Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы наиболее широко и точно  исследовать особенности развития общественного строя в странах Древнего Востока.
При написании  данной курсовой работы перед собой  я поставила несколько задач:
1 .Дать общую  характеристику общественного стря, присущую странам Древнего Востока,  а именно:
- рассказать о формах собственности, существовавших в этих странах;
-  представить   социальную структуру стран Древнего  Востока;
Введение..................................................................................................3
  Тема1.Общественный строй в странах Древнего Востока...............5
Глава1.Общая  характеристика...............................................................5
Глава2.Краткая  характеристика образования форм собственности...7
Глава3. Краткая  характеристика социальной структуры                                                         древневосточного общества...................................................................9
  Тема2.Общественный строй Древнего Египта.................................18
Глава1. Образование классового общества в Египте.........................18
Глава2. Общественный строй Египта в период Древнего царства...21
Глава3. Общественный строй Египта в период Среднего  царства..23
Глава4. Общественный строй периода Нового царства.....................28
Глава5. Общественный строй Египта в период Позднего времени..31
Заключение.............................................................................................33
Список используемой литературы..........
Социальная система Среднего царства отличалась от предшествующего периода большей мобильностью и особой ролью средних слоев: государство облегчало переход с одних этажей социальной лестницы на другие. Значительно изменился состав элиты: рядом с потомственной столичной и номовой аристократией утвердился влиятельный слой служилой знати. Широко распространилось условное держание земли за службу. Ведущую роль в экономике стали играть средние поместья. Увеличилось и число мелких землевладельцев. Трудовое население («царские люди») было объектом политики государственного учета и регулирования рабочей силы: по достижении определенного возраста все «царские люди» переписывались, распределялись по профессиям (земледельцы, ремесленники, воины и т.д.) и посылались на работу как в царские и храмовые поместья, так и в поместья крупных и средних чиновников. Возросло количество рабов, главным источником которого оставались войны. Их использовали преимущественно в средних частновладельческих хозяйствах, собственники которых обычно мало выигрывали от централизованного распределения трудовых ресурсов.
Несмотря на 
укрепление царской власти при XII 
династии, в египетском обществе сохраняется 
социальная и политическая напряженность. 
Острые противоречия существуют внутри 
элиты, между центром и провинциями, углубляется 
недовольство «царских людей»; аристократия 
периодически организует заговоры против 
фараонов (от рук заговорщиков погибли 
Аменемхет I и Аменемхет II), номархи поднимают 
восстания (при Аменемхете I, Сенусерте 
I, Сенусерте II), свирепствует политический 
сыск. Первые симптомы ослабления центральной 
власти обнаруживаются уже при последних 
правителях XII династии (Аменемхете IV и 
царице Нефрусебек). Этот процесс усиливается 
при XIII династии, когда престол становится 
игрушкой в руках соперничавших группировок 
знати; тем не менее распада государства 
не происходит, административный аппарат 
продолжает функционировать, Египет удерживает 
под своим контролем Нубию. Политическая 
нестабильность и резко ухудшившееся 
экономическое положение, однако, приводят 
ок. 1715 до н.э. к социальному взрыву – восстанию 
низов: восставшие захватили и разрушили 
столицу, убили фараона, экспроприировали 
государственные запасы зерна, уничтожили 
податные списки и описи, подвергли преследованию 
чиновников и судей. Это движение, в конце 
концов подавленное, нанесло смертельный 
удар Среднему царству. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава4. Общественный строй периода Нового царства.
Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс - собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей - земледельцев и ремесленников, добывающих пропитание трудами собственных рук и членов своей семьи; наконец, класс подневольных, рабов, не имеющих собственных средств, трудящихся на полях, которые им не принадлежали, собирающих урожаи, которым не могли распоряжаться, пасших скот, который не был их собственностью. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Важным изменением в социальной структуре Египта было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Контингент рабов пополнился за счет многих сотен тысяч пленников, пригоняемых после успешных завоеваний. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам - жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др. Множество рабов сосредоточивалось в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии, чиновников центрального и номового аппарата управления. Однако особенностью социальной жизни Египта Нового царства было появление слоя мелких рабовладельцев, собственников одного - трех рабов. Б египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Рабов могли приобретать зажиточные земледельцы и ремесленники. Рабовладельческие отношения начинают играть важную роль в общей системе социальных отношений Древнего Египта.
Происходят серьезные 
изменения в составе 
Наряду с этой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальные группы: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Верхушка номовой знати и высшего жречества, на первых порах поддерживавшая политику египетских фараонов XVIII династии, получила огромные выгоды от завоеваний. Фараоны-завоеватели Яхмос I, Аменхотеп II, Тутмос III после каждого успешного похода вносили в фонды храмов и особенно в фиванские храмы Амона щедрые дары в виде десятков тысяч военнопленных, сотен тысяч голов скота, огромные материальные ценности. Быстро росли богатства за счет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшие посты в армии и государстве. Располагая огромными - людскими и материальными ресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрением смотреть на неродовитых людей, постепенно составлявших слой новой служилой аристократии. Фиванское жречество пользуясь своим влиянием, пыталось воздействовать на формирование политики фараонов. Между номовой знатью и фиванским жречеством, с одной стороны, и служилой знатью - с другой, намечается нарастание противоречий, вторые в конце концов вылились в религиозную реформу Эхнатона.
Приток многих ценностей после успешных завоеваний, общее оживление экономической активности оказали благоприятное воздействие на положение основной массы египетского населения. Однако именно она несла и тяготы завоевательных войн. Пока завоевания были удачными, положение основных производителей было достаточно прочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояние ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, эксплуатация возрастала.
Социальная обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией.
Малозаметные 
на фоне политического и экономического 
могущества государства, все эти 
группы противоречий в период общей 
нестабильности проявлялись в видe 
стихийных выступлений отдельных категорий 
населения (например, ремесленников), острых 
схваток при дворе фараона. 
 
 
 
Глава5. Общественный строй Египта в период Позднего времени.
Хотя Египет и переживал период упадка по сравнению с блестящим расцветом предшествующих времен, хозяйственная жизнь в Египте не замерла. Произошел значительный расцвет в некоторых отраслях ремесленного производства. Различного рода обработка металла, ткачество, развитие живописи- приводит к развитию и усложнению торговли. Развитие торговли в свою очередь способствовало дальнейшему имущественному расслоению. Все большее количество богатств, в том числе рабов, сосредотачивалось в крупных храмовых владениях и в руках отдельных богачей, главным образом жрецов и чиновников. Следует заметить два значительных момента в отношении рабства. Во-первых в документах того времени сохранились записи о продаже радов. Второй момент заключается в том, что фараон не в состоянии вести захватнических войн, что в свою очередь уменьшает приток рабского населения и увеличивает их стоимость. Храмы, жрецы, крупные чиновники и купцы сосредоточили в своих руках большое количество земель. Богачи скупают земли у крестьян, что приводит к дальнейшему распаду сельских общин и разорению мелких собственников как в деревне так и городе. Все больше укрепляется представление о частной собственности. Богатые аристократы все чаще завещают свои земельные наделы детям. Иногда скупка земель превращается в откровенный захват этих наделов у бедного слоя населения. Жестокая эксплуатация труда рабов бедняков, разорение и ограбление свободных общинников нередко приводит к восстаниям. Документы, сохранившиеся оттого времени упоминают об острых формах классовой борьбы.
В обстановке острой классовой борьбы некоторые цари пытаются смягчить чрезмерно обострившейся борьбы. К примеру царь Бокхорис запретил частным лицам обращать в рабство египтян- несостоятельных должников и разрешил свободную продажу земли.
Характерной чертой 
общественного строя этого 
История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э.
В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники.
Костяк местной 
знати, как и ранее, составляли номархи 
и городские правители. Прочие представители 
чиновной знати мало чем отличались от 
своих предшественников: это были верховный 
сановник, хранитель сокровищницы, хранители 
казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое 
место занимали военачальники. 
 
Заключение
Тема курсовой — общественный строй в странах Древнего Востока, поэтому заключением о проделанной работе будут служить выведенные мной, в результате исследования, общие черты, характерные для восточного общества, а именно:
1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:
– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);
– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);
– различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
     Рабовладельческий 
уклад при всей его значимости 
не стал структурообразующим 
фактором. Он не был всеобъемлющим 
социальным институтом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы.
1. Б.А.Тураев История Древнего Востока. Мн.: Харвест, 2002.Т86;
2. В.И. Авдиев 
История Древнего Востока. 
3. В.В.Кучма История государства и права зарубежных стран. Волгоград 2007г;
4. В.С. Воробьев-Десятовский, 
Л.А.Липин. Очерки истории 
5. А.И. Косарев. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / - М., 2002.
6. З.М. Черниловского.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. - М., 1984.
7. П. Н. Галанзы и Б.С. Громакова. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право)./ М., 1980..
Информация о работе Общественный строй в странах Древнего Востока