Общественный строй в странах Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы наиболее широко и точно исследовать особенности развития общественного строя в странах Древнего Востока.
При написании данной курсовой работы перед собой я поставила несколько задач:
1 .Дать общую характеристику общественного стря, присущую странам Древнего Востока, а именно:
- рассказать о формах собственности, существовавших в этих странах;
- представить социальную структуру стран Древнего Востока;

Содержание

Введение..................................................................................................3
Тема1.Общественный строй в странах Древнего Востока...............5
Глава1.Общая характеристика...............................................................5
Глава2.Краткая характеристика образования форм собственности...7
Глава3. Краткая характеристика социальной структуры древневосточного общества...................................................................9
Тема2.Общественный строй Древнего Египта.................................18
Глава1. Образование классового общества в Египте.........................18
Глава2. Общественный строй Египта в период Древнего царства...21
Глава3. Общественный строй Египта в период Среднего царства..23
Глава4. Общественный строй периода Нового царства.....................28
Глава5. Общественный строй Египта в период Позднего времени..31
Заключение.............................................................................................33
Список используемой литературы..........

Работа содержит 1 файл

Курсовая другого формата.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Тема 2.Общественный строй Древнего Египта.

            Глава1. Образование классового общества в Египте.

В первой теме мы рассмотрели общую характеристику характерную для стран Древнего Востока. Теперь на примере конкретного государства, а именно Древнего Египта, я хотела бы показать общественный строй данного народа.

В своем развитии древнеегипетское общество прошло несколько  этапов. В настоящее время историю  Египта делят на несколько следующих одним за одним этапов:

- Возникновение  древнейшего египетского государства;

-Египет в  период Древнего царства;

-Египет в  период Среднего царства;

-Египет в  период Нового царства;

-Египет позднего  времени;

Время возникновения  классового общества в долине Нила не может быть точно определено. Этот длительный процесс происходил, видимо, во второй половине 14-го тысячелетия до н.э. и протекал, возможно, как и других народов.

В эту эпоху  население Египта жило отдельными небольшими общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. наряду с древними отраслями хозяйства  - охотой, скотоводством и рыболовством - все большее и большее значение постепенно принимает земледелие, применившее а силу естественных условий форму оросительного земледелия. Наряду с сельским хозяйством уже развиваются и различные ремесла. Одним из видов ремесла, получившего широкое распространение и достигшего высокого технического совершенства, была обработка камня. Развитие сельского хозяйства и ремесла вызвало рост производства и появления избыточных продуктов. В свою очередь это вызвало появление и развитие торговли.  Появляется категория более зажиточного населения. Происходит процесс распада родового строя и оформление рабовладельческого строя и деспотического государства, что знаменует собой один из крупнейших переворотов в истории человечества. В конце этого периода образуется классовое общество и древнейшее государство, во главе которого стоит рабовладельческая аристократия. Начинающееся имущественное расслоение заметно, к примеру, по многочисленным погребениям. Бедняков хоронят в ямах, снабжая лишь самым необходимым, богачей, жрецов, чиновников погребали в роскошных подземных гробницах. Богачи и рабовладельцы, для того, чтобы удержать свою власть, создают древнейший государственный аппарат. Первичные органы  этого древнейшего рабовладельческого государства порой сохраняют форму управления времени разложения родового строя.

Египетское государство  этого времени во многом еще напоминает древний и достаточно примитивный родовой союз. Прочные формы приняли древние общины, которые составляли в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Древнейшая царская власть возникла в конце эпохи. Возникают на территории древнейшие государства, которые ведут между собой борьбу. Во главе этих древнейших государств находятся цари, которых жрецы провозглашали богами. Эта древнейшая идеология обоготворения царской власти должна была укрепить деспотический режим государственной власти.

Дворец царя был средоточием верховной власти, в котором сходились все нити управления страной. Высшие чиновники составляли ближайшее окружение царя и носили соответствующие торжественные титулы: первый после царя, начальник дворца, хранитель печати всех царских свитков.

Все государство  делилось на отдельные области (номы), во главе которых стояли местные  правители, номархи, принадлежавшие в большинстве случаев к древней родовой знати. Одной из обязанностей этих местных чиновников управление системой искусственного орошения. Возможно, что в этот период появляются должности связанные с учетом и контролем  а области центрального и местного управления.

В состав высшей рабовладельческой аристократии входили  и высшие жрецы, также занимавшие различные государственные должности , поскольку в те времена жречество не образовывало замкнутой касты и отдельные чиновники часто занимали жреческие должности.

Развитие рабовладельческого хозяйства требовало ведение  войн. Войны давали самым простым  и быстрым способом захватить пленников, которых позже попросту обращали в рабство. В течение долгого времени сохраняются и элементы общинно-племенного строя. В долине и дельте Нила проживали племена, говорящие на разных языках. Даже значительно позже египтяне, жившие недалеко от южных границ не понимали жителей дельты. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава2. Общественный строй Египта в период Древнего царства.

Период Древнего царства, охватывающий время царствования фараонов третьей и четвертой  династии, был временем образования  в Египте первого централизованного и сильно рабовладельческого государства.

Развитие хозяйства, торговли, развитие рабства и захватнические войны влекут за собой дальнейшее развитие имущественного расслоения, которое становится более резким. Подавляющее количество богатств скреплялось в руках царя и рабовладельческой аристократии, содействуя более резкому социальному расслоению, а также к усилению  их положения в обществе.

В Египте с древности  и до заката египетской культуры верили, что царь-бог, как уже было сказано  это было осуществлено с целью укрепления власти господствующего класса. Но царь был не единственным, кто осуществлял власть в стране. Рядом с троном находились силы,  с которыми приходилось считаться. Так уже в Древнем царстве мы встречаем поместное дворянство, которое позже достигает большего могущества. Представители знати носят титул eripatiu,который переводят как: «стоящий над людьми», таким образом, титул означал принадлежность к высшему сословию; обычно он сопровождался hatio- «главный». Иначе этих людей можно назвать князьями. Постоянно также встречается термин «имахи» , указывающий на отношение к старшему- сына к отцу, подданного к царю и т.д. Получить сан имахи у царя было предметом желания и венцом карьеры. Историками была представлена  централизация чиновной знати. Во главе ее стоит могущественный визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а в последствии и полицейскую-градоначальник столицы.

Другим важным чиновником был хранитель печати. Финансовой системы в нашем смысле в Древнем Египте не было. Денежной единицы не существовало, все налоги предоставлялись в натуральной форме. Поэтому все это находилось в ведении казначея. Провинциальное управление в Древнем Египте так же осуществляли номархи. Иначе их можно назвать губернаторами, имевших судебную власть и собиравших подати. Они не были прочно связаны с областями и могли свободно переводится с места на место. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, разного рода начальники. Несмотря на множество должностей, четкого разграничения обязанностей не было. Доступ к службе был открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий.

Основной массой трудового населения Египта этого  времени были свободные земледельцы, входившие в состав сельских общин.  Возможно именно им принадлежит определение «серу».  Однако внутри общины происходит социальное расслоение. В силу развития экономики все более усиливается рабство. Рабы использовались в крупных царских и храмовых поместьях, а также в хозяйствах крупных рабовладельцев-аристократов, главным образом чиновников.

Постепенно при  усилении положения номархов происходит стремление освободиться от зависимости  центральной власти В этом местные  правители нашли поддержку у  средних слоев населения. В целом  усиление местной знати , поддерживаемой неимущими свободными, привело к распаду государства на отдельные самостоятельные области. 4

 Глава3. Общественный строй Египта в период Среднего  царства.

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью  египетскому государству. Исчезновение сильной центральной военной  власти повлекло за собой прекращение завоевательной политики и внешней торговли, которые были необходимы для развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности постепенно запустела и начала  разрушаться оросительная сеть, что пагубно отразилось на сельском хозяйстве.  Обострившиеся классовые противоречия приводили к народным восстаниям.

В этот период  происходит усиления власти номархов. Сосредоточивая в своих руках  крупные земельные владения, номовая знать постепенно из служилой знати «превращается» в наследственную землевладельческую аристократию. Ели раньше они владели землей на основе царского пожалования, то теперь могли гордиться земельными богатствами, принадлежавшие им по праву наследования.

Рост производительных сил ускорял социальное расслоение древних сельских общин. Рабовладельческая  знать все больше обогащалась, в  то время как основная масса свободного населения  должна была нести главную  тяготу податного обложения и  нести военную службу.

Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в документах Среднего царства термином «хемуу-нисут»—«царские  люди». Причем так обозначались не только работники царских и храмовых владении, но и трудовое население вельможных и средних частных поместий. Данное положение объясняется не только наличием деспотической власти фараона, считавшегося верховным собственником всех египетских земель, но и специфическим характером учета и распределения рабочей силы, сложившимся в Египте во времена Среднего царства. 5

Существовала  своя система организации рабочей  силы, которая заключалась в следующем: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых они должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы. Причем эксплуатация «царских людей» допускалась двоякая: они или работали в централизованном хозяйстве и получали все довольствие с господских складов, или им выделялся земельный участок, с которого они кормились. Довольно распространенной практикой было и совмещение обоих типов эксплуатации, когда выдачи со склада дополняли продукцию, получаемую с участка.

Однако государственное  распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования  рабского труда. Количество рабов в  период Среднего царства увеличилось по сравнению с эпохой Древнего царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись товарные связи с рынком, частнособственнические отношения.

Основными источниками  рабов были успешные войны, во время  которых в Египет пригонялись  десятки тысяч пленников. Они  и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попадали и в средние хозяйства. Так, Сепусерт Ш после одного из походов подарил своему телохранителю сначала 60 «голов» (рабов), а затем еще 100 «голов». О количестве обращаемых на рабском рынке рабов можно составить представление по одной из купчих того времени. В ней говорится: «Я приобрел 31 голову людей, 33 быка и 13 ослов».Развитие частного рабовладения — характерная черта общественных отношений Египта Среднего царства.

Изменения произошли  в господствующем классе Египта. Можно  говорить о расширении его состава. К нему относились египетская родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, члены государственного аппарата. Но в своих низших звеньях он пополнялся за счет средних и мелких рабовладельцев, собственников частных владений глав «домов», существующих в сельских поселениях. После объединения Египта в единое централизованное государство был восстановлен многочисленный бюрократический   аппарат  управления   с иерархией, сложившейся в основных чертах еще в Древнем царстве. Во главе всего управления стоял фараон, «сын Ра от плоти его», богочеловек, наделенный абсолютной властью. Однако фараонам Среднего царства не удалось поставить под свой контроль номовое управление, которое находилось в руках номархов, происходивших из местной знати.

Свидетельствами сложных отношений между центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнения царских усыпальниц и гробниц номархов.  Сильные позиции местных правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослабляя в целом власть фараонов. В этих условиях царствующие фараоны предпочитали комплектовать центральное управление из среды служилых людей, приближая ко двору выходцев из средних прослоек, противопоставляя их номовой и родовитой аристократии.

Информация о работе Общественный строй в странах Древнего Востока