Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Несостоятельность (банкротство) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства юридических лиц является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов и других негативных обстоятельств юридическим лицам становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение…………………………………………………………………………2
Понятия несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Основания признания банкротом……………………………………6
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц…………………………………………………..6
Основание и порядок обращения с заявлением о признании банкротом………………………………………………………….8
Процедуры банкротства юридических лиц…………………………12
Наблюдение………………………………………………………..12
Финансовое оздоровление и внешнее управление……………..16
Конкурсное производство………………………………………...23
Мировое соглашение……………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………..……34
Список используемых источников………………………………..…….37
Заявление конкурсного кредитора
о признании должника банкротом
подается в арбитражный суд в
письменной форме. Заявление кредитора
– юридического лица подписывается
его руководителем или
В заявлении должны быть обязательно указаны: наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление; регистрационные данные должника. К заявлению прикладываются документы, предусмотренные ст.38-41 ФЗ «О несостоятельности» и ст. 126 АПК РФ. Следует обратить внимание, что к заявлению необходимо прикладывать выписки из ЕГРЮЛ в отношении должника и заявителя, нарушение данного правила является основанием оставления заявления без движения.
В заявлении должника указываются
обоснование невозможности
Кредитор же в своем заявление должен указать размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов, неустоек; обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, и срок исполнения такого обязательства; доказательства оснований возникновения задолженности.
Законом установлена возможность совместного обращения в суд с заявлением нескольких конкурсных кредиторов. Считаю, что данное право предусмотрено законодателем обоснованно, так как, например, в силу особенностей своей хозяйственной деятельности, у юридического лица может иметься значительное количество кредиторов, и наличие признаков неплатежеспособности, при том, что задолженность перед каждым из кредиторов в общей сумме может не превышать сто тысяч рублей, что влекло бы в свою очередь невозможность кредитора самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В случае если до назначения
судом заседания по проверке обоснованности
требований заявителя к должнику
на рассмотрение суда поступают заявления
о признании должника банкротом
от других лиц, все поступившие заявления
о признании должника банкротом
рассматриваются судом в
На практике встречаются спорные ситуации, когда производство по делу о банкротстве прекращается в один день с подачей нового заявления о признании должника банкротом. Так в производстве Арбитражного суда Самарской области с 28.05.2009 года находится дело о несостоятельности ООО «Самарагорстрой» (№ дела А55-10383/2009). Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.01.2011г. производство по данному делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. Конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом в день утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу. Ошибочно, данное заявление было принято в качестве заявления о включении в реестр требований кредиторов. Однако в последующем, на основании служебной записки, председательствующего судебного состава, данное заявление было принято 18.01.2011 г. к производству судом как самостоятельное заявление о признании должника банкротом (№ дела А55-595/2011).9
В соответствии с п.1.ст 48. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» судьей арбитражного суда проводится заседание арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и прекращении производству по делу о банкротстве (п.3 ст. 48 «О несостоятельности (банкротстве)»).
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносятся в том случае, если требования к должнику – юридическому лицу составляют не менее чем сто тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Глава II. Процедуры банкротства
§2.1 Наблюдение
Статья 27 закона выделяет пять процедур банкротства для юридических лиц. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
С момента принятия первого Закона о банкротстве (1992 год) не утихают споры по поводу общей направленности российского законодательства о банкротстве: прокредиторской либо продолжниковой. Эти термины появились вместе с самим Законом. Многие ученые и практики считают, что восстановительные процедуры имеют низкую эффективность и после их окончания должник признается банкротом, а кредиторы либо ничего не получают, либо получают гораздо меньше того, на что рассчитывали. Некоторые авторы утверждают, что наблюдение, закончившееся восстановлением платежеспособности, - это чаще всего захват бизнеса путем использования процедуры банкротства10.
Тем не менее, действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» направлен на усиление продолжниковой направленности законодательства о банкротстве. Это значит, что восстановительные процедуры признаны приоритетными, а целью Закона остается восстановление платежеспособности должника. С этой позиции хотелось бы остановиться на одной из важных процедур банкротства - процедуре наблюдения и указать на некоторые проблемы, существующие при ее применении на практике.
Легальное определение даётся в ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и осуществляется временным управляющим. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, за исключением производства по упрощенным процедурам, предусмотренных законом о несостоятельности.
Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до момента окончания процедуры наблюдения и назначения, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего (в том случае, если не было заключено мировое соглашение).
Упоминая в данном параграфе
такого участника процесса несостоятельности
как «временный управляющий» следует
более подробно рассмотреть его
правовой статус. Для осуществления
своих функций временный
Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных законом; принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи закона; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные законом полномочия. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 закона.
Основная цель процедуры наблюдения – это принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово - экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами. О. Никитина, говоря о цели данной процедуры, отмечает: “Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов”.11
Оценивая цели и задачи процедуры наблюдения, можно утверждать, что с экономической точки зрения наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода юридическое лицо-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как раньше. Деятельность временного управляющего носит контрольный аналитический характер. Функционируя одновременно с руководством должника, он не управляет организацией, не совершает сделки с имуществом должника, а играет роль наблюдателя, подотчетного арбитражному суду12.
§ 2.2 Финансовое оздоровление и внешнее управление
Финансовое оздоровление
Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» расширил правовой инструментарий
реабилитационных процедур. Наряду с
внешним управлением
Выделение финансового оздоровления
в отдельную процедуру
В статье 2 Закона определено, что под финансовым оздоровлением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление - это процедура, предоставляющая дополнительную возможность должнику выйти из финансового кризиса, связанная с использованием внутренних ресурсов и привлечением внешних средств. Безусловно, процедура финансового оздоровления имеет продолжниковую направленность15.
По сути, финансовое оздоровление
является пассивной оздоровительной
процедурой, которая применяется
к должнику, имеющему возможность
в течение определенного
Финансовое оздоровление
может быть введено по ходатайству
должника, его учредителей, собственника
имущества должника предприятия, а
также третьего лица. Снабженное планом
финансового оздоровления и графиком
погашения задолженности, ходатайство
рассматривается либо на собрании кредиторов,
либо в арбитражном суде. Основным
фигурантом на этом этапе банкротства
выступает временный
Еще одна страховка на случай
конфликта интересов - это предоставление
лицами, претендующими на проведение
финансового оздоровления, доказательств
того, что они выполнят график погашения
задолженности. Иными словами, арбитражный
суд должен быть уверен, что уводя
предприятие из-под
Введение финансового оздоровления влечет за собой определённые последствия. Прежде всего следует отметить, что в рамках финансового оздоровления руководитель и органы управления должника не отстраняются, но функционируют с некоторыми ограничениями. Выделяют три категории ограничений: необходимость должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, вторая - собрания (комитета) кредиторов, третья - собрания (комитета) и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности. Названные ограничения можно охарактеризовать как ограничения дееспособности должника, но восполняемое действиями названных выше субъектов.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц