Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
Тема данной курсовой работы: «Объекты коммерческого права ». В науке российского права существуют несколько точек зрения, порой даже противоречивых, по поводу содержания различных понятий, классификации объектов коммерческого права. В данной курсовой работе целью является наиболее полное исследование объектов коммерческого права, всех аспектов выбранной темы, их анализ.
Введение…………………………………………………………………………
Глава § 1. Понятие объектов коммерческого права
§1. 1. Объекты коммерческого права: понятие и виды……………………
§1.2. Классификация товаров……………………………………………..
§1.3. Товарораспорядительные документы………………………………….
§1.4. Коносамент на морскую перевозку…………………………………….
§1.5. Складские свидетельства……………………………………………….
Глава § 2. Правовой режим обращения товаров
Глава § 3. Способы обособления товаров
§3.1. Способы обособления товаров………………………………………..
§3.2. Товарный знак…………………………………………………………
§3.3. Коллективный товарный знак…………………………………………
§3.4. Наименование места происхождения товара…………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Обе части двойного складского свидетельства должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада.
Держатель складского и залогового свидетельств имеет право распоряжения хранящимся на складе товаром в полном объеме. Держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству. Держатель залогового свидетельства, иной, чем держатель складского свидетельства, имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему. При залоге товара об этом делается отметка на складском свидетельстве. Складское свидетельство и залоговое свидетельство могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям.
Товарный склад выдает товар держателю складского и залогового свидетельств (двойного складского свидетельства) не иначе как в обмен на оба эти свидетельства вместе. Держателю складского свидетельства, который не имеет залогового свидетельства, но внес сумму долга по нему, товар выдается складом не иначе как в обмен на складское свидетельство и при условии представления вместе с ним квитанции об уплате всей суммы долга по залоговому свидетельству. Товарный склад, выдавший товар держателю складского свидетельства, не имеющему залогового свидетельства и не внесшему сумму долга по нему, несет ответственность перед держателем залогового свидетельства за платеж всей обеспеченной по нему суммы.
Держатель складского и залогового свидетельств вправе требовать выдачи товара по частям. При этом в обмен на первоначальные свидетельства ему выдаются новые свидетельства на товар, оставшийся на складе. Простое складское свидетельство выдается на предъявителя. Простое складское свидетельство должно содержать следующие сведения:
В простом складском свидетельстве должно быть указано, что оно выдано на предъявителя.
Складская квитанция— это документ, удостоверяющий, что от лица на хранение на склад приняты соответствующие товары.12 В складской квитанции должны быть отражены следующие сведения:
Глава
§ 2. Правовой режим
обращения товаров
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:
С юридико-технической точки зрения режим
товаров может создаваться путем издания
законодательных и административно-
Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет три режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота. Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов указом Президента РФ "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена"13 утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте. Полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряд других. На практике это имущество может продаваться и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которой запрещена"14, установлен порядок поставок таких изделий на основании разрешений на использование и квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.
Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы деятельности с определенными товарами.
Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
Они предусмотрены Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"15 и Федеральным законом от "О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»16.
Так, согласно ст. 23 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" нетарифными способами регулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензирование деятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдача лицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса или аукциона, производится по решению федерального органа, определяемого Правительством РФ.
Некоторыми федеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализации отдельных видов товаров также на внутреннем рынке. Так, закупки этилового спирта для производства алкогольной продукции осуществляются по устанавливаемым для организаций-покупателей квотам.
Воздействие на процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, то есть путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ предпринимательские организации могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Вместе с тем торговое законодательство может ограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица. Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.
Коммерческая правоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также иными способами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служит лицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенных видов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать от лицензий на экспорт или закупку по импорту конкретных видов и количеств товара.
Обязательность и порядок лицензирования определены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"17. Закон установил исчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты Российской Федерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, в частности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами, реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации лома черных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Лицензии требуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридических лиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечет ответственность по ст. 171 УК РФ. Законодательное и административное регулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу и приобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственных связей, объемы продаж, другие условия договоров, то есть на правовой режим товаров.
В интересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрация впервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов, материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытаний товаров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздрав РФ. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право на производство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядок установлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшие государственную регистрацию, подлежат уничтожению.
Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.
Различия в правовом режиме обращения товаров могут создаваться и в связи с регулированием порядка розничной торговли. Правительство РФ постановлением18 утвердило Правила продажи отдельных видов товаров. Издаются также правила розничной торговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременно затрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правила требуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар был доведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен быть помещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен маркировкой с указанием на ней необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению, техническим паспортом.
Меры по регулированию производства, оптовой
и розничной торговли непосредственно
влияют на установление торговых связей,
на обращение товаров. Изготовители и
приобретатели обязаны учитывать правила,
действующие по всей цепочке прохождения
товара, чтобы не столкнуться с затруднениями
при реализации, не оказаться вынужденными
забирать обратно свой товар или подыскивать
другого покупателя.
Глава § 3. Способы
обособления товаров
§3.1.Товарный знак
Потребности торгового оборота обусловили необходимость выделения товара среди других подобных товаров путем указания изготовителя или источника происхождения товара. Основными средствами отличия товаров и услуг одних лиц от товаров и услуг других лиц являются товарный знак и знак обслуживания. Их применение регулируется Гражданским кодексом РФ четвертой частью.19 Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" утратил свою силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ.
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Знаком обслуживания является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Исключительное право на товарный знак регистрирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: