Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы «Несостоятельность (банкротство) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства юридических лиц является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов и других негативных обстоятельств юридическим лицам становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Понятия несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Основания признания банкротом……………………………………6
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц…………………………………………………..6
Основание и порядок обращения с заявлением о признании банкротом………………………………………………………….8
Процедуры банкротства юридических лиц…………………………12
Наблюдение………………………………………………………..12
Финансовое оздоровление и внешнее управление……………..16
Конкурсное производство………………………………………...23
Мировое соглашение……………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………..……34
Список используемых источников………………………………..…….37

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

Заявление конкурсного кредитора  о признании должника банкротом  подается в арбитражный суд в  письменной форме. Заявление кредитора  – юридического лица подписывается  его руководителем или представителем.

В заявлении должны быть обязательно указаны: наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление; регистрационные данные должника. К заявлению прикладываются документы, предусмотренные ст.38-41 ФЗ «О несостоятельности» и ст. 126 АПК РФ. Следует обратить внимание, что к заявлению необходимо прикладывать выписки из ЕГРЮЛ в отношении должника и заявителя, нарушение данного правила является основанием оставления заявления без движения.

В заявлении должника указываются  обоснование невозможности удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной  деятельности при обращении взыскания  на имущество должника либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления.

Кредитор же в своем  заявление должен указать размер требований конкурсного кредитора  к должнику с указанием размера  подлежащих уплате процентов, неустоек; обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, и срок исполнения такого обязательства; доказательства оснований возникновения задолженности.

Законом установлена возможность  совместного обращения в суд  с заявлением нескольких конкурсных кредиторов. Считаю, что данное право предусмотрено законодателем обоснованно, так как, например, в силу особенностей своей хозяйственной деятельности, у юридического лица может иметься значительное количество кредиторов, и наличие признаков неплатежеспособности, при том, что задолженность перед каждым из кредиторов в общей сумме может не превышать сто тысяч рублей, что влекло бы в свою очередь невозможность кредитора самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

В случае если до назначения судом заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику на рассмотрение суда поступают заявления  о признании должника банкротом  от других лиц, все поступившие заявления  о признании должника банкротом  рассматриваются судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве; данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в суд (п. 8 ст. 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), при этом саморегулируемая организация, из членов которой будет утвержден арбитражный управляющий или, непосредственно, кандидатура арбитражного управляющего, избираются по заявлению первого из обратившихся конкурсных кредиторов.

На практике встречаются спорные ситуации, когда производство по делу о банкротстве прекращается в один день с подачей нового заявления  о признании должника банкротом. Так в производстве Арбитражного суда Самарской области с 28.05.2009 года находится дело о несостоятельности ООО «Самарагорстрой» (№ дела А55-10383/2009). Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2011г. производство по данному делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. Конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом в день утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу. Ошибочно, данное заявление было принято в качестве заявления о включении в реестр требований кредиторов. Однако в последующем, на основании служебной записки, председательствующего судебного состава, данное заявление было принято 18.01.2011 г. к производству судом как самостоятельное заявление о признании должника банкротом (№ дела А55-595/2011).9

В соответствии с п.1.ст 48. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» судьей арбитражного суда проводится заседание арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом.  По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и прекращении производству по делу о банкротстве (п.3 ст. 48 «О несостоятельности (банкротстве)»).

Определение о признании  требований заявителя обоснованными  и введении наблюдения выносятся  в том случае, если требования к  должнику – юридическому лицу составляют не менее чем сто тысяч рублей и указанные требования не исполнены  в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Процедуры банкротства

§2.1 Наблюдение 

Статья 27 закона выделяет пять процедур банкротства для юридических лиц. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение. 

С момента принятия первого  Закона о банкротстве (1992 год) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Эти термины появились вместе с самим Законом. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства10.

Тем не менее, действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения и указать на некоторые проблемы, существующие при ее применении на практике.

Легальное определение даётся в ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится с  момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и осуществляется временным управляющим. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, за исключением производства по упрощенным процедурам, предусмотренных законом о несостоятельности.

Временный управляющий действует  с момента его назначения арбитражным  судом и до момента окончания  процедуры наблюдения и назначения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего (в том случае, если не было заключено мировое соглашение).

Упоминая в данном параграфе  такого участника процесса несостоятельности  как «временный управляющий» следует  более подробно рассмотреть его  правовой статус. Для осуществления  своих функций временный управляющий  пользуется предоставленными правами  и несет возложенные на него обязанности.

Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных законом; принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи закона; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные законом полномочия. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 закона.

Основная цель процедуры наблюдения – это принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово - экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами. О. Никитина, говоря о цели данной процедуры, отмечает: “Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов”.11 

Оценивая цели и задачи процедуры наблюдения, можно утверждать, что с экономической точки  зрения наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого  периода юридическое лицо-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как раньше. Деятельность временного управляющего носит контрольный аналитический характер. Функционируя одновременно с руководством должника, он не управляет организацией, не совершает сделки с имуществом должника, а играет роль наблюдателя, подотчетного арбитражному суду12.

 

§ 2.2 Финансовое оздоровление и внешнее управление

Финансовое оздоровление

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил правовой инструментарий реабилитационных процедур. Наряду с  внешним управлением предусматривается  возможность введения процедуры  финансового оздоровления.13

Выделение финансового оздоровления в отдельную процедуру законодателем, видимо, является неслучайным. Законодатель предоставляет должнику дополнительный шанс спасти свой бизнес, когда предприятие  уже вступило на путь банкротства. Представляется абсолютно верным замечание, что иные процедуры должны вводиться, когда невозможно прибегнуть к финансовому оздоровлению14.

В статье 2 Закона определено, что под финансовым оздоровлением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление - это процедура, предоставляющая  дополнительную возможность должнику выйти из финансового кризиса, связанная  с использованием внутренних ресурсов и привлечением внешних средств. Безусловно, процедура финансового  оздоровления имеет продолжниковую направленность15.

По сути, финансовое оздоровление является пассивной оздоровительной  процедурой, которая применяется  к должнику, имеющему возможность  в течение определенного времени  удовлетворить требования кредиторов самостоятельно, без вмешательства  посторонних субъектов - арбитражных  управляющих.16

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству  должника, его учредителей, собственника имущества должника предприятия, а  также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, ходатайство  рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном суде. Основным фигурантом на этом этапе банкротства  выступает временный управляющий - либо руководивший наблюдением за предприятием, либо новый, назначенный  арбитражным судом. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку интересы временного управляющего, руководившего наблюдением, могут, мягко говоря, быть отличными от интересов юридического лица-должника, стремящегося сохранить свой бизнес.

Еще одна страховка на случай конфликта интересов - это предоставление лицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств  того, что они выполнят график погашения  задолженности. Иными словами, арбитражный  суд должен быть уверен, что уводя  предприятие из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данного предприятия.

Введение финансового  оздоровления влечет за собой определённые последствия. Прежде всего следует отметить, что в рамках финансового оздоровления руководитель и органы управления должника не отстраняются, но функционируют с некоторыми ограничениями. Выделяют три категории ограничений: необходимость должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, вторая - собрания (комитета) кредиторов, третья - собрания (комитета) и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности. Названные ограничения можно охарактеризовать как ограничения дееспособности должника, но восполняемое действиями названных выше субъектов.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц