Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
Тема данной курсовой работы: «Объекты коммерческого права ». В науке российского права существуют несколько точек зрения, порой даже противоречивых, по поводу содержания различных понятий, классификации объектов коммерческого права. В данной курсовой работе целью является наиболее полное исследование объектов коммерческого права, всех аспектов выбранной темы, их анализ.
Введение…………………………………………………………………………
Глава § 1. Понятие объектов коммерческого права
§1. 1. Объекты коммерческого права: понятие и виды……………………
§1.2. Классификация товаров……………………………………………..
§1.3. Товарораспорядительные документы………………………………….
§1.4. Коносамент на морскую перевозку…………………………………….
§1.5. Складские свидетельства……………………………………………….
Глава § 2. Правовой режим обращения товаров
Глава § 3. Способы обособления товаров
§3.1. Способы обособления товаров………………………………………..
§3.2. Товарный знак…………………………………………………………
§3.3. Коллективный товарный знак…………………………………………
§3.4. Наименование места происхождения товара…………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
______________________________
Курсовая работа по дисциплине:
«Коммерческое право»
Тема: «Объекты
коммерческого права»
Выполнила: студент Т.И. Спиридонова
___________________
Оценка______
Самара 2010
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава § 1. Понятие объектов коммерческого права
§1. 1. Объекты коммерческого права: понятие и виды……………………
§1.2. Классификация товаров……………………………………………..
§1.3. Товарораспорядительные документы………………………………….
§1.4. Коносамент на морскую перевозку…………………………………….
§1.5. Складские
свидетельства……………………………………………
Глава
§ 2. Правовой режим
обращения товаров
Глава § 3. Способы обособления товаров
§3.1. Способы обособления товаров………………………………………..
§3.2. Товарный знак…………………………………………………………
§3.3. Коллективный товарный знак…………………………………………
§3.4.
Наименование места происхождения товара…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………
Введение.
Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую, торговую деятельность. Представляет собой совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право - комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности. В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права можно выделить приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины). Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования, объекты и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль. В то же время коммерческое право является частью гражданского права. Существующая взаимосвязь проявляется в субсидиарном применении к торговым отношениям норм гражданского законодательства при отсутствии специальных торговых законов и обычаев. Большинство объектов гражданских прав являются объектами коммерческого права. Но в то же время объекты коммерческого права обладают рядом отличительных свойств, они непосредственно являются объектами торгового, а не имущественного оборота в целом. Торговая деятельность нуждается для своего успешного развития в особых правилах регулирования, учитывающих ее отличительный характер от имущественного оборота.
Тема данной курсовой работы: «Объекты коммерческого права ». В науке российского права существуют несколько точек зрения, порой даже противоречивых, по поводу содержания различных понятий, классификации объектов коммерческого права. В данной курсовой работе целью является наиболее полное исследование объектов коммерческого права, всех аспектов выбранной темы, их анализ.
В соответствии с целью, задачами являются:
При выполнении данной
Глава
§ 1. Понятие объектов
коммерческого права
§1. 1. Объекты коммерческого права: понятие и виды
Объектами коммерческого права являются товары. Товар – это продукт труда, произведённый для продажи. Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом. Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, то есть способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, то есть свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения. Для имущественных отношений характерна широкая трактовка сущности товаров. Само понятие "товар" в перечне объектов гражданских правоотношений1 не упоминается. В цивилистике "понятие товара отождествляется в известном смысле с категорией объекта гражданских прав, если не учитывать в числе последних личные неимущественные права. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие гражданского (имущественного) оборота". Что касается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность - продвижение товара от изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин "товар" вообще не свойственен и лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК РФ), то для коммерческого права он является одним из основополагающих.
Определение понятия "товар" содержится в ряде законов. Так, в Законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"2 товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Федеральный закон «О защите конкуренции»3 определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Федеральный закон «О рекламе»4 определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Налоговый кодекс РФ5 дает следующее определение товара — это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Необходимым и существенным признаком объектов коммерческого права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых договоров и менять собственника. Для определения понятия объектов торгового права необходимо выявление различий торгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движение товаров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятие гражданского (имущественного) оборота является более широким. Понятие о гражданском обороте включает в свое содержание такие безвозмездные действия, как дарение, завещание, по самой идее несогласуемые с понятием экономического (торгового) оборота.6 Современное гражданское законодательство также включает в состав гражданского оборота любые отношения по передаче имущества (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Статья 129 ГК РФ говорит об оборотоспособности объектов гражданских прав. Согласно п. 1 названной нормы объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Коммерческая оборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов на возмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарения, наследования, реорганизации юридического лица либо иным способом. Таким образом, объектами торгового оборота признаются товары, то есть имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.
Основным видом объектов коммерческого права являются материальные предметы, имеющие вещественную форму - вещи. Материальные объекты включают в себя потребительские товары, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей, и товары производственного назначения, служащие использованию в производстве, - сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование.
Вместе с тем не все вещи относятся к объектам торгового оборота. Так, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980) не относит к объектам торгового оборота целый ряд товаров. В частности, согласно ст. 2 Конвенции она не применяется к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, судов водного и воздушного транспорта и др. В данном отношении Конвенция выражает подход, общепринятый в зарубежном и российском коммерческом праве. Среди иных вещей в предметном, материальном виде также не все входят в состав объектов коммерческого права. Статья 130 ГК РФ восстановила существовавшее в дореволюционном праве деление имущества на движимое и недвижимое. К недвижимости отнесены земельные участки и все, что прочно связано с землей: здания, сооружения, многолетние насаждения. К недвижимости отнесены также некоторые иные объекты. Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Поскольку недвижимое имущество не может свободно перемещаться, сделки с ним традиционно не включаются в торговые кодексы. Таким образом, недвижимость - это не товар коммерческого права, хотя и объект гражданского оборота.
Правда, вопрос о недвижимости не так уж бесспорен. Он дискутировался российскими коммерциалистами еще в дореволюционный период. В настоящее время в зарубежной юридической литературе также приходится сталкиваться с утверждениями о неоправданности исключения недвижимого имущества из круга объектов торгового оборота, высказывается мнение, что продажа недвижимости должна рассматриваться как относящаяся к сфере коммерческой деятельности. Такие взгляды представляются весьма спорными. Сделки по купле-продаже зданий, иной недвижимости во всем мире требуют более строгого оформления - в нотариальной или, как минимум, в простой письменной форме с соответствующей регистрацией. Что касается торговых договоров, то для них принят более простой порядок совершения, включая устный. Кроме того, сделки с недвижимыми объектами носят для собственников разовый, а не повторяющийся, не систематический характер. Условия каждого договора приходится вырабатывать индивидуально. Поэтому едва ли верно требовать отнесения операций с недвижимостью к коммерческому, а не к гражданскому праву.
Зарубежное законодательство о торговле в числе своих объектов нередко называет оказываемые услуги и выполняемые работы. С торговым оборотом непосредственно связано оказание большого числа различных услуг. Например, услуги по хранению товаров, их перевозке, коммерческому представительству, агентированию. Аналогичным образом, осуществление торговли требует выполнения различных видов работ: по проведению маркетинговых исследований, созданию рекламной продукции. Вместе с тем сами услуги и работы не могут отождествляться с торговой деятельностью, договоры на их оказание (выполнение) существенно отличаются от договоров на реализацию товаров.
Рассмотрение соответствующих видов услуг и работ в рамках теории коммерческого права позволяет выявить особенности соответствующих договоров в зависимости от их связи с коммерческой деятельностью. Вместе с тем торговые кодексы зарубежных стран не позволяют признавать оказание услуг и выполнение работ объектами коммерческого права. Статья 3 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров также устанавливает, что Конвенция не применяется к договорам, в которых обязательства сторон заключаются в основном в выполнении работ или в предоставлении услуг. Не подлежат отнесению к торговому обороту операции по продаже фондовых бумаг, обеспечительных бумаг, облигаций и иных документов, дающих право на получение денег и дивиденда. Торговое законодательство не включает сделки с ценными бумагами и названными документами в свою сферу.
От собственно ценных бумаг следует отличать
товарораспорядительные документы, которые
безосновательно смешивают с ценными
бумагами. Передача товарораспорядительного
документа на товар приравнивается к передаче
самого товара (п. 3 ст. 224 ГК РФ), поэтому
товарораспорядительные документы используются
в торговом обороте и относятся к объектам
коммерческого права.
§1.2. Классификация товаров
В последние десятилетия чрезвычайно возросло значение классификации товаров как для самого товарного обращения, так и для надлежащей организации производства и оптовой торговли.
В странах Европейского Союза, США и ряде других товарная специализация предприятий основана на действующей стандартной классификации товаров. Единая классификация создает возможность для автоматизированного поиска изготовителей и продавцов товара, ускоренного заключения договоров, в том числе через сети Интернет.