Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - нормативный акт.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

- Акты Президента РФ. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.

- Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

- Акты федеральных органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут  быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов и др. В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Согласно Указу  Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные  акты министерств и ведомств, затрагивающие  права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

- Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

- Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.

К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.

Акты органов  местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

- Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 6

- Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. К числу нормативных договоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.

Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и  функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

 

3. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов

НПА как источники  права имеют организационно-технические  и иные преимущества перед другими  источниками права. Перечислю основные общепризнанные преимущества:

1. В том, что у разрабатывающих и издающих НПА государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

2. В том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания НПА он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

3. В том, что НПА в силу своей четкости и определенности более легок в применении на практике, чем другие источники права. На НПА легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

На мой взгляд, недостатки нормативных правовых актов заключаются  в следующем:

1. НПА является внешним выражением воли законодателя и не всегда способен вполне выражать волю и потребности народа, т.к. право издания НПА закреплено законом за строго определенными органами.

2. НПА доводится до субъектов права в письменной форме, сложным, формализованным и непонятным большинству граждан языком.

3. При изложении норм права в статьях НПА  возможны пробелы, т. е. полное или частичное отсутствие нормы права, направленной на регулирование конкретного общественного отношения (например: отсылка к другому акту, в котором содержится отсутствующий элемент нормы права). Это также осложняет его понимание.

4. НПА имеет меньший динамизм и гибкость нежели, например, правовой прецедент.

 

3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов.

 

Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса:

1)  с какого  момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

2) на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве);

3) каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

3.1 Действие НПА во  времени. 

 

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы  действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а  также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных  правовых актов послужил основой  для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Этот вопрос регулируют следующие акты:

1) Федеральный конституционный  закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации" (ст. 78, 79)7;

2) Федеральный закон  от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"8;

3) Федеральный закон  от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (ст. 6)9;

4) Федеральный закон  от 15.07.95 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 24, 30)10;

5) Федеральный закон  от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении  изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке  ценных бумаг"11;

6) Таможенный кодекс  РФ (ст. 11)12;

7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5)13;

8) Указ Президента  РФ от 03.07.95 № 662 "О мерах по  формированию общероссийской телекоммуникационной  системы и обеспечению прав  собственников при хранении ценных  бумаг и расчетах на фондовом  рынке Российской Федерации"14;

9) Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти"15;

10) Указ Президента  РФ от 13.08.98 № 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"16;

11) Указ Президента  РФ от 20.03.2001 № 318 "О введении  государственной регистрации актов,  издаваемых Пенсионным фондом  Российской Федерации, Федеральным  фондом обязательного медицинского  страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации"17;

12) Постановление Правительства  РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении  Правил подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти и их государственной регистрации"18;

13) Постановление Правительства  РФ от 26.12.95 № 1263 "Об информационном  бюллетене "Вестник Федеральной  комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку"19;

14) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395 "О Положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России"20;

15) Указание ГТК РФ  от 02.07.97 № 01-14/836 "О применении  таможенными органами законодательства  Российской Федерации"21.

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента и Правительства, которые не носят  нормативный характер, а также  содержащие сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

1) обязательное официальное  опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 № 763);

Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации