Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа
Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………
3.6 Пути
повышения эффективности
В настоящее время правовое регулирование порядка разработки, принятия и опубликования НПА осуществляется:
Указанные акты касаются лишь некоторых процедур работы с НПА в цикле их подготовки и принятия, однако целостной системы для всего процесса создания НПА разного уровня не выстраивают. Ряд действующих актов, устанавливающих процедуры разработки и принятия НПА, противоречат друг другу.
Закон о НПА регулирует ряд проблем, которые в настоящее время имеют противоречивые подходы к их решению или не урегулированы вообще. Такими проблемами, в частности, являются:
Закон о НПА урегулирует также проблему доступности и понятности НПА их пользователям, особенно когда пользователями являются граждане. В частности, все больший масштаб приобретает практика изменения и дополнения уже принятых НПА актом, который включает только исправленные нормы в виде купюр или вставок с отсылкой к определенной статье действующего НПА, что делает его совершенно непонятным пользователю. Для устранения этого положения вводятся критерии, устанавливающие степень изменения текста НПА, которая влечет принятие новой редакции НПА.
Закон о НПА устанавливает регламенты электронной обработки документации в процессе подготовки, обоснования, разработки текстов НПА, осуществления экспертиз, ведения досье каждого НПА и архивов, сохраняющих результаты публичных обсуждений, предложений, принятых и отклоненных НПА, варианты проектов НПА. Закон о НПА регулирует также использование электронной подписи в процессе работы над проектами НПА, особенно при дистанционных контактах субъектов, участвующих в нормотворческих процессах.
В структуре закона о НПА выделены три части.
Первая часть посвящена упорядочению системы НПА в Российской Федерации с учетом уровней субъектов законотворческой деятельности, субъектов, принимающих подзаконные акты, выполняющие функцию регулирования правоприменительной деятельности на всех уровнях государственного и муниципального управления. В первой части решаются следующие задачи:
1. Обеспечение легитимности системы правовых дефиниций (терминологии), которая устанавливается законом о НПА для всей сферы нормотворческой деятельности.
2. Обеспечение нормативной
правовой основы единой
3. Нормативное оформление
перечней подзаконных (
Вторая часть закона о НПА обеспечивает основную его цель — сформулировать единые нормативные требования ко всем этапам процесса прохождения НПА от его обоснования до принятия и включения в систему исполнения.
В этой части закона устанавливаются процессуальные требования и порядок подзаконного нормотворчества как основы правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вводится понятие модельной (рекомендательной) формы НПА, представляющей, в частности, общие требования к порядку принятия законов субъектов Российской Федерации.
Вторая часть закона устанавливает основные требования к подготовке и принятию указов и иных правовых актов Президента Российской Федерации; постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. В этой части предусматриваются правила подготовки и принятия НПА федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, формулируются правила взаимодействия между министерствами и агентствами по выработке и апробации проектов НПА. Вторая часть закона о НПА закрепляет общие правила принятия НПА на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, а также основы процессуальных правил для органов местного самоуправления.
Эта часть закона системно представляет процессуальную нормативную основу для уточнения или принятия новых регламентов работы органов исполнительной власти в части нормотворчества и обеспечения процессов правоприменения и исполнения нормативно оформляемых решений.
Вторая часть устанавливает
также организационное
Здесь же предусмотрены правила, обеспечивающие соблюдение юридической техники для разных уровней и видов нормативных правовых актов.
Третья часть закона о НПА посвящена проблеме использования информационных технологий в процессах законотворческой и иных форм нормативно-правовой деятельности, а также деятельности контрольных и надзорных органов по соблюдению законности в правоприменительной практике органов исполнительной власти и местного самоуправления.
В третьей части устанавливаются нормы планирования, согласования проектов законов и иных актов, принимаемых законодательными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливаются положения учета проектов законов по одноименным и сопредельным целям и сферам регулирования, ведения баз данных по проектам федеральных и региональных законов, а также баз данных по учету предложений субъектов законодательной инициативы, ведения досье на проекты законов с включением данных по всем стадиям их прохождения в процессе принятия закона вплоть до его опубликования.
В третьей части устанавливаются положения учета и регистрации принимаемых НПА на всех уровнях. Кроме того, в этой части закрепляются обязанности органов исполнительной власти в области формирования баз данных по нормативным правовым актам в своей системе ведения с выделением подсистем учета принимаемых актов конкретным органом и должностными лицами органов исполнительной власти.
В этой части решаются организационные, процессуальные проблемы ведения контроля законности принимаемых НПА и осуществления мониторинга законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также НПА органов исполнительной власти на всех уровнях, включая мониторинг НПА, принимаемых органами местного самоуправления.
В части правового
регулирования процессов
Третья часть устанавливает блок индикаторов оценки эффективности самой нормотворческой работы, в том числе оценки соблюдения юридической техники НПА, их связанности в системе законодательства, обоснованности новаций, требующих изменения уже действующих НПА. В аналитической части мониторинга предусмотрены критерии оценки эффективности полученного результата в состоянии регулируемых сфер развития страны и связанных с этим правовых отношений. Предусмотрены индикаторы оценки на коррумпированность, скрытое лоббирование представляемых проектов НПА.
В целом принятие федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" должно укрепить правовую основу нормотворчества в системе государственного управления, обеспечить условия для взаимодействия органов государственной власти с субъектами всех форм экономической, социальной, культурной деятельности, обеспечить условия взаимодействия государства с общественными организациями, обеспечить более высокий уровень доверия граждан к государству и законодательству Российской Федерации
Целью работы является анализ нормативных правовых актов как источников права. В результате проведенного анализа, я пришла к следующим выводам:
1) По результатам проведенного анализа, был сделан вывод, что назначением источника права является упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимают способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение. Основными формами (источниками) права являются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативный правовой акт.
2) Нормативный правовой акт является основным источником права Российской Федерации. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
3) По результатам проведенного анализа был сделан вывод, что нормативным правовым актом является акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Нормативный правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативным правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
5) Признаками нормативного правового акта является то, что он: создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.
6) По основным
субъектам государственного
Так как все политические процессы в российском государстве должны осуществляться в рамках права, то мною сделан вывод о том, что в нормативном правовом акте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. В этом и заключается его главное значение как формы права.
I. Нормативно-правовые акты
II. Специальная литература
Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации