Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – исследовать проблематику законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие банкротства.
2. Изучить признаки и этапы банкротства.
3. Проанализировать особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и признаки банкротства 6
1.1 Общее понятие банкротства 6
1.2 Признаки банкротства 9
1.3 Этапы (процедуры) банкротства 13
2. Особенности банкротства отдельных категорий должников 16
2.1 Банкротство градообразующих, сельскохозяйственных и кредит-
ных организаций 16
2.2 Банкротство должника 24
2.3 Порядок удовлетворения требований кредиторов 33
Заключение 37
Список используемых источников информации 40

Работа содержит 1 файл

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.docx

— 73.18 Кб (Скачать)
p align="justify">  Конкурсный  управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в  течение месяца со дня получения  уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.

  По  ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

  Удовлетворение  требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

  Положения, предусмотренные §2 применяются  также в случае, если имущество должника – юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

  При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами.

  Как представляется, конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии со ст. 100 Закона, поскольку у управляющего нередко будут отсутствовать сведения о кредиторах.

  Установление  размера требований кредиторов производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 75 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

  Требования  кредиторов в отношении отсутствующих  граждан-должников удовлетворяются  в порядке очередности, предусмотренной  ст. 161 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса.

  Расчеты с кредиторами должника - юридического лица и должника - гражданина осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 107 – 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

  После завершения расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

  После рассмотрения арбитражным судом  отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

  Конкурсный  управляющий представляет определение  арбитражного суда о завершении конкурсного  производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.

  Полномочия  конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник – юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника16.

  2.3 ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

  Для предотвращения злоупотреблений должником  и удовлетворения требований кредиторов законодательством о банкротстве предусмотрен специальный механизм конкурсного производства, устанавливающий очередность распределения конкурсной массы.

  Это связано в первую очередь с  невозможностью удовлетворения всех предъявленных должнику требований.

  Все требования кредиторов к должникам  подразделяют на очередные и внеочередные.

  Внеочередные  требования удовлетворяются по мере их поступления из средств должника конкурсным управляющим. К внеочередным относятся судебные расходы, выплаты арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные платежи, выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности, выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим.

  В случае недостаточности средств  должника удовлетворение указанных требований производится по мере их поступления средств должника в порядке их предъявления должнику или конкурсному управляющему.

  Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, то есть при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора.

  После проведения внеочередных выплат применяется  следующий порядок удовлетворения требований:

  Первая  очередь - требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей.

  Вторая  очередь - требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту); по выплате вознаграждений по авторским договорам (требования по задолженности такого же вида, появившиеся после открытия конкурсного производства, удовлетворяются перед требованиями второй очереди)

  Требования  кредиторов этих двух очередей, в отличие  от всех остальных требований, не попадают под действие моратория и поэтому удовлетворяются на этапе внешнего управления. Таким образом, если конкурсное было назначено после проведения внешнего управления, часть требований кредиторов первой и второй очереди может оказаться удовлетворенной.

  Третья  очередь - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Вводя залоговых кредиторов в число конкурсных (и, соответственно, предмет залога в конкурсную массу), новый Закон вслед за ГК РФ придает залоговым правам характер обязательственных прав, в то время как в соответствии с ранее действовавшим Законом о несостоятельности указанные права носили ярко выраженный вещный характер (вследствие чего предмет залога изымался из имущественной массы, а кредиторы, чьи права были обеспечены залогом, получали удовлетворение своих требований в части стоимости заложенного имущества вне конкурса).

  Четвертая очередь - требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (Это такие органы как Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, причем этот список не является исчерпывающим).

  Пятая очередь - все остальные требования.

  Гражданин, являющийся кредитором первой очереди, имеет право на получение единовременно суммы, которая должна была выплачиваться ему должником при продолжении его функционирования (в этом случае размер ежемесячных выплат определяется в общем порядке в зависимости от степени и характера вреда жизни и здоровью гражданина, причиненного должником). В обычных условиях получение указанных выплат прекращается смертью гражданина; если речь идет о капитализации повременных платежей, срок выплат ограничивается законом - принимается во внимание средняя продолжительность жизни человека.

  По  требованиям кредиторов второй очереди  производятся выплаты в течение внешнего управления, поэтому на стадии конкурсного производства речь идет об оставшихся выплатах (если стадия конкурсного производства сменила стадию внешнего управления). Объем требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяется размером непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника.

  При удовлетворении требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника возникает проблема, связанная с соотношением суммы обязательства, обеспеченного залогом, и стоимости заложенного имущества, которое может изменяться в течение конкурсного процесса. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству может требовать удовлетворения задолженности должника в части, обеспеченной залогом.

  В четвертую очередь могут быть удовлетворены требования уполномоченного органа без учета суммы штрафов (пени) и других финансовых санкций, которые удовлетворяются в пятую очередь. Конкурсный управляющий в реестре требований кредиторов обязан указать размер основного требования уполномоченного органа и размер финансовых санкций.

  В пятую очередь требования по гражданско-правовым обязательствам, кроме требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; требований по оплате труда и выплате выходных пособий; требований по выплате вознаграждений по авторским договорам; требований залоговых кредиторов; требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Первые четыре категории требований к моменту начала удовлетворения требований пятой очереди уже должны быть удовлетворены; пятая категория требований Законом исключается из числа очередных требований, что является его новшеством.

     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Закона  «О несостоятельности (банкротстве)»  содержит два признака несостоятельности:

  1.Гражданин  считается не способным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

  2. Юридическое лицо считается не  способным удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены  им в течение трех месяцев  с даты, когда они должны были  быть исполнены.

  Для признания должника банкротом только одного признака мало. Закон в ч. 2 ст. 4 устанавливает, что для определения  наличия признаков банкротства  должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе  размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные  услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. При отсутствии признаков банкротства арбитражный  суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации.

  Под градообразующими организациями в  Законе признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (Ст. 169).

  Определяя особенности банкротства градообразующих  организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

  По  ходатайству названных органов  арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника – градообразующей организации. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

  В ходе наблюдения при анализе финансового  состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц