Общее учение о вещных правах

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ норм гражданского законодательства России, регламентирующих вещные права, и анализ проблем юридической практики применения норм о вещных правах.
Исходя из заданной цели, были выработаны следующие задачи исследования данной темы:
- раскрыть понятие вещного права в международной и российской цивилистике и дать общую характеристику вещных прав;
- охарактеризовать признаки вещного права;
- проанализировать различные виды вещных прав, рассмотрев ограниченные вещные права более подробно;
- исследовать проблемы осуществления и защиты вещных прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ВЕЩНЫХ ПРАВ В ЦИВИЛИСТИКЕ…………………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие вещного права в международной и российской цивилистике, характеристика вещных прав…………..……………………………………..6
1.2 Специфические признаки вещных прав……………………………..12
ГЛАВА II ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ………………………………………………………………...16
2.1 Право собственности и его осуществление по современному российскому гражданскому законодательству……………………………………16
2.2 Иные вещные права…………………………………………………...20
2.3 Проблемы осуществления и защиты вещных прав…………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсовая ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ. ЦИВИЛИСТИКА - 2.docx

— 78.27 Кб (Скачать)

Однако права на вещи далеко не всеми цивилистами рассматриваются  как непосредственные объекты гражданского законодательства. Так, «идея «вещи» как универсального объекта правового обладания играет в институционной системе виднейшую роль», - писал В.К. Райхер5, и эта идея была подхвачена законодателями романских стран – Франции и Италии6, а также английскими юристами7.

Признание прав вещами было необходимо на определенном этапе развития юридической мысли. Субъективное право само по себе представлялось непередаваемым, однако в тот момент, когда оно превращалось в res incorporalis, открывалась возможность для его оборота. На определенном этапе развития произошел отказ от широкого понимания вещей. Параграф 90 ГГУ признает ими лишь материальные предметы8. В широком же смысле вместо слова «вещь» стали говорить об объектах гражданских прав или, когда речь идет о тех из них, что пригодны к обороту - об имуществе.

Имущественные права при  таком подходе рассматриваются  как самостоятельные объекты, не имеющие ничего общего с вещами. Впрочем, некоторые авторы идут еще дальше, вообще отрицая за правами качество объектов прав. Такую позицию отстаивает, например, В.А. Белов, теоретически обосновывая ее тем, что «содержание правоотношения (которым являются субъективные права и обязанности его участников9.) не может быть в то же время и объектом, хотя бы и иного правоотношения»10. В противном случае, по мнению автора, пришлось бы признать за правоотношением значение юридического факта11. Однако последнее утверждение необоснованно хотя бы потому, что признание вещей объектами прав не влечет признания их юридическими фактами. Кроме того, и признание правоотношения юридическим фактом вовсе не является теоретическим нонсенсом, а отсутствие для них специальной «ячейки» в классификации юридических фактов объясняется, во-первых, тем, что исследователи юридических фактов и не ставили перед собой такой задачи, а во-вторых, тем, что различные правоотношения могут попадать в различные классификационные группы юридических фактов. Разумеется, что правоотношение может быть рассмотрено как юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение не его самого, а другого правоотношения. Кроме того, как представляется, оно не может быть юридическим фактом само по себе, без связи с другими юридическими фактами, т.е. вне сложного фактического состава, в противном случае такое правоотношение утратило бы свою самостоятельность и было бы неотличимо от того, для которого оно выступает юридическим фактом.

Таким образом, в качестве объективного вещного права понимается институт (подотрасль), представляющий собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих вещно-правовые отношения, в которых закреплены юридические конструкции особого вида субъективных вещных гражданских прав.

1.2 Специфические  признаки вещных прав

Круг вещных прав, в отличие  от обязательственных прав, очерчен  самим законом (ст. 209, 216 ГК РФ). Вообще специфику вещных прав легче понять, сравнивая их с обязательственными или иными правами. Так, лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав. Напротив, участник обязательственных отношений может согласно ст. 8 ГК РФ вступать в сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Вещное право, в отличие  от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т.е. обладателю вещного права (права собственности, сервитута и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь. Владельцу обязательственного права противостоит круг лиц, ограниченных обязательственным отношением, и только они обязаны не нарушать его право (заказчик-подрядчик, продавец-покупатель и т.д.)12.

В юридической науке существует самый различный набор признаков, присущих вещным правам, да и содержание этих признаков раскрывают по-разному. Во многом это объясняется разноголосицей в определении круга вещных прав: иногда этот круг определяют чрезмерно  широко, в других случаях слишком узко.  

Если суммировать высказанные  на сей счет суждения, то в числе  признаков вещного права чаще всего фигурируют указания на то, что вещное право носит бессрочный характер; объектом этого права является вещь; требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; вещному праву присуще право следования и что, наконец, вещные права пользуются абсолютной защитой13.

Целый ряд из перечисленных  признаков не могут претендовать на роль общих для всех без исключения вещных прав. Так, бессрочный характер из всех вещных прав присущ, пожалуй, лишь праву собственности. С другой стороны, не все указанные признаки могут  быть отнесены только к вещным правам. Например, вещи могут быть объектом не только вещных, но и обязательственных прав. В то же время объекты вещных прав далеко не всегда сводятся к вещи. Известные сомнения вызывает и такой признак, как преимущественное удовлетворение вещно-правовых требований. Не случайно законодатель из всех признаков, якобы присущих вещным правам, закрепил только два: право следования и абсолютный характер защиты (п. 3 и п. 4 ст. 216 ГК). Суть первого из указанных признаков сводится к тому, что переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество14. Иными словами, право следует за вещью. Отсюда и обозначение этого признака: право следования. Так, залог сохраняется при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 353 ГК). То же имеет место и при переходе к другому лицу права собственности на имущество, сданное внаем: договор найма сохраняет силу и для нового собственника (ст. 288 ГК 1964 г.).

Другой признак, получивший закрепление в законе, состоит  в том, что вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в  порядке, предусмотренном ст. 305 ГК. Отметим, что согласно ст. 305 ГК владелец, не являющийся собственником, но имеющий право на владение имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, пользуется против третьих лиц той же защитой, что и собственник. Защита предоставляется ему и против самого собственника15.

Оба эти признака (и право  следования и абсолютный характер защиты) свидетельствуют о шаткости позиции, занятой законодателем при вычленении вещных прав, поскольку оба они могут быть присущи и правам, которые лишь с большой натяжкой относятся к вещным, а то и вовсе не относятся к ним. Но как бы там ни было, с позицией законодателя в этом вопросе приходится считаться.

Выявляя присущие вещным правам признаки, следует обратить внимание на субъектный состав правоотношений, одним из элементов которых выступает соответствующее право. Для всех вещных прав, разумеется, кроме права собственности, характерно то, что за каждым из них как бы стоит фигура самого собственника. Поэтому носитель вещного права находится не только в абсолютном правоотношении со всеми третьими лицами, но и в относительном правоотношении с собственником, каковы бы ни были основания возникновения и юридическая природа указанного правоотношения. Так, носитель права хозяйственного ведения или права оперативного управления находится в правоотношении с собственником соответствующего имущества. Носитель вещного права может находиться в относительных правоотношениях и с третьими лицами. В случаях, предусмотренных законом, относительные правоотношения могут возникать и между носителями однородных по своей юридической природе вещных прав (например, между участниками общей собственности)16.

Завершая характеристику признаков, присущих вещным правам, обратим внимание на одно положение, не очень четко сформулированное в п. 2 ст. 216 ГК. Вместе с тем оно важно для понимания того, как соотносится право собственности с другими вещными правами: «Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества». Не забывая о том, что вещные права на имущество, в первую очередь, принадлежат его собственнику, поскольку именно право собственности в системе вещных прав занимает главенствующее место, попытаемся в этом положении разобраться. Речь идет о том, что собственник не может быть одновременно носителем какого-либо ограниченного вещного права на ту же вещь, что было бы несовместимо с полнотой и исключительностью права собственности. Иными словами, одно лицо не может персонифицировать и право собственности и ограниченное по своему содержанию вещное право. Применительно к сервитутам (установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом (напр., право прохода по земельному участку соседа) это положение было четко выражено в римском праве: sua res nemini servit (своя вещь никому не служит). Нельзя иметь сервитут на собственную вещь, ибо это противоречило бы самой природе права собственности.

 

 

 

 

ГЛАВА II ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОСУ-ЩЕСТВЛЕНИЯ

2.1 Право собственности  и его осуществление по современному российскому гражданскому законодательству

Право собственности является определяющим субъективным вещным правом, на основе которого возникают все  остальные вещные права. Иначе говоря, право собственности выступает  системообразующим фактором для  всей системы субъективных вещных прав. Законодатели каждой страны строго придерживаются принципа о том, что на индивидуально-определенную вещь может существовать только одно право собственности, все другие права являются правами на чужую вещь.

Согласно ст. 209 ГК собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в сферу власти собственника. Владение - фактическое обладание вещью, под которым понимается, прежде всего, субъективное право на защиту объекта собственности от посягательств третьих лиц. Пользование - извлечение из вещи полезных свойств путем ее потребления в производственных или бытовых целях. Распоряжение - совершение в отношении объекта собственности действий, определяющих его судьбу таких, как отчуждение, сдача внаем, залог и т. д., вплоть до уничтожения17.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении  принадлежащего ему имущества любые  действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Передавая отдельные полномочия другим лицам, собственник своего права собственности на имущество не теряет.

В ряде случаев собственник  может быть лишен всех трех правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, например при аресте имущества. Это не означает автоматического прекращения права собственности: собственник либо будет восстановлен в своих правах, либо его право будет прекращено по основаниям, предусмотренным законом.

В ряде случаев право собственности  может быть ограничено. Следует иметь  в виду, что такие ограничения  могут вводиться только федеральными законами и лишь в той мере, в  какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения, содержащиеся в иных правовых актах, незаконны18.

В договоре между собственником  и лицом, осуществляющим владение, пользование  или распоряжение его имуществом, могут быть предусмотрены частные  ограничения действия собственника, например, договор аренды ограничивает полномочия собственника по владению и пользованию имуществом. В этом случае они возникают по воле самого собственника, который не вправе их нарушать в дальнейшем.

Право оформляет обе названные  стороны экономических отношений  собственности:

- отношения между людьми  по поводу имущества (мое - чужое), давая владельцу защиты от  необоснованного посягательства  иных лиц;

- отношения к присвоенному  имуществу, определяя границы  его дозволенного использования.

В первом случае применяется  абсолютный характер правоотношений собственности. Во втором - идет речь о содержании и реальном объеме правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжения имуществом в рамках исторически сложившегося способа присвоения. Таким образом, правовая форма отношений собственности (присвоения) представляется их экономическим содержанием19.

Нельзя не сказать, о том, что лицо, присвоившее имущество получает не только приятное «благо» обладания им как следствие своего хозяйственного господства (т.е. исключительной возможности по своему усмотрению решать каким образом это имущество использовать). Одновременно на него возлагается бремя содержание собственных вещей:

- необходимость осуществления ремонта и охраны;

- несение риска случайной гибели или порчи от причины за которой никто не отвечает, а также риска возможных потерь от неумелого или нерационального ведения своих дел (вплоть до разорения и банкротства).

В этом смысле наличие бремени  собственности действительно обязывает владельца имущества быть настоящим хозяином своих вещей и расчетливым коммерсантом. Именно сочетание блага и бремени характеризует положение настоящего собственника, т.к. отсутствие бремени забот, риска и потерь имущества никогда не сделает его подлинным хозяином. Ярким примером этого служат попытки объявления трудовых коллективов «хозяевами» имущества государственных предприятий, имевших место в конце 80-х г20. Экономические отношения собственности, урегулированные нормами права, приобретают форму права собственности.

Термин «право собственности» применяются в 2-х значениях: в объективном смысле и в субъективном смысле.

Право собственности в  объективном смысле - это установленные  законодатели правовой нормы, определяющие границы возможных действий ему по присвоению, внедрению, пользованию и распоряжению всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота21.

Совокупность норм, регламентирующих эти действия, образует институт права собственности, являющегося центральным институтом частного права. Его нормы оказывают влияние на семейное, наследственное право. Тесное взаимодействие в рамках гражданского права происходит с нормами института обязательственного права. Особенно это прослеживается при реализации правомочия по распоряжению имуществом, которое невозможно осуществить, не вступая в обязательственные отношения, если речь идет о продаже, дарении и других видах передачи вещей другому лицу.

Информация о работе Общее учение о вещных правах