Некоммерческие организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме исследования;
2. выяснить критерии, на основании которых классифицируются организационно-правовые формы некоммерческих организаций в существующем российском законодательстве;
3. охарактеризовать основные, предусмотренные законодательственные, виды некоммерческих организаций, основываясь на присущие им свойства.

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 60.92 Кб (Скачать)

Образование органов территориального общественного самоуправления осуществляется собранием, конференцией граждан. Эти органы считаются правомочными, если в их работе принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет (в случае собрания), либо не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет (п. 6 ст. 27ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления»).

Эти некоммерческие организации  могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими  иными законными способами. Порядок  приобретения имущества, а также  порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми  средствами определяется уставом соответствующей  организации.

• Политическая партия.

Они также относятся к  общественным объединениям и создаются  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества (ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Прием  в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений  в порядке, предусмотренном уставом. Члены партии вправе беспрепятственного выходить из ее состава (ст. 2 Закона о политических партиях). Закон предъявляет весьма высокие требования к количественному составу партии - она должна насчитывать не менее 50 тыс. членов.

Учредительным документом партии является устав. Имущество принадлежит  политической партии на праве собственности. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный  баланс или смету, т.е. по существу являются учреждениями.

Высшим органом партии в целом является съезд, а регионального  отделения - конференция или общее  собрание. К его компетенции, относятся  принятие устава и программных документов, а также формирование руководящих  органов партии. В остальном, в  частности при определении состава  и компетенции руководящих (исполнительных) органов, политические партии свободны. Избрание руководящих органов должно осуществляться не реже одного раза в  четыре года.

Прообразом политической партии является общественное движение - массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного  движения7. (ст. 9 ФЗ «об общественных объединениях»). В отличие от общественной организации, общественное движение основано на участии, а не на членстве. Участниками общественного движения могут быть лица, фактически принимающие участие в его деятельности. Как правило, оформления участия в общественном движении не требуется - достаточно выразить поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям.

 

 

Виды общественных объединений:

• Международные объединения это объединения, в соответствии с уставом которых, на территории иностранных государств создаются и осуществляют свою деятельность хотя бы одно структурное подразделение или филиалы;

• Общероссийские объединения это объединения, действующие на территории более половины субъектов РФ;

• Межрегиональные объединения это объединения, действующие на территории менее половины субъектов РФ;

• Региональные объединения это объединения, действующие на территории одного субъекта РФ;

• Местное общественное образование это образование, действующее на территории местного самоуправления.

Общины малочисленных  коренных народов Российской Федерации – это добровольное формирование лиц, относящимся к коренным народам РФ, объединившихся по кровородному и территориальному принципу. Учредителями могут быть не менее трех граждан возрастом от 18 лет. Не могут быть учредителями юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

В перечень коренных малочисленных  народов включены жители народов  Севера – саамы (лопари), Сибири –  ханты, манси, Дальнего Востока –  коряки.

2. Религиозные организации.

Это объединения физических лиц, создаваемые для совместного  исповедания и распространения  веры. Формами религиозной деятельности считаются вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов  и церемоний, а также обучение религии и религиозное воспитание.

Помимо "первичных" местных  религиозных организаций - приходов, общин, монастырей, братств, миссий и  т.п., членами которых могут быть лишь физические лица законом допускается создание и деятельность центральных ("головных") религиозных организаций8. Их участниками являются не собственно верующие, а упомянутые выше местные религиозные организации. Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним юридическим лицом, например духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Закон о религиозных объединениях предусматривает также понятие  религиозной группы - объединения, не обладающего статусом юридического лица. Имущественные отношения между  членами такой группы могут регулироваться соответствующими нормами обязательственного права.

Местная религиозная организация может быть учреждена гражданами Российской Федерации в количестве не менее 10 человек. Необходимо, чтобы эти граждане уже действовали как религиозная группа на данной территории на протяжении не менее 15 лет либо предоставили подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону (ст. 9 Закона).

Все члены религиозной  организации имеют равные права. Учредительными и принятыми во их исполнение внутренними документами организации на них могут возлагаться определенные обязанности (ст. 8 ФЗ № 125 - ФЗ).

Вступление в религиозную  организацию оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или  документами. Исключение из членов религиозной  организации производится в случае несоблюдения обязанностей, установленных  с учредительными документами организации (ст. 8 ФЗ № 125 - ФЗ).

Для религиозных организаций (объединений) форма высшего и  исполнительного органов управления законом не определена. Это связано  с многообразием действующих  на территории Российской Федерации  конфессий и необходимостью учета  традиционных для них принципов  построения церкви.

Законом установлены дополнительные, по сравнению с другими юридическими лицами, основания для принудительной ликвидации религиозной организации, в частности посягательство на личность, права и свободы граждан; склонение  к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся  в опасном для жизни и здоровья состоянии, и т.п. В этих случаях ликвидация или запрет деятельности религиозной организации осуществляются в судебном порядке.

3. Государственная корпорация.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций9.

Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной  корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация  не отвечает по обязательствам государственной  корпорации, если законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим  создание государственной корпорации. Государственная корпорация может  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества  в соответствии с законом, предусматривающим  создание государственной корпорации.

Особенности правового положения  государственной корпорации устанавливаются  законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для  создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ10.

4. Некоммерческие партнерства.

Их можно считать самым  универсальным видом некоммерческой организации, пригодной для самых  разных проектов. Неудивительно, что  эта форма становится все более  популярной.

Некоммерческие партнерства  создаются для решения самых  разных задач - организации досуга, дошкольных заведений, клубов и т.п. Например, уставами детских дошкольных учреждений часто предусматривается  образование так называемых попечительских (родительских) советов, которые координируют деятельность родителей по улучшению  качества пребывания их детей в саду, но так как попечительский совет  не является самостоятельной организационной  формой, они создаются и действуют  как некоммерческие партнерства.

Базовые нормы относительно правового положения некоммерческих партнерств содержатся в Законе о  некоммерческих организациях. Гражданским  кодексом эта форма не предусмотрена.

Цели деятельности некоммерческого  партнерства определяются в его  уставе. Некоммерческое партнерство  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, но только соответствующую  целям, для достижения которых оно  создано. Учредительным документом является устав, но возможно также заключение учредительного договора, определяющего порядок деятельности, взаимные права и обязанности учредителей по созданию юридического лица.

Некоммерческое партнерство  должно иметь не менее двух членов, максимальное количество членов не установлено. Членами могут быть как физические лица, так и коммерческие и некоммерческие организации, а также публично-правовые образования. Партнеры не несут ответственности  по долгам партнерства. Имущество некоммерческого  партнерства принадлежит ему  на праве собственности и формируется  за счет взносов участников и иных поступлений. Уставный капитал в  некоммерческом партнерстве не формируется.

Участники (партнеры) имеют  право на участие в управлении делами некоммерческого партнерства, а при выходе из него, а также  при ликвидации имеют право получать свою часть имущества (п.п. 1, 3 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Высшим органом управления является собрание участников (партнеров), в котором каждый из них имеет  один голос независимо от размера  вклада. Компетенция этого органа определяется учредительными документами, однако должна включать минимальный перечень вопросов исключительной компетенции). Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании; по вопросам его исключительной компетенции требуется квалифицированное большинство голосов.

В некоммерческом партнерстве  формируется единоличный или  коллегиальный исполнительный орган (директор, правление, управляющий партнер). Учредительные документы могут предусматривать создание и иных органов, которые осуществляют общее руководство деятельностью партнерства между общими собраниями. Это целесообразно в случаях, когда участниками партнерства является значительное количество лиц.

Некоммерческое партнерство  вправе преобразоваться в фонд или  автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, установленных  законом.

Близкой к некоммерческому  партнерству, но самостоятельной организационно-правовой формой являются адвокатские образования (коллегии и бюро). Их деятельность регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 22, 23). Нормы о некоммерческих партнерствах применяются в качестве субсидиарного статута.

Адвокатские образования  являются некоммерческими организациями, основанными на членстве и действующими на основании устава. Членами адвокатского образования могут быть исключительно  лица, имеющие статус адвокатов. Деятельность этих организаций направлена на создание организационных условий для  адвокатской деятельности.

В форме некоммерческих партнерств создаются также фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Для товарных бирж законом  предусмотрена специальная организационно-правовая форма, которая по своему устройству также весьма схожа с некоммерческим партнерством (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и  биржевой торговле). Цель деятельности таких организаций - создание площадки (материально-организационной инфраструктуры) для оптовой торговли биржевыми  товарами. Доход от торговли на бирже  получают участники торгов (брокеры, дилеры и их клиенты) - члены биржи, а сама биржа является некоммерческой структурой и финансируется последними.

 

 

 

 

5. Учреждения.

Это организации, созданные  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера (ст. 120 ГК РФ).

Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания  видеть в них обобщающую категорию, которая находится "в паре" с другой однопорядковой обобщающей категорией - "предприятием" .

Информация о работе Некоммерческие организации