Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – исследовать проблематику законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие банкротства.
2. Изучить признаки и этапы банкротства.
3. Проанализировать особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и признаки банкротства 6
1.1 Общее понятие банкротства 6
1.2 Признаки банкротства 9
1.3 Этапы (процедуры) банкротства 13
2. Особенности банкротства отдельных категорий должников 16
2.1 Банкротство градообразующих, сельскохозяйственных и кредит-
ных организаций 16
2.2 Банкротство должника 24
2.3 Порядок удовлетворения требований кредиторов 33
Заключение 37
Список используемых источников информации 40

Работа содержит 1 файл

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

  При рассмотрении дела о банкротстве  градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.

  Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»  предусматривает поручительство за должника. В целях Федерального закона под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

  Поручительство  по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом  Российской Федерации или муниципальным  образованием в лице их уполномоченных органов в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом.

  Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в  соответствии с графиком погашения  задолженности, предусмотренным поручительством.

  В ходе внешнего управления или конкурсного  производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей  организации.

  При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

  Иные  условия могут быть установлены  по предложению органа местного самоуправления, или привлеченного к участию  в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ« О несостоятельности (банкротстве)».

  Положения о банкротстве градообразующей  организации будут применяться также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

  Банкротство сельскохозяйственных организаций.

  Банкротство сельскохозяйственных организации  имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (ст. 179)8.

  В ходе наблюдения при анализе финансового  состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

  Финансовое  оздоровление сельскохозяйственной организации  вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ  с учетом времени, необходимого для  реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

  В случае, если в ходе финансового  оздоровления имели место спад и  ухудшение финансового состояния  сельскохозяйственной организации  в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 85 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ  с учетом времени, необходимого для  реализации произведенной или произведенной  и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные п. 2 ст. 92 данного Федерального закона, более чем на три месяца.

  В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение  финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

  При продаже имущества и имущественных  прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.

  Преимущественное  право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством  или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Суть правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

  Арбитражный управляющий при продаже указанного имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, занимающимся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.

  В случае, если указанные лица в течение  месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

  Второе  специальное правило состоит  в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т. п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией – должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.

  В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правилам (Приложение 1).

  Банкротство финансовых организаций.

  К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

  Основания для признания кредитной организации  банкротом определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

  Нельзя  не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом  дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

  В то же время, ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

  Один  из способов решения этой проблемы – исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов9.

  Другой  путь, намеченный в проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», – введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

  Речь  идет о том, чтобы допустить возбуждение  дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры  рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

  По  результатам рассмотрения заявления  о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

  - о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного производства;

  - об отказе в признании кредитной  организации банкротом10.

  В случае принятия арбитражным судом  решения о признании кредитной  организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей, предусмотренных  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

  Конкурсный  управляющий в течение десяти суток со дня вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

  Названные вопросы решены в проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников.

  2.2 БАНКРОТСТВО ДОЛЖНИКА

  Банкротство граждан.

  К отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные главами I - VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

  Эти правила, применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя и банкротством крестьянского (фермерского) хозяйства.

  Банкротство гражданина, не являющегося предпринимателем, представляет собой новый для российского законодательства институт. Как отмечалось, в большинстве правовых систем действуют нормы, регулирующие несостоятельность граждан. Действовавший ранее российский закон предусматривал возможность банкротства лишь гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, никак не регламентируя особенности такого банкротства. А между тем институт банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, который позволяет в один момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала. В положении должника с непосильным бременем обязательств может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший займ у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т. п. Именно поэтому в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» специальная глава регламентирует особенности банкротства гражданина.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц