Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – исследовать проблематику законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие банкротства.
2. Изучить признаки и этапы банкротства.
3. Проанализировать особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и признаки банкротства 6
1.1 Общее понятие банкротства 6
1.2 Признаки банкротства 9
1.3 Этапы (процедуры) банкротства 13
2. Особенности банкротства отдельных категорий должников 16
2.1 Банкротство градообразующих, сельскохозяйственных и кредит-
ных организаций 16
2.2 Банкротство должника 24
2.3 Порядок удовлетворения требований кредиторов 33
Заключение 37
Список используемых источников информации 40

Работа содержит 1 файл

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.docx

— 73.18 Кб (Скачать)

  В отношении граждан, в том числе  зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняется все-таки первое условие банкротства – сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

  Имеется в виду, вероятно, стоимость имущества  гражданина, на которое может быть обращено взыскание. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, не на все имущество, принадлежащее гражданину, может быть обращено взыскание. Следовательно, удовлетворение требований кредиторов не может производиться за счет всего имущества гражданина.

  Следует также отметить, что в ст. 132 Закона определено, что в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

  В любом случае - имел ли законодатель в виду стоимость всего имущества  или имущество, на которое может  быть обращено взыскание, – нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет за собой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве.

  Закон «О несостоятельности (банкротстве)»  расширяет круг действия законодательства о банкротстве - он распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица.

  Законом введена статья о составе и  размере денежных обязательств и  обязательных платежей (ст. 4).

  Закон в ч. 2 ст. 4 устанавливает, что для  определения наличия признаков  банкротства должника принимается  во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств6.

  Кроме того, согласно ч 3 ст. 4 Закона размер обязательных платежей также принимается во внимание без учета установленных законодательством  РФ штрафов (пени) и иных финансовых санкций.

  Также важно отметить, что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность предприятия  является единственным и достаточным  признаком банкротства, то есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия банкротом.

  В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.

  При отсутствии признаков банкротства  арбитражный суд отказывает в  удовлетворении соответствующего заявления  о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации.

  При возбуждении дела о банкротстве  на основании заявления должника вводится наблюдение с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника. После проведения процедуры наблюдения составляется отчет о результатах процедуры наблюдения.

  Если  иное не предусмотрено Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)», дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при  условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 данного Федерального закона.

  Для возбуждения дела о банкротстве  по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного  органа по денежным обязательствам принимаются  во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда.

  Требования  уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для  возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

  1.3 Этапы (ПРОЦЕДУРЫ)  БАНКРОТСТВА

  1. Наблюдение

  При разбирательстве дела о банкротстве  арбитражным судом вводится процедура  наблюдения в отношении предприятия-должника.

  Смысл установления данной дополнительной процедуры  состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (т. е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

  2. Внешнее управление

  По  новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.

  Одной из наиболее важных функций внешнего управляющего является установление размера  требований кредитора. Законом установлено  правило о представлении кредиторами  своих требований внешнему управляющему независимо от того, были ли эти требования представлены должнику в период наблюдения. По результатам рассмотрения внешний управляющий вносит их в реестр требований кредиторов.

  Полномочия  всех органов юридического лица переходят  к внешнему управляющему, в том  числе и полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако Закон  устанавливает ограничения возможностей внешнего управляющего самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Так, крупные сделки, т. е. сделки, предметом которых является имущество должника, балансовая стоимость которого превышает 20 % балансовой стоимости активов на момент заключения сделки, в совершении которых имеется заинтересованность членов семьи, других родственников, либо иных лиц, не являющихся сторонними для внешнего управляющего, заключаются лишь с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, если иное не предусмотрено Законом либо планом внешнего управления.

  Внешний управляющий наделен правом отказаться от исполнения договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника. Однако кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но только после окончания действия моратория. Вместе с тем право отказаться от исполнения договоров не распространяется на сделки, заключенные с согласия временного либо внешнего управляющего. Расторжение таких сделок влечет для должника ответственность предусмотренную нормами ГК РФ, то есть он будет отвечать за причиненные убытки в полном объеме, включая неполученные доходы. Однако и в этом случае действует правило о моратории.

  3. Конкурсное производство

  Принятие  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

  Целью данной процедуры является распределение  средств, полученных за счет реализации имущества должника (конкурсной массы), между кредиторами в установленной действующим законодательством очередности. Другая цель конкурсного производства— охрана имущественных интересов участников и предупреждение возможности совершения ими неправомерных действий в отношении друг друга.

  4. Мировое соглашение

  На  любой стадии рассмотрения арбитражным  судом дела о банкротстве должник  и кредиторы вправе заключить  мировое соглашение.

  Заключение  мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и  т.п.,- вполне приемлемый способ окончания  дела о банкротстве.

  Смысл мирового соглашения заключается в  быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.

 

   2. Особенности банкротства  отдельных категорий  должников-юридических  лиц.

  2.1 БАНКРОТСТВО ГРАДООБРАЗУЮЩИХ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  Федеральный закон в полной мере учитывает  специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники – юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников.

  Банкротство градообразующих  организаций.

  Под градообразующими организациями в  Законе признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (Ст. 169).

  Определяя особенности банкротства градообразующих  организаций, Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

  По  ходатайству названных органов  арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника – градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

  Кроме того, по ходатайству названных органов  внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более  года. Таким образом, общая продолжительность  внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест7.

  Российская  Федерация, субъект РФ либо муниципальное  образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время  до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

  В процессе внешнего управления должником  – градообразующей организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест, не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц