Народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа предполагает рассмотрение институтов, стоящих во главе любого правового демократического государства, вообще, и нашей страны, в частности – институтов прямой (непосредственной) демократии. Демократия, или народовластие, занимает особое место среди всех видов власти и означает признание народа в качестве источника власти. Это общее положение конкретизируется и усиливается в Конституции РФ, где в соответствии со ст.3 многонациональный народ признается единственным источником власти.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………...3
I. Народовластие и конституционные формы его
осуществления в РФ………………………………………………………......5
II. Высшие институты прямой демократии
в механизме народовластия в РФ……………………………………………8
1. Референдум……………………………………………………………… 10
2. Свободные выборы……………………………………………………… 15
III. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления……………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

кп рф.docx

— 42.19 Кб (Скачать)

    ▪  личное и свободное участие  граждан РФ в референдуме;

    ▪  высшая юридическая сила и  обязательность исполнения принятых  на всероссийском референдуме  решений, отсутствие необходимости  в их дополнительном утверждении.

    Имеют  право участвовать в референдуме  все граждане РФ, достигшие на  день проведения референдума  18 лет, за исключением признанных  судом недееспособными или содержащихся  в местах лишения свободы по  приговору суда. Кроме того, гражданин  РФ, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения  референдума за пределами территории  РФ, обладает всей полнотой прав  на участие в референдуме, реализация  которых обеспечивается обязанностью  дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации оказывать содействие  гражданину Российской Федерации  в реализации его права на  участие в референдуме.

    На  референдум РФ может выноситься  широкий спектр вопросов, включая  одобрение проекта новой Конституции  РФ, проекта нормативного акта. Наряду  с этим на референдум РФ  не выносятся вопросы:

       1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации,  закрепленного Конституцией Российской  Федерации;

       2) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий Президента  Российской Федерации, Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации, а также о проведении  досрочных выборов Президента  Российской Федерации, депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  либо о перенесении сроков  проведения таких выборов;

       3) об избрании, о назначении на  должность, досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации;

       4) о персональном составе федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

       5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

       6) о принятии и об изменении  федерального бюджета, исполнении  и изменении внутренних финансовых  обязательств Российской Федерации;

       7) о введении, об изменении и  отмене федеральных налогов и  сборов, а также об освобождении  от их уплаты;

       8) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

       9) об амнистии и о помиловании.

    Референдум  РФ не проводится в условиях  военного или чрезвычайного положения,  введенного на всей территории  РФ, а также в течение трех  месяцев после его отмены. Повторный  референдум РФ не проводится  в течение года после дня  официального опубликования (обнародования)  результатов референдума РФ с  такой же  по содержанию или  по смыслу формулировкой вопроса.

    Необходимо  отметить, что право принятия  решения о проведении референдума  РФ принадлежит Президенту РФ  в соответствии с Конституцией  РФ, а изменение либо отмена  решения, принятого референдумом, производится только референдумом.

    Кроме  того, в нашей стране юридически  закреплены иные вопросы, касающиеся  референдума РФ:

     •  субъекты права инициативы проведения  референдума;

     •  подготовка к референдуму (порядок  образования и полномочия комиссий  по проведению референдума);

     •  образование округов и участков  для референдума, виды и содержание  документов для голосования;

     •  порядок проведения референдума;

     •  установление результатов референдума.

    На  сегодняшний день в нашей стране  был проведен всего один референдум  РФ по поводу принятия новой  Конституции РФ 12 декабря 1993 г., особенность  которого состояла в том, что  одновременно с принятием новой  Конституции проходили выборы  в федеральное собрание, предусмотренные  еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что  проект может быть не принят  избирателями, была учтена Президентом,  который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в федеральное собрание существовала правовая база. Таким же путем было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.5

    Референдумы  в субъектах РФ и местные  референдумы проводятся по решению  соответствующих представительных  органов власти. Порядок их организации  и проведения определяется конституцией (уставом), законами субъекта Российской  Федерации, а также уставом  муниципального образования.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. СВОБОДНЫЕ  ВЫБОРЫ.

