Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Несостоятельность (банкротство) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства юридических лиц является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов и других негативных обстоятельств юридическим лицам становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение…………………………………………………………………………2
Понятия несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Основания признания банкротом……………………………………6
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц…………………………………………………..6
Основание и порядок обращения с заявлением о признании банкротом………………………………………………………….8
Процедуры банкротства юридических лиц…………………………12
Наблюдение………………………………………………………..12
Финансовое оздоровление и внешнее управление……………..16
Конкурсное производство………………………………………...23
Мировое соглашение……………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………..……34
Список используемых источников………………………………..…….37
Срок финансового оздоровления - не более двух лет. Этот срок, как считают некоторые ученые, может оказаться нереальным в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий.17
Финансовое оздоровление в новой редакции закона рассматривается, как шанс для предприятия избежать недружественного поглощения со стороны конкурентов. Если в законе 1998 года организация практически беспомощна перед внешним кредитором-конкурентом, то с принятием нового закона положение дел может улучшиться. Конечно, гарантий от недобросовестной конкуренции закон о банкротстве не дает и дать не может, но он должен по крайней мере не облегчать передел собственности.
Внешнее управление
Процедура внешнего управления - первая из возможных процедур банкротства, в которой прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Такое определение внешнего управления дано законодателем в ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Внешнее управление - реорганизационная процедура, суть которой состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на основании ходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается временным управляющим в период наблюдения. Эта предупредительная мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена (ст.93 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, по мнению А. Агеева: «Основной целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника».18 Для достижения основной цели внешнего управления назначается внешний управляющий. Целесообразность, проведения внешнего управления, определяется собранием кредиторов. При этом, анализ практики свидетельствует, что факт возможности восстановления платежеспособности должника должен признать суд, одного согласия кредиторов не достаточно. Максимальный срок внешнего управления составляет восемнадцать месяцев.
В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить на несколько этапов. Первый - предварительный, начинается с момента введения внешнего управления и продолжается до утверждения плана внешнего управления. На этом этапе перед внешним управляющим ставиться задача инвентаризации имущества должника, составлении реестра требования кредиторов, принятия решения о мерах по восстановлению платежеспособности должника, составление плана внешнего управления. В плане может быть предусмотрено восстановление или продажа части имущества, перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажа части предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых других мер организационного и финансового характера. Второй - основной состоит в осуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления. Третий - заключительный состоит в составлении отчета внешнего управляющего и расчетах с кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так, к примеру, реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего управления.
Одновременно с введением внешнего управления, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ определяет мораторий как приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота, предоставляемая должнику, позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника, восстановление его платежеспособности.19
Введение моратория означает, что подлежит приостановлению любое исполнение по имущественным взысканиям, а также по взысканиям, производимым в бесспорном порядке. Вместе с тем законодатель закрепляет правила, распространяемые на исполнение документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений: взыскание задолженности по заработной плате; выплата вознаграждения по авторским договорам; истребование имущества из чужого незаконного владения; возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью; возмещение морального вреда; взыскание задолженности по текущим платежам.
По своей правовой природе
мораторий представляет собой ограничение
прав кредиторов, имеющее целью высвободить
денежные средства должника, используемые
для удовлетворения требований кредиторов,
и направить их на осуществление
предпринимательской
На данное обстоятельство
обращал внимание и Конституционный
Суд РФ. В Постановлении от 3 июля
2001г. N 10-П Конституционный Суд
установил: поскольку мораторий
представляет собой публично-правовое
вмешательство в частноправовые
отношения, правовое регулирование
отношений, возникающих в связи
с введением моратория на удовлетворение
требований кредиторов, должно основываться
на общеправовом принципе соразмерности
и пропорциональности вводимых ограничений
с тем, чтобы исключить произвольное
ухудшение положения
Согласно ст. 95 закона мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом на суммы требований по денежным обязательства и обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ.
Для выполнения задачи внешнего управления арбитражный управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. К правам внешнего управляющего также относятся: право заключать от имени должника мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника, а также предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона.
Внешний управляющий обязан произвести инвентаризацию имущества для полного учета имущества, при выявлении отсутствующего или не отраженного имущества для принятия соответствующих действий. В практике встречаются, что по окончании инвентаризации арбитражным управляющими возбуждались уголовные дела о хищениях. Одновременно инвентаризация позволяет учесть имущество не отраженное в бухгалтерском учете.
Внешний управляющий обязан составить план внешнего управления и в процессе внешнего придерживаться мероприятий, указанных в плане.
По словам М.В. Телюкиной: «По окончании внешнего управления, внешний управляющий обязан отчитаться в выполнении плана внешнего управления - составить отчет внешнего управляющего и предоставить его на рассмотрение собранию кредиторов».22 К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.
В отчете внешнего управляющего в отчете должно содержаться одно из следующих предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
Итак, основываясь на изложенном, можно утверждать, что внешнее управление - основной своей задачей ставит восстановление бизнеса должника, для чего вводится мораторий на удовлетворения требования кредиторов и назначается внешний управляющий. Однако статистка показывает, что крайне незначительное количество должников восстанавливают свою платежеспособность в результате проведения внешнего управления. Согласно статистическим данным из 1229 дел, по которым в 2001 г. проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 52 случаях (4,2 %) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника23.
§ 2.3 Конкурсное производство
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. По мнению О.А. Никитиной, "конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга"24.
Основанием открытия конкурсного
производства является признание должника
банкротом по решению арбитражного
суда. Сообщение о признании должника
банкротом публикуется
Срок конкурсного производства не может превышать один год, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще на шесть месяцев (п. 2 ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры. Между тем это может привести к значительным проблемам на практике. В частности, прежде всего, возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но, к примеру, не все денежные средства распределены между кредиторами. Из буквального толкования норм п. 2 ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии с нормами ст. 148 данного закона. Не внесло ясности и Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 года № 4. Пункт 16 данного Постановления определяет, что "по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего"25. Заметим, что ранее в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 год № 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"26 было указано, что продолжительность конкурсного производства определяется исходя из обстоятельств дела и с учетом соответствующих требований Закона о банкротстве 2002 год.
При принятии решения арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный управляющий, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 127 закона, с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.
М. Полякова обращает внимание на то, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов отстраняет его от исполнения обязанностей и назначает нового конкурсного управляющего.27
Арбитражный суд по собственной инициативе не вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним своих обязанностей. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.
Ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» посвящается последствиям открытия конкурсного производства. Следует иметь в виду, что в статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника. Так, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный законом срок.
С момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ, кредиторы должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок, а не в суд.
Необходимо обратить внимание на то, что в случае не передачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд функций, свойственных для руководителя только в конкурсном производстве. Так, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя требования к третьим лицам.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц