Объекты коммерческого права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы: «Объекты коммерческого права ». В науке российского права существуют несколько точек зрения, порой даже противоречивых, по поводу содержания различных понятий, классификации объектов коммерческого права. В данной курсовой работе целью является наиболее полное исследование объектов коммерческого права, всех аспектов выбранной темы, их анализ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………


Глава § 1. Понятие объектов коммерческого права

§1. 1. Объекты коммерческого права: понятие и виды……………………

§1.2. Классификация товаров……………………………………………..

§1.3. Товарораспорядительные документы………………………………….

§1.4. Коносамент на морскую перевозку…………………………………….

§1.5. Складские свидетельства……………………………………………….


Глава § 2. Правовой режим обращения товаров


Глава § 3. Способы обособления товаров

§3.1. Способы обособления товаров………………………………………..

§3.2. Товарный знак…………………………………………………………

§3.3. Коллективный товарный знак…………………………………………

§3.4. Наименование места происхождения товара…………………………


Заключение………………………………………………………………………..


Список использованной литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАя2.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      В России в коммерческой деятельности приходится учитывать и применять классификации товаров, разработанные для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлениям использования товары подразделяют на:

  • товары потребительского назначения;
  • товары производственного назначения.

Товары  потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на продовольственные  и промышленные. По периоду их использования  они делятся на товары краткосрочного или разового использования и  товары длительного пользования. Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье. В производственных и оптовых торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от прежней системы планового распределения. Так, промышленные товары подразделяются на: швейные, трикотажные, обувные, мебельные, строительные, электротовары. Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации.

       Для торгово-предпринимательской деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров. Постановлением Госстандарта РФ7 на территории страны введен Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации России. ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике. Поскольку ОКП ограничивается учетом лишь шести уровней различения видов товаров, он дополняется классификаторами, обеспечивающими более полный учет других характеристик изделий (до 12-14 уровней): моделей, фасонов, рецептур, расцветок и др. Такие дополнительные классификаторы составляются самими производственными и оптовыми торговыми организациями. При этом первые шесть знаков кода изделия должны воспроизводить коды из ОКП. Указанный классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется:

  • при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;
  • при сертификации продукции;
  • для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;
  • для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

       Практика свидетельствует о том, что во многих организациях классификационный учет товаров вообще не ведется. В стране отсутствует полная база данных о классификации товаров, производимых и реализуемых различными фирмами. Это существенно затрудняет поиск необходимых товаров и установление торговых связей, замедляет торговый оборот.

       Важную роль играет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)8 Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с приятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит в качестве основы применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Вместе с тем эта классификация касается лишь импортируемых и экспортируемых товаров и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров. 
 

§1.3    Товарораспорядительные документы 

     Как уже выше было отмечено, товарораспорядительные документы являются объектом коммерческого права. Товарораспорядительные документы представляют собой составленные на формулярных бланках, т.е. бланках с обязательными реквизитами, тексты договоров. Законодательство называет два вида таких документов: коносаменты на морскую перевозку и складские свидетельства. Документы эти всегда выдаются профессиональными перевозчиками или хранителями.

        Интересы торгового оборота нередко требуют ускоренной передачи прав на товар, перевозимый морем или сданный на склад для хранения. Поэтому сформировался и получил закрепление в законе упрощенный порядок перемены кредитора в обязательствах, оформленных выдачей коносаментов и складских свидетельств, путем непосредственной передачи таких документов, составленных на предъявителя, или путем учинения на них переуступочной надписи, как на векселях.

      Учинение переуступочной надписи означает одновременную перемену:

  • собственника товара 
  • кредитора в договоре перевозки или хранения.

Обязательства из договоров перевозки и хранения являются взаимными, в отличие от одностороннего обязательства по векселю. Соответственно, при передаче товарораспорядительного  документа к новому кредитору наряду с правом собственности на товар переходит также комплекс прав и обязанностей по договору перевозки или хранения. Так, новый грузополучатель обязан принять и вывезти из порта свой груз, уплатить необходимые сборы. Он несет риск случайной утраты и порчи груза при перевозке. В договоре хранения новый поклажедатель обязан забрать товар по окончании срока договора, вносить плату за хранение, возмещать иные расходы хранителя. Подобных обременений для кредиторов при операциях с ценными бумагами не возникает.

       Товарораспорядительный документ - это составленный на формулярном бланке договор морской перевозки или хранения, перемена собственника товара и кредитора в обязательстве из которых производится путем непосредственной передачи новому собственнику (кредитору) экземпляра договора, выданного на предъявителя, или учинения переуступочной надписи на договоре.9

       Наряду с передачей товарораспорядительного документа или учинением переуступочной надписи на нем, изменяющими собственника товара и кредитора в обязательстве по перевозке или хранению, требуется заключение соглашения между первоначальным и новым владельцем документа. В таком соглашении предусматривается возмездное отчуждение товара по документу и возмещение платы и иных затрат по договору перевозки или хранения. К числу товарораспорядительных документов относятся складские свидетельства, выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара на хранение и коносамент на морскую перевозку. К классу товарораспорядительных документов, хотя и со значительной долей условности, можно отнести накладные на перевозку грузов другими видами транспорта. Эти накладные являются именными, т.е. выписываются на конкретного грузополучателя. Однако указанный в накладной получатель может: во-первых, переадресовать, переотправить груз, указав нового получателя; во-вторых, выдать другому лицу доверенность на право получения груза от перевозчика. Возможность совершения операций по передаче товара другим лицам превращает транспортные документы в особый объект торговых сделок, продаваемый по таким документам товар на лексиконе коммерсантов называется "товар на колесах". К сожалению, российское транспортное законодательство крайне далеко от учета потребностей торгового оборота и даже в современных условиях не закрепляет возможностей совершения товарных операций с транспортными документами на перевозимые грузы. 

§1.4.     Коносамент на морскую перевозку

          В соответствии со ст. 142 Гражданского кодекса РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент на морскую перевозку. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа. Коносамент должен содержать следующие данные (ст. 144 ГК РФ):

  • наименование перевозчика и место его нахождения;
  • наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • наименование отправителя и место его нахождения;
  • наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • наименование получателя, если он указан отправителем;
  • наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество, при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  • внешнее состояние груза и его упаковки;
  • фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  • время и место выдачи коносамента;
  • число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  • подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается  подписанным от имени перевозчика. После того, как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к вышеуказанным данным должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата или даты погрузки груза. В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик  может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту  посредством дополнения любого ранее  выданного документа при условии, если дополненный таким образом  документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных. В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза, в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента, либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

В случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза.

        Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

         Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

  • именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
  • ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
  • коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.
 

    §1.5.  Складские свидетельства

       К числу товарораспорядительных документов относятся складские свидетельства, выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара па хранение.10 Они выдаются специальными субъектами — товарными складами, которые осуществляют профессиональное хранение товаров. В ст. 912—917 ГК РФ определено содержание складских свидетельств и установлен порядок работы с ними.

       Товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов:

    1) двойное  складское свидетельство;

    2) простое  складское свидетельство;

    3) складскую  квитанцию.

     Двойное складское свидетельство состоит из двух частей — складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого.11 Двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство являются ценными бумагами. Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение его хранения предметом залога путем залога соответствующего свидетельства.

В каждой части двойного складского свидетельства  должны быть одинаково указаны:

  • наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;
  • текущий номер складского свидетельства по реестру склада;
  • наименование юридического лица либо имя гражданина, от которого принят товар на хранение, а также место нахождения (место жительства) товаровладельца;
  • наименование и количество принятого на хранение товара — число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;
  • срок, на который товар принят на хранение, если такой срок устанавливается, либо указание, что товар принят на хранение до востребования;
  • размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения;
  • дата выдачи складского свидетельства.

Информация о работе Объекты коммерческого права