    Свободные   выборы – это единственный  и главный способ формирования  депутатского корпуса представительных  органов государственной власти  и местного самоуправления, а  также должностных лиц.

    Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" определяет, что выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

    В  отечественной юридической литературе  и законодательстве сложился  стереотип из четырех основополагающих  принципов, определяющих выборы  в Российской Федерации:

        • принцип всеобщности выборов;

        • принцип равных выборов;

        • принцип прямых выборов;

        • принцип тайны голосования.

    Однако  этот перечень нельзя считать  исчерпывающим, так как в основу  конституционных прав граждан  избирать и быть избранными, а  также в основу формирования  выборных органов государственной  власти и местного самоуправления  положены и иные принципы такие  как:

        • принцип свободного и добровольного  участия в выборах;

        • принцип обязательности и  периодичности выборов;

        • принцип альтернативности и  состязательности выборов;

        • принцип независимости органов,  осуществляющих организацию и  проведение выборов;

        • принцип гласности выборов.

    Посредством  выборов народным представителям  на определенный срок

передается право  на реализацию народного суверенитета, которое закреплено в статье 3 Конституции  и означает верховное, неотчуждаемое  право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и  выразителем верховной власти в  государстве и обществе.

    В  нашей стране на федеральном  уровне непосредственно гражданами  избираются глава государства  – Президент РФ, «нижняя палата»  Федерального Собрания – Государственная  Дума. На уровне субъектов России  – законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов. На уровне местного  самоуправления – представительные  органы местного самоуправления, иногда главы муниципальных образований.

    Классификация  выборов производится по нескольким  основаниям:

  • по территории  проведения:

       1. федеральные,

       2. региональные,

       3. муниципальные;

  • по способу  и порядку проведения:

       1. прямые,

       2. косвенные,

       3. многоступенчатые;

    В  России не применяются косвенные  и многоступенчатые выборы, так  как на всей ее территории  действует принцип прямых выборов

  • по условиям (очередности) проведения:

       1. очередные,

       2. внеочередные,

       3. дополнительные,

       4. частичные.

    Выборы  – способ реализации как активного,  так и пассивного избирательного  права, то есть, как права избирать, так и права быть избранным.

    Значение  выборов как акта формирования  государственной воли, непосредственного  проявления суверенитета народа  и легитимизации органов государственной власти и местного самоуправления, обусловливает особый характер их правовой регламентации. В России выборы регламентированы:

        ▪ Конституцией РФ;

        ▪ Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»;

        ▪ Федеральным законом от 18 мая  2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

        ▪ Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента  Российской Федерации»;

        ▪ Федеральным законом от 6 октября  2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации»;

        ▪ избирательным законодательством  субъектов РФ. 

    Несмотря на то, что Конституция РФ предоставляет гражданам широкие политические права и свободы в рамках высших институтов прямой демократии, а также возможность реально пользоваться предоставленными правами и свободами, в нашем обществе порой наблюдается отчуждение части граждан от участия в референдумах, выборах и переход к решению вопросов общественно-политической жизни путем митингов, демонстраций и забастовок. Причина этого заключается в том, что, по мнению отдельных граждан, проведение выборов не отражает в полной мере волю народа, так как мнение меньшинства подавляется мнением большинства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Помимо  высших форм непосредственной  демократии, в Российской Федерации  юридически закреплено право  граждан на прямое волеизъявление  в рамках местного самоуправления.6Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:

1. голосование  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления;

2. голосование  по вопросам изменения границ  муниципального образования, преобразования  муниципального образования;

3. сходы, конференции  и собрания граждан;

4. народная правотворческая  инициатива;

5. публичные  слушания;

6. территориальное  общественное самоуправление и  др.

   ГОЛОСОВАНИЕ.

  Голосование  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления проводится  по инициативе населения в  порядке, установленном федеральным  законом и принимаемым в соответствии  с ним законом субъекта Российской  Федерации для проведения местного  референдума. Основания для отзыва  депутата, члена выборного органа  местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления  и процедура их отзыва устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтвержденные в судебном порядке. В процедуре отзыва учитывается право депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, послуживших основаниями для отзыва. Указанные лица считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Информация о работе Народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