Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Центральной фигурой в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи, возлагаемые на этих лиц весьма серьезны, от них могут зависеть судьбы людей и страны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение -3-
ГЛАВА I. НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ -5-
1.1.Порядок назначения судей на должность -5-
1.2. Особый порядок отбора -8-
1.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей -11-
ГЛАВА II. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЕЙ КАК ГАРАНТИЯ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НЕЗАВИСИМОСТИ -14-
2.1.Понятие правового статуса и социальной защиты судей -14-
2.2. Судейский иммунитет: проблемы теории и законодательства -20-
2.3.Судейская неприкосновенность -23-
Заключение -28-
Список использованной литературы -29-
Приложение -30
В нашем обществе со дня принятия действующей Конституции РФ 1993 г. и специального Закона, закрепивших правовое положение судей, не утихают споры о содержании статуса судей, в том числе гарантий их деятельности.
В последнее время в средствах массовой информации и научной литературе вновь звучат настойчивые предложения об усилении ответственности служителей Фемиды, отмене либо сужении их правового иммунитета. В январе 2011 г. на встрече с членами Общественной палаты, посвященной противодействию коррупции и ксенофобии, Президент РФ высказался о том, что судейское сообщество превратилось в железобетонную корпорацию, которая не способна к самоочищению.
Д.А. Медведев пообещал продумать механизмы, позволяющие "конституционными способами контролировать ситуацию внутри судебной корпорации"1. Первым шагом на этом пути, по прогнозам редакции "Российской газеты", возможно, станет "частичное снятие с судей иммунитета от уголовного преследования"2. В связи с этим считаю. что тема курсовой работы актуальна как никогда.
Целью данной работы является анализ правовых гарантий обеспечения неприкосновенности (иммунитета) судей, их назначение.
Задачи исследования заключаются в следующем:
раскрыть порядок назначения на должность судьи;
дать понятие неприкосновенности судьи;
исследовать гарантии неприкосновенности судьи с позиции необходимости обеспечения его независимости;
Объектом исследования являются правовые гарантии неприкосновенности (иммунитета) судей.
Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, содержащие гарантии неприкосновенности судей. Предметом исследования является также иная информация об объекте исследования, представленная в научных работах по судоустройству и уголовному процессу, а также собранный по теме практический материал.
Теоретической
основой исследования явились труды
многих известных ученых. Весомый вклад
в раскрытие различных аспектов темы курсовой
рааботы внесли: Е.Б. Абросимова, Ф.А. Агаев,
Б.Т. Безлепкин, СВ. Боботов, А.Д. Бойков,
В.Н. Галузо, К.Ф. Гуценко, И.Ф. Демидов, И.Ю.
Жигачев, А.Ф. Закомлистов, А.Ф. Изварина,
М.А. Краснов, Э.Ф. Куцова, В.М. Лебедев, В.В.
Маклаков, Т.Г. Морщакова, Т.Ю. Ничипоренко,
М.С. Палеев, П.С. Пастухов, С.А. Пашин, И.Л.
Петрухин, В.И. Полудняков, Н.В. Радутная,
В.А. Ржевский, В.М. Савицкий, Ю.И. Стецовский,
Н.М. Чепурнова, Р.Х. Якупов и другие ученые.
ГЛАВА I
НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ
1.1.Порядок назначения судей на должность
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Действующее законодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам на должность судьи.
Так, судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях), федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Следует отметить, что под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.
Нормы Конституции РФ определяют возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы.
Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна. Этот человек должен обладать высокой внутренней культурой, иметь такие качества, как порядочность, доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д. Кодекс судейской этики устанавливает, что: «В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда»3
Кроме того для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Изучив,
какие требования предъявляются
на должность судьи, можно сделать вывод,
что критерии достаточно велики, так как
звание судьи очень высоко, но постоянно
возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую
самых элементарных условий труда, относительно
невысокая заработная плата делают работу
судьи всё ещё недостаточно престижной.
В связи с этим возникают трудности с подбором
кандидатов на должности судей. Нередки
случаи, когда вновь назначенные судьи
через непродолжительный период времени
по тем или иным причинам профессионального
или личного порядка не могут исполнять
работу судьи.
1.2. Особый порядок отбора
Каждый
гражданин Российской Федерации, отвечающий
требованиям, предъявляемым к кандидату
на должность судьи
Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидата на должность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ее персональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далее квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всего указывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянии здоровья кандидата».4 Закон определил, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.
В
соответствии со ст. 14 Положения о
квалификационных коллегиях судей,
коллегия вправе получать необходимую
для осуществления своих
Следовательно, в условиях дефицита информации рекомендация квалификационной коллегии о назначении кандидата на должность судьи в большинстве случаев строится на представлениях о претенденте, которые сложились у членов коллегии за время кратковременного общения с ним по ходу заседания. При этом нет никаких гарантий, что коллегия примет правильное решение и рекомендует именно того, кто по своим деловым и моральным качествам действительно соответствует высокому званию судьи. «Недостаточный уровень квалификации судей нередко проявляется в совершении ими профессиональных ошибок, которые становятся обычным явлением, к тому же порой не влекущим ответственности».5 Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной коллегией о рекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на мой взгляд, располагать сведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначению его на должность, но и иметь данные, свидетельствующие о его пригодности для будущей профессии.
При
внимательном ознакомлении с документами,
находящимися в личном деле кандидата
в судьи, можно, конечно, сформировать
мнение о наиболее достойном из участвующих
в конкурсном отборе. Но для этого нужно,
чтобы каждый из членов коллегии знакомился
с личным делом каждого, участвующего
в конкурсе. Это невозможно по целому ряду
причин, главными из которых являются
большой объем работы коллегии и существенные
ограничения во времени.
1.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в установленном законодательством порядке и при наличии на то достаточных оснований. Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности является совершение судьей дисциплинарного проступка, под которым, согласно ч.1 ст.12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» понимается нарушение судьей «норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей».6 К судьям применяются две меры дисциплинарной ответственности, это: 1) предупреждение; 2)досрочное прекращение полномочий.
Решение о применении к судьям данных видов ответственности принимает соответствующая квалификационная коллегия судей, к компетенции которой это относится на момент принятия решения.