Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Несостоятельность (банкротство) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства юридических лиц является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов и других негативных обстоятельств юридическим лицам становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение…………………………………………………………………………2
Понятия несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Основания признания банкротом……………………………………6
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц…………………………………………………..6
Основание и порядок обращения с заявлением о признании банкротом………………………………………………………….8
Процедуры банкротства юридических лиц…………………………12
Наблюдение………………………………………………………..12
Финансовое оздоровление и внешнее управление……………..16
Конкурсное производство………………………………………...23
Мировое соглашение……………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………..……34
Список используемых источников………………………………..…….37
Как пишет О. Хоронжук: «Одной из обязанностей конкурсного управляющего является уведомление работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с трудовым законодательством»28. Конкурсный управляющий рассматривает требования кредиторов и заявляет в установленном порядке возражения в случае несогласия с указанными требованиями. Арбитражный суд в деле о банкротстве, рассматривая спор, проверяет обоснованность возражений конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий вправе в трехмесячный срок с момента назначения отказаться от исполнения договоров должника.
Конкурсный управляющий
Закон о банкротстве устанавливает, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами. Закон о банкротстве содержит статью, посвященную очередности удовлетворения требований кредиторов. Для всех юридических лиц правила об очередности удовлетворения требований кредиторов установлены ст. 64 ГК. Также ст. 134 закона содержит обязательную для юридических лиц - банкротов очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования, заявленные кредиторами и которые не оспариваются должником, относятся к категории установленных у подлежащих удовлетворению в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона. В отличие от старого закона новым законом определены три очередности, а в старом было пять.
Закон о банкротстве предусматривает, что вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено законом; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства. В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, как было сказано выше, три последовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди, они удовлетворяются пропорционально их размеру.
Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда (в старом законе она не предусматривалась). Удовлетворение таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется путем капитализации повременных платежей. Также в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций при банкротстве банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан (п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выплатой выходных пособий и оплатой труда лицам, работающих и работавших по трудовому договору (контракту), а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (например, требования изобретателей, авторов произведений науки и литературы и т.п.).
В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Хотелось бы отметить, что в соответствии с законом требования кредиторов считаются погашенными, если они не были удовлетворены из-за недостаточности имущества должника.
Конкурсный управляющий
производит расчеты с кредиторами
в соответствии с реестром требований
кредиторов. Согласно ст. 16 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
конкурсный управляющий ведет указанный
реестр, переданный ему соответственно
временным или внешним
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Из анализа ст. ст. 132, 148 и др. следует, что конкурсный управляющий может помимо документов, предусмотренных ст. 147 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», приложить к отчету и другие документы, свидетельствующие, например, что имущество должника, изъятое из оборота, передано конкурсным управляющим уполномоченным органам.
Конкурсное производство
завершается после продажи
Одной из обязанностей конкурсного управляющего является представление определения о завершении конкурсного производства в пятидневный срок (по старому закону – в десятидневный срок) в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника.
§ 2.4 Мировое соглашение
Мировое соглашение – процедура,
применяемая в деле о банкротстве
на любой стадии его рассмотрения
в целях прекращения
Мировое соглашение означает добровольное соглашение о частичном отказе от требований одних лиц и одновременно признание оставшихся требований другими обязанными лицами.
Закон предусматривает разные режимы заключения мирового соглашения в зависимости от того, на какой стадии находится дело о несостоятельности юридического лица. Если стороны идут на мировую в процессе наблюдения, то решение принимается либо руководителем должника, либо временным управляющим; если на стадии внешнего управления или конкурсного производства - то внешним или конкурсным управляющим соответственно; если на стадии финансового оздоровления - руководителем должника.
Даже если между конкурсными кредиторами так и не возникло согласия относительно заключения мирового соглашения, то оно все равно возможно, если желающие мира кредиторы возьмут на себя обязательства должника перед несогласными (и не участвовавшими в голосовании) кредиторами.
В мировом соглашении могут принимать участие третьи лица, в т.ч. и налоговые органы, у которых есть право принимать решения об отсрочке, рассрочке и иных льготах по уплате задолженности.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» голосование за заключение мирового соглашения производится большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и решение считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Н. Лившиц подчеркивает, что непременным условием заключения мирового соглашения является фактическое удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди, то есть требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, а также вознаграждений по авторским договорам.30
В мировом соглашении необходимо конкретно указать, кто, когда, каким образом, в каком размере удовлетворит требования кредиторов. При этом условия удовлетворения требований кредиторов одной очереди должны быть равными, независимо от того, как они голосовали на собрании кредиторов.
Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом. Для этого должник, если мировое соглашение заключено в ходе процедуры наблюдения, арбитражный управляющий, если оно заключено при проведении других процедур банкротства, представляет в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения в пятидневный срок с момента его заключения (п. 2 ст. 158 закона).
Если мировое соглашение заключено и утверждено в ходе процедур банкротства, производство по делу о банкротстве прекращается (п. 1 ст. 159).
Существенным последствием заключения и утверждения мирового соглашения является прекращение моратория на удовлетворение требований кредиторов, введенного в соответствии, то есть с должником производятся расчеты по текущим обязательствам. С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, но управляющий юридического лица исполняет обязанности руководителя до момента назначения (избрания) руководителя должника (п. 4 ст. 159 закона).
Поскольку мировое соглашение вступает в силу немедленно после его утверждения, с этого момента начинается и его реализация.
По данным справки о рассмотрении дел арбитражными судами субъектов Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2006-2010гг. в 2010 году прекращено производство по 255 делам в связи с утверждением мирового соглашения. В 2009 году было прекращено производство по 127 делам в связи с утверждением мирового соглашения, что в 2 раза меньше, чем в 2010 году31.
Заключение
Мы рассмотрели институт банкротства (несостоятельности) юридических лиц, определили понятие банкротства (несостоятельности) юридических лиц и выяснили значение института банкротства (несостоятельности) юридических лиц, раскрыли признаки банкротства. Несостоятельность юридических лиц затрагивает различные стороны деятельности, и не следует забывать, что ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только Законом о несостоятельности, но и иными отраслями права. Так, видна тесная связь с законодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым, финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний, законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административным правом.
Что же касается вопроса о несовершенстве
закона о несостоятельности, то зарубежный
опыт показывает, что разработка и
совершенствование законов о
банкротстве - процесс бесконечный.
Российская судебная практика по делам
о несостоятельности
Список используемых источников
I. Нормативные и правоприменительные акты
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.1994. № 51 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Федеральный закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 43. - Ст.4190.
3. Вестник КС РФ, 2001, №6.
3. Вестник ВАС РФ, 2001, № 9.
4. Вестник ВАС РФ, 2003, № 6.
5. Вестник ВАС РФ, 2004, № 4.
6. Справка о рассмотрении арбитражными
судами субъектов Российской Федерации
дел о несостоятельности (банкротстве)
в 2006-2010гг.// http://www.arbitr.ru/_upimg/
II. Научная литература
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц