отдельных категорий
населения (например, ремесленников), острых
схваток при дворе фараона.
Глава5. Общественный строй Египта в период Позднего времени.
Хотя Египет и переживал период упадка по сравнению с блестящим расцветом предшествующих времен, хозяйственная жизнь в Египте не замерла. Произошел значительный расцвет в некоторых отраслях ремесленного производства. Различного рода обработка металла, ткачество, развитие живописи- приводит к развитию и усложнению торговли. Развитие торговли в свою очередь способствовало дальнейшему имущественному расслоению. Все большее количество богатств, в том числе рабов, сосредотачивалось в крупных храмовых владениях и в руках отдельных богачей, главным образом жрецов и чиновников. Следует заметить два значительных момента в отношении рабства. Во-первых в документах того времени сохранились записи о продаже радов. Второй момент заключается в том, что фараон не в состоянии вести захватнических войн, что в свою очередь уменьшает приток рабского населения и увеличивает их стоимость. Храмы, жрецы, крупные чиновники и купцы сосредоточили в своих руках большое количество земель. Богачи скупают земли у крестьян, что приводит к дальнейшему распаду сельских общин и разорению мелких собственников как в деревне так и городе. Все больше укрепляется представление о частной собственности. Богатые аристократы все чаще завещают свои земельные наделы детям. Иногда скупка земель превращается в откровенный захват этих наделов у бедного слоя населения. Жестокая эксплуатация труда рабов бедняков, разорение и ограбление свободных общинников нередко приводит к восстаниям. Документы, сохранившиеся оттого времени упоминают об острых формах классовой борьбы.
В обстановке острой классовой борьбы некоторые цари пытаются смягчить чрезмерно обострившейся борьбы. К примеру царь Бокхорис запретил частным лицам обращать в рабство египтян- несостоятельных должников и разрешил свободную продажу земли.
Характерной чертой
общественного строя этого
История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э.
В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники.
Костяк местной
знати, как и ранее, составляли номархи
и городские правители. Прочие представители
чиновной знати мало чем отличались от
своих предшественников: это были верховный
сановник, хранитель сокровищницы, хранители
казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое
место занимали военачальники.
Заключение
Тема курсовой — общественный строй в странах Древнего Востока, поэтому заключением о проделанной работе будут служить выведенные мной, в результате исследования, общие черты, характерные для восточного общества, а именно:
1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:
– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);
– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);
– различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
Рабовладельческий
уклад при всей его значимости
не стал структурообразующим
фактором. Он не был всеобъемлющим
социальным институтом.
Список используемой литературы.
1. Б.А.Тураев История Древнего Востока. Мн.: Харвест, 2002.Т86;
2. В.И. Авдиев
История Древнего Востока.
3. В.В.Кучма История государства и права зарубежных стран. Волгоград 2007г;
4. В.С. Воробьев-Десятовский,
Л.А.Липин. Очерки истории
5. А.И. Косарев. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / - М., 2002.
6. З.М. Черниловского.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. - М., 1984.
7. П. Н. Галанзы и Б.С. Громакова. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право)./ М., 1980..
Информация о работе Общественный строй в странах Древнего Востока