Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа
Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………
институт правоведения и предпринимательства
кафедра государственно-правовых дисциплин
контрольная работа
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему:
«Нормативный правовой акт как основной источник права
в Российской Федерации»
Выполнил(а): студент(ка) 1 курса
заочного отделения, 511 гр.
Скавронская Ю.Ю.
Санкт-Петербург – Пушкин
2012
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
3.6 Пути повышения эффективности
действия нормативных правовых
актов…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………35
Введение
Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Меня очень заинтересовала проводимая мною работа, связанная с анализом и исследованием нормативных правовых актов. По роду деятельности (я являюсь муниципальным служащим) мне приходится не только знакомиться и учитывать в работе большое количество нормативно-правовых актов, но я участвую в подготовке проектов постановлений и распоряжений администрации нашего города. Я на практике понимаю как решение, принятое и утвержденное на бумаге, реализуется в реальности, к чему приводят допущенные ошибки, насколько часто приходится вносить изменения в существующие нормативно-правовые акты. Эта тема очень близка и понятна мне.
Цель моей работы – провести анализ нормативных правовых актов в качестве основного источника права в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в ходе выполнения работы я поставила перед собой следующие задачи:
В процессе правотворчества
нормы права находят
Отечественные правоведы выделяют следующие виды источников права: нормативный правовой акт, правовой обычай и юридический судебный прецедент.
Самыми первыми историческими источниками права служили и служат сейчас сохранившиеся традиционные правила поведения в виде обычаев. Правовой обычай – «санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений»1. Правовой обычай имеет очень ограниченное значение и применяется только при прямом указании закона (например, обычаи делового оборота – ст. 5 ГК РФ). Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей или всего общества в целом.
Юридический (судебный прецедент) – «правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение»2. Российская правовая система прямо не включает судебный прецедент в число источников права, но судебная практика оказывает заметное влияние на применение законодательства. Некоторые современные правоведы считают, что прецеденты судебного толкования должны занять подобающее им место в современных российских условиях несовершенства правотворческой деятельности и значительного отставания от развивающихся общественных отношений.
Конституционный Суд РФ не относится к числу правотворческих органов, в том смысле, что он не правомочен принимать нормативные акты, устанавливающие новые нормы права. Однако он все-таки принимает участие в правотворчестве, так как последнее предполагает также изменение и отмену действующих норм. Конституционный Суд своим решением может признать законы, указы Президента РФ и иные акты неконституционными, в силу чего они утрачивают юридическую силу, т. е. фактически отменяются. Этим самым вносятся существенные изменения в действующий массив норм права. Например, Конституционный Суд признал неконституционной норму закона о пенсиях, приостанавливающую выплату пенсии лицам, находящимся в заключении по приговору суда, а также норму Жилищного кодекса об утрате права на жилплощадь теми же лицами после шести месяцев заключения. Таким образом, Конституционный Суд внес существенные изменения в законодательство.
Международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются источниками российского права. Согласно ст. 15 п. 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора. Речь идет о различного рода международных пактах, о правах человека, конвенциях, международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией. Признание указанных актов частью российского права не лишает международное право его самостоятельности в качестве особой отрасли, а подтверждает лишь его примат (первенство) над внутригосударственным.3
После распада СССР Верховным Советом РСФСР принято постановление, согласно которому на территории Российской Федерации продолжают действовать законы и иные акты СССР, если они не противоречат законам России и если по соответствующим вопросам отсутствуют российские нормативные акты.
Таким образом, юридическим источником права являются официальные формы закрепления, установления и выражения правовых норм, действующих в данном государстве.
В Российской Федерации основным видом источников права являются нормативные правовые акты, официальные письменные документы, которые содержат норму права.
Источники права представляют собой « не хаотичный набор разного рода нормативных актов, они включаются в единую внутренне согласованную систему российского права, в которой акты нижестоящих государственных органов должны издаваться в соответствии с актами вышестоящих органов государства и не могут им противоречить»4.
Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы. Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Под нормативными правовыми актами (здесь и далее - НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.
НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.
НПА, исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. необязательны для их адресатов.
НПА характеризуется рядом признаков:
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
● НПА государственных органов;
● НПА общественных объединений;
● совместные акты государственных и негосударственных организаций;
● НПА, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действий НПА делятся на:
● федеральные;
● акты субъектов Федерации;
● акты органов местного самоуправления;
● локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).
В зависимости от срока действия различают:
● акты неопределённо длительного действия;
● временные акты.
В зависимости от юридической силы НПА делят на:
● законы;
● подзаконные акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее значимые общественные отношения5.
Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:
В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные
законы не могут противоречить
Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации