Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - нормативный акт.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

3.6 Пути  повышения эффективности действия  нормативных правовых актов:

В настоящее  время правовое регулирование порядка разработки, принятия и опубликования НПА осуществляется:

  • Федеральным конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации", статьи 3,4,12, 28, 43, 44 которого устанавливают ряд условий работы с проектами актов Правительства;
  • Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 "О дополнительных мерах  по обеспечению единства  правового пространства Российской Федерации";
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009, которое устанавливает требования к подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от  29.11.2000 "Об утверждении  положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации";
  • Указом Президента от 23.05.96 "О порядке опубликования и вступления в силу  актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
  • разъяснением Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам применения установленного порядка опубликования НПА;
  • рядом приказов Министерства юстиции Российской Федерации по ведению  регистра НПА.

Указанные акты касаются лишь некоторых процедур работы с  НПА в  цикле их подготовки и принятия, однако целостной системы для всего процесса создания НПА разного уровня не выстраивают. Ряд действующих актов, устанавливающих процедуры разработки и принятия НПА, противоречат друг другу.

Закон о НПА  регулирует ряд проблем, которые в настоящее время имеют противоречивые подходы к их решению или не урегулированы вообще. Такими проблемами, в частности, являются:

  • ранжирование НПА по уровням их принятия и включения в иерархию системы законодательства и других НПА, что связано с установлением терминологии в сфере деятельности относительно НПА;
  • критерии разграничения юридической силы нормативного и индивидуального правового акта;
  • критерии отнесения НПА к  категории актов, затрагивающих  права,  свободы и обязанности гражданина и человека;
  • критерии отнесения НПА к нуждающимся в регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Закон о НПА урегулирует  также проблему доступности и  понятности НПА их пользователям, особенно когда пользователями являются граждане. В частности, все больший масштаб  приобретает практика изменения  и дополнения уже принятых НПА актом, который включает только исправленные нормы в виде купюр или вставок с отсылкой к определенной статье действующего НПА, что делает его совершенно непонятным пользователю. Для устранения этого положения вводятся критерии, устанавливающие степень изменения текста НПА, которая влечет принятие новой редакции НПА.

Закон о НПА устанавливает  регламенты электронной обработки документации в процессе подготовки, обоснования, разработки текстов НПА, осуществления экспертиз, ведения досье каждого НПА и архивов, сохраняющих результаты публичных обсуждений, предложений, принятых и отклоненных НПА, варианты проектов НПА. Закон о НПА регулирует также использование электронной подписи в процессе работы над проектами НПА, особенно при дистанционных контактах субъектов, участвующих в нормотворческих процессах.

В структуре  закона о НПА  выделены три части.

Первая часть посвящена упорядочению системы НПА в Российской Федерации  с учетом уровней субъектов законотворческой деятельности, субъектов, принимающих подзаконные акты, выполняющие функцию регулирования правоприменительной деятельности на всех уровнях государственного и муниципального управления. В первой части решаются следующие задачи:

1. Обеспечение легитимности  системы правовых дефиниций (терминологии), которая устанавливается  законом о НПА для всей  сферы нормотворческой деятельности.

2. Обеспечение нормативной  правовой основы единой системы  законодательства в Российской  Федерации, согласованности федеральных  законов и законов субъектов Российской Федерации.

3. Нормативное оформление  перечней подзаконных (правоприменительных)  НПА с учетом уровней законодательства.

Вторая часть закона о НПА обеспечивает основную его цель — сформулировать единые нормативные требования ко всем этапам процесса прохождения НПА от его обоснования до принятия и включения в систему исполнения.

В этой части закона устанавливаются  процессуальные требования и порядок  подзаконного нормотворчества как основы правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вводится понятие модельной (рекомендательной) формы НПА, представляющей, в частности, общие требования к  порядку принятия законов субъектов  Российской Федерации.

Вторая часть закона устанавливает основные требования к  подготовке и принятию  указов и иных правовых актов Президента Российской Федерации; постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. В этой части  предусматриваются правила подготовки и принятия НПА федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, формулируются правила взаимодействия между министерствами и агентствами по выработке и апробации проектов НПА. Вторая часть закона о НПА  закрепляет общие правила принятия НПА на  уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, а также основы процессуальных правил для органов местного самоуправления.

Эта часть закона системно представляет процессуальную нормативную  основу для уточнения или принятия новых регламентов работы органов исполнительной власти в части нормотворчества и обеспечения процессов правоприменения и исполнения нормативно оформляемых решений.

Вторая часть устанавливает  также организационное обеспечение  процессуального и процедурного сопровождения НПА, затрагивающих права и свободы граждан.

Здесь же предусмотрены  правила, обеспечивающие соблюдение  юридической техники для разных уровней и видов нормативных правовых актов.

Третья часть закона о НПА посвящена проблеме использования информационных технологий в процессах  законотворческой и иных форм  нормативно-правовой деятельности, а также деятельности контрольных и надзорных органов по соблюдению законности в правоприменительной практике органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В третьей части устанавливаются нормы планирования, согласования проектов законов и иных актов, принимаемых законодательными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливаются положения учета проектов законов по одноименным и сопредельным целям и сферам регулирования, ведения баз данных по проектам федеральных и региональных законов, а также  баз данных по учету предложений субъектов законодательной инициативы, ведения досье на проекты законов с включением данных по всем стадиям их прохождения в процессе принятия закона вплоть до его опубликования.

В третьей части устанавливаются  положения учета  и регистрации принимаемых НПА на всех уровнях. Кроме того, в этой части закрепляются обязанности органов исполнительной власти в области формирования баз данных по нормативным правовым актам в своей системе ведения с выделением подсистем учета принимаемых актов конкретным органом и должностными лицами органов исполнительной власти.

В этой части решаются  организационные, процессуальные проблемы ведения  контроля законности принимаемых НПА и осуществления мониторинга законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также НПА органов исполнительной власти на всех уровнях, включая мониторинг НПА, принимаемых органами местного самоуправления.

В части правового  регулирования процессов мониторинга  выделены его технологическое  обеспечение, где реализуются преимущественно технологические регламенты и стандарты, и  те задачи, которые связаны с экспертно-аналитическими программами мониторинга. Законодательно закреплены правила оценки разного уровня НПА по установленным индикаторам.

Третья часть устанавливает  блок индикаторов  оценки  эффективности самой нормотворческой работы, в том числе оценки соблюдения юридической техники НПА, их связанности в системе законодательства, обоснованности новаций, требующих изменения уже действующих НПА. В аналитической части мониторинга предусмотрены критерии оценки эффективности  полученного результата в состоянии регулируемых сфер развития страны и связанных с этим правовых  отношений. Предусмотрены индикаторы оценки на коррумпированность, скрытое лоббирование представляемых проектов НПА.

В целом принятие федерального закона "О нормативных  правовых актах в Российской Федерации" должно укрепить правовую основу нормотворчества в системе государственного управления, обеспечить условия для  взаимодействия органов государственной власти с субъектами  всех форм  экономической, социальной, культурной деятельности, обеспечить условия взаимодействия государства с общественными организациями, обеспечить более высокий уровень доверия граждан к государству и законодательству Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью работы является анализ нормативных правовых актов как источников права. В результате проведенного анализа, я пришла к следующим выводам:

1) По результатам проведенного анализа, был сделан вывод, что назначением источника права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение. Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативный правовой акт.

2) Нормативный правовой акт является основным источником права Российской Федерации. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.

3) По результатам проведенного анализа был сделан вывод, что нормативным правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативный правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативным правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

5) Признаками  нормативного правового акта  является то, что он: создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

6) По основным  субъектам государственного правотворчества  нормативные правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Так как все  политические процессы в российском государстве должны осуществляться в рамках права, то мною сделан вывод о том, что в нормативном правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается его главное значение как формы права.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая)     
    от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3302.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ

II. Специальная литература

 

  1. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2005.
  2. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – СПБ: Питер, 2004.
  3. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. -1994. -№3.
  4. Образование и развитие СССР как союзного государства //Сборник законодательных и других нормативных актов. -М., 1972.
  5. Право и политика. Научный юридический журнал №6 (102), 2008/А.Г. Эпов. Сущность нормативного правового акта: некоторые проблемы теории и практики. С. 1302
  6. Право. Учебник для ВУЗов. / А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др. Под ред. проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович -  М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
  7. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. -  М.: 2003. -654 с.
  8. Теория государства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.: Право и закон.- 2001.- 576 с.
  9. Тихомиров ЮА. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. 1991.- № 8.- С. 26.
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.- 367с.
  11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с.
  12. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. II.- М., 1911. – 470с.
  13. Юрист. Научно-практический журнал. №5. 2006. Пытикова Т.А. Правовая природа и признаки локальных правовых актов. С. 7.

Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации