Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Реальное осуществление и защита государством прав граждан составляют настоятельную потребность времени. Построение правового государства предполагает возрастание значения законов. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что нормативный правовой акт является основным источников права нашего государства. Нормативный акт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права, с помощью которого устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения с точки зрения личности, ее интересов и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие нормативных правовых актов……………………………………5
1.2 Видовое разнообразие нормативных правовых актов…………………..5
2. Достоинства и недостатки нормативных правовых актов………………13
2.1 Достоинства и признаки нормативных правовых актов………………..13
2.2 Недостатки нормативных правовых актов………………………………15
3. Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов……………………………………………………………………………16
3.1 Действие нормативных правовых актов во времени……………………16
3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве………………..21
3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц…………………..23
3.4 Порядок вступления в силу нормативных правовых актов……………..24
3.5 Прекращение действия нормативных правовых актов………………….26
3.6 Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - нормативный акт.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

2) обязательная государственная  регистрация нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти, затрагивающих права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 № 217).

Официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания такими изданиями являются "Парламентская газета", "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 № 5-ФЗ), а для актов Президента РФ, актов Правительства РФ - "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования  и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 № 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая  публикация является первой, следует  учесть положения п. 6 Постановления  Конституционного Суда от 24.10.96 № 17-П, в  котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Парламентской газеты", "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ РФ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 № 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 № 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" вместо газеты "Российские вести", как было ранее.

Для НПА ЦБ РФ официальным  источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 № 394-1).

Для НПА ФКЦБ РФ - "Вестник  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства  РФ от 26.12.95 № 1263).

3.2 Действие НПА в пространстве.

 

Действия нормативных  актов в пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального принципов.

Под территориальным  принципом понимают действие НПА  в пределах государственных или  административных территориальных  границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией  является часть земной поверхности в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.

 

п.2. ст.4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Акты федеральных органов  власти действую в пределах территориальных  границ государства.

Акты субъектов федерации  регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Статья 76 Конституции РФ:

4. Вне  пределов ведения Российской  Федерации, совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации республики, края, области, города федерального  значения, автономная область и  автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы  и иные нормативные правовые  акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии  с частями первой и второй  настоящей статьи. В случае противоречия  между федеральным законом и  иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

НПА органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

3.3 Действие НПА по кругу лиц.

 

Действие НПА по кругу  лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства).

         Однако и из этого правила есть исключения:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей;
  • во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые НПА могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
  • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства;
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооружённых силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории РФ, решается дипломатическим путём.

 

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные  переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

3.4 Порядок вступления в силу НПА.

 

      В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 № 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат  Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка  вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления  в силу документа может быть  определен в самом документе:  называется конкретная дата или,  что встречается наиболее часто,  дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления  в силу закона нередко определяется  отдельным документом - законом о  введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые  налоги или вносящих изменения в  действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  также, что акты законодательства о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (Федеральный закон от 30.03.99 № 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.)

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности  налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

3.5 Прекращение действия НПА.

 

Прекращение действия нормативных  актов осуществляется, как правило, следующими способами:

  1. истечением срока действия, на который был принят НПА;
  2. прямой отменой НПА уполномоченным органом;
  3. фактической заменой НПА иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает правоприменительная  практика, последний из перечисленных  способов прекращения действия НПА, получил наибольшее распространение. Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Вновь принятый НПА, как  правило, распространяет своё действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. По общему правилу – закон обратной силы не имеет. В то же время, из этого правила есть исключения:

  • когда в самом НПА указывается, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до момента принятия НПА;
  • когда НПА смягчает или отменяет ответственность за правонарушение.

 

 

 

Информация о работе Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации