Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - нормативный акт.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


институт правоведения и предпринимательства

 

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему:

 

«Нормативный правовой акт как основной источник права

в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студент(ка) 1 курса 

              заочного отделения,  511 гр.

                      Скавронская Ю.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург –  Пушкин

2012

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5

1.2 Видовое  разнообразие нормативных правовых  актов…………………..5

2. Достоинства  и  недостатки нормативных правовых актов………………13

2.1 Достоинства  и признаки нормативных правовых актов………………..13

2.2 Недостатки  нормативных правовых актов………………………………15

3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16

3.1 Действие нормативных  правовых актов во времени……………………16

3.2 Действие нормативных  правовых актов в пространстве………………..21

3.3 Действие нормативных  правовых актов по кругу лиц…………………..23

3.4 Порядок вступления  в силу нормативных правовых актов……………..24

3.5 Прекращение  действия нормативных правовых актов………………….26

3.6 Пути повышения эффективности  действия нормативных правовых  актов…………………………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………………35

 

Введение

 

Реальное осуществление  и защита государством прав граждан  составляют настоятельную потребность  времени. Построение правового государства  предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Меня очень  заинтересовала проводимая мною работа, связанная с анализом и исследованием  нормативных правовых актов. По роду деятельности (я являюсь муниципальным служащим) мне приходится не только знакомиться и учитывать в работе большое количество нормативно-правовых актов, но я участвую в подготовке проектов постановлений и распоряжений администрации нашего города. Я на практике понимаю как решение, принятое и утвержденное на бумаге, реализуется в реальности, к чему приводят допущенные ошибки, насколько часто приходится вносить изменения в существующие нормативно-правовые акты. Эта тема очень близка и понятна мне.

Цель моей работы – провести анализ нормативных правовых актов в качестве основного источника права в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в ходе выполнения работы я поставила перед собой  следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие источника права и определить место нормативного правового акта в системе источников права.
  2. Рассмотреть понятие нормативного правового акта, обобщить его признаки.
  3. Рассмотреть иерархическую систему нормативных правовых актов.
  4. Кратко охарактеризовать достоинства и недостатки нормативных правовых актов и определить пути повышения эффективности их действия.
  5.  
        1. Понятие источников права и их основные виды

 

В процессе правотворчества  нормы права находят закрепление  и выражение в особых юридических  формах, называемых источниками права. Именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями, и связь права с государством выражается через источники права. Источник права – это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

Отечественные правоведы выделяют следующие виды источников права: нормативный правовой акт, правовой обычай и юридический  судебный прецедент.

Самыми первыми историческими источниками права служили и служат сейчас сохранившиеся традиционные правила поведения в виде обычаев. Правовой обычай – «санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений»1. Правовой обычай имеет очень ограниченное значение и применяется только при прямом указании закона (например, обычаи делового оборота – ст. 5 ГК РФ). Не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей или всего общества в целом.

Юридический (судебный прецедент) – «правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение»2. Российская правовая система прямо не включает судебный прецедент в число источников права, но судебная практика оказывает заметное влияние на применение законодательства. Некоторые современные правоведы считают, что прецеденты судебного толкования должны занять подобающее им место в современных российских условиях несовершенства правотворческой деятельности и значительного отставания от развивающихся общественных отношений.

Конституционный Суд РФ не относится к числу правотворческих органов, в том смысле, что он не правомочен принимать нормативные акты, устанавливающие новые нормы права. Однако он все-таки принимает участие в правотворчестве, так как последнее предполагает также изменение и отмену действующих норм. Конституционный Суд своим решением может признать законы, указы Президента РФ и иные акты неконституционными, в силу чего они утрачивают юридическую силу, т. е. фактически отменяются. Этим самым вносятся существенные изменения в действующий массив норм права. Например, Конституционный Суд признал неконституционной норму закона о пенсиях, приостанавливающую выплату пенсии лицам, находящимся в заключении по приговору суда, а также норму Жилищного кодекса об утрате права на жилплощадь теми же лицами после шести месяцев заключения. Таким образом, Конституционный Суд внес существенные изменения в законодательство.

Международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются источниками российского права. Согласно ст. 15 п. 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора. Речь идет о различного рода международных пактах, о правах человека, конвенциях, международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией. Признание указанных актов частью российского права не лишает международное право его самостоятельности в качестве особой отрасли, а подтверждает лишь его примат (первенство) над внутригосударственным.3

После распада  СССР Верховным Советом РСФСР  принято постановление, согласно которому на территории Российской Федерации продолжают действовать законы и иные акты СССР, если они не противоречат законам России и если по соответствующим вопросам отсутствуют российские нормативные акты.

Таким образом, юридическим источником права являются официальные формы закрепления, установления и выражения правовых норм, действующих в данном государстве.

В Российской Федерации основным видом источников права являются нормативные правовые акты, официальные письменные документы, которые содержат норму права.

Источники права представляют собой « не хаотичный набор разного рода нормативных актов, они включаются в единую внутренне согласованную систему российского права, в которой акты нижестоящих государственных органов должны издаваться в соответствии с актами вышестоящих органов государства и не могут им противоречить»4.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы. Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

 

          1. Признаки и виды нормативных правовых актов

Под нормативными правовыми актами (здесь и далее - НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

НПА, исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При  этом они являются результатом правотворческой  деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. необязательны для их адресатов.

НПА характеризуется рядом  признаков:

  1. имеет государственный характер и обеспечивается принудительной силой государства, т.е. является односторонним актом выражения государственной воли в отличие, например, от нормативных договоров или судебных прецедентов;
  2. принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание норм и их форму;
  3. имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии НПА;
  4. имеет четкие временные, пространственные и субъектные предел действия;
  5. содержит нормы права, т.е. общие правила поведения, чем отличается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т.д.).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

● НПА государственных органов;

● НПА общественных объединений;

● совместные акты государственных и негосударственных организаций;

● НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы  действий НПА делятся на:

● федеральные;

● акты субъектов Федерации;

● акты органов местного самоуправления;

● локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

● акты неопределённо длительного действия;

● временные акты.

В зависимости от юридической  силы НПА делят на:

● законы;

● подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее значимые общественные отношения5.

Законы занимают главное  место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются  в виде:

- законов РФ о поправках  к Конституции РФ;

- федеральных конституционных  законов;

- федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные  законы не могут противоречить Конституции  РФ. Федеральные законы не могут  противоречить не только Конституции  РФ, но и федеральным конституционным  законам. 

Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации