Народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа предполагает рассмотрение институтов, стоящих во главе любого правового демократического государства, вообще, и нашей страны, в частности – институтов прямой (непосредственной) демократии. Демократия, или народовластие, занимает особое место среди всех видов власти и означает признание народа в качестве источника власти. Это общее положение конкретизируется и усиливается в Конституции РФ, где в соответствии со ст.3 многонациональный народ признается единственным источником власти.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………...3
I. Народовластие и конституционные формы его
осуществления в РФ………………………………………………………......5
II. Высшие институты прямой демократии
в механизме народовластия в РФ……………………………………………8
1. Референдум……………………………………………………………… 10
2. Свободные выборы……………………………………………………… 15
III. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления……………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

кп рф.docx

— 42.19 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН.

   Введение. ……………………………………………………………………...3                                                                                                    

I.  Народовластие  и конституционные формы его

   осуществления  в РФ………………………………………………………......5

II.  Высшие  институты прямой демократии

   в механизме народовластия в РФ……………………………………………8

   1. Референдум………………………………………………………………  10                                                                                                 

   2. Свободные  выборы……………………………………………………… 15                                                                            

III.  Формы  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления……………………………………………………………….19                                                                                           

   Заключение…………………………………………………………………. 30                                                                                                     

   Список  использованной литературы……………………………………….31                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

    Настоящая  работа предполагает рассмотрение  институтов, стоящих во главе  любого правового  демократического  государства, вообще, и нашей страны, в частности – институтов прямой (непосредственной) демократии. Демократия, или народовластие, занимает особое  место среди всех видов власти  и означает признание народа  в качестве источника власти. Это общее положение конкретизируется  и усиливается в Конституции  РФ, где в соответствии со ст.3 многонациональный народ признается  единственным источником власти.

    Народовластие  характеризуется общей волей  всего народа, а потому независимой,  то есть суверенной волей. И  поэтому мы вправе говорить  о народном суверенитете. Народному  суверенитету отводится центральное  место не только в отечественной,  но и в мировой юридической  литературе.1Кроме того, он находит свое юридическое закрепление в Конституции РФ, ст.3 которой гласит о том, что носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ. В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

    В данном контексте основной задачей курсовой работы становится выявление достоинств и недостатков непосредственной демократии в сравнении с представительной, определение ее места и роли в механизме народовластия в РФ, а также изучение ее основных институтов и выявление среди них тех, которые находят более широкое применение в практике народовластия.

    Актуальность выбранной темы, по моему мнению, возрастает по мере усиления тенденции к централизации системы государственной власти в нашей стране, активно реализуемой в последние годы (2000г. – образование федеральных округов на территории РФ, создание института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, 2004г. – замена выборов высшего должностного лица субъекта наделением его полномочиями, которое производится законодательным (представительным) органом субъекта по представлению Президента РФ и другое). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. НАРОДОВЛАСТИЕ  И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЕГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РФ.

    Народовластие  в России было конституировано  суверенной волей народа в  ходе референдума (всенародного  голосования) 12 декабря 1993г., и с  того времени приобрело особенный  политико-правовой характер, то есть  с того момента граждане РФ  сами определяют организационно-правовые  формы реализации своей власти, а также органы, осуществляющие  от их имени власть.

    Народовластие  - демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

    Народовластие,  сложное общественно-политическое  и правовое явление современной  жизни, имеет фактический, юридический  и процессуальный аспект.

    Фактический аспект выражается в единстве власти (единый источник власти в РФ – ее многонациональный народ), верховенстве народной власти (Конституция РФ, принятая всенародным голосованием, определяет основы конституционных отношений, обладая высшей юридической силой), ее полноте (реализация народом всего объема принадлежащей ему власти), неограниченности (воля народа охватывает все сферы общественной жизни) и неотчуждаемости (никто не может присвоить себе исключительную власть в государстве).

    Юридический  аспект – совокупность прав  народа, таких как:

  • право  на свободно избранную экономическую  основу своего существования;

  • участие  в политической жизни, свобода  идеологической и политической  позиции;

  • пользование  достижениями духовной жизни  и свобода творчества;

  • право  на собственность и свободу  экономической деятельности.

    Процессуальный  аспект проявляется в праве  народа осуществлять принадлежащую  ему власть непосредственно через  институты прямой демократии  либо через своих представителей  в органах государственной власти.

    В  условиях народовластия осуществление  власти легитимируется и контролируется  народом, то есть гражданами  государства, так как она выступает  в форме самоопределения и  самоуправления народа, участвовать  в которых могут на равных  правах все граждане. Народовластие  как форма государства и способ  правления превращается, таким образом,  в организационный принцип обладания  властью и ее осуществления,  определяющий, что решение любых  государственных задач или реализаций  властных полномочий нуждаются  в легитимации, исходящей от  народа или восходящей к нему. Представление о народе как  исходном и конечном пункте  демократической легитимации является  базовым в понимании демократии.

    Власть  в РФ осуществляется в двух  основных формах: непосредственно  народом, либо через избранных  народом и действующих от его  имени представителей, поэтому в  зависимости от формы волеизъявления  народа различаются представительная  и непосредственная демократия.

    Непосредственная  демократия – это прямое участие  народа в решении вопросов  государственной власти путем  всенародного голосования (референдума) или местных референдумов.2 Непосредственное осуществление власти народом означает, что власть не только принадлежит ему, всему обществу или какой-либо группе населения, не только реализуется им самим, но и осуществляется одновременно всеми членами данного общества или группы. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

    Представительная  демократия - осуществление народом  власти через выборных полномочных  представителей, которые принимают  решения, выражающие волю тех,  кого они предоставляют: весь  народ, население, проживающее  на той или иной территории.

    Представительство  может быть непосредственное, прямое, когда соответствующий орган  избирается самим обществом или  его частью, либо опосредованное, когда соответствующий орган  избирается не самим обществом,  а избранным им органом.

    Представительство  может быть двух видов: подлинное  (действительное) или мнимое (фиктивное). Деление производится в зависимости  от того, насколько полно и  точно представительства выражают  волю и интересы представляемых, народа или его части. 
 
 
 
 

II. ВЫСШИЕ ИНСТИТУТЫ  ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕХАНИЗМЕ  НАРОДОВЛАСТИЯ В РФ

    Механизм  народовластия – определенным  образом организованная система  проникнутых внутренним единством  и взаимной зависимостью разнообразных  политико-правовых и общественных  институтов, организаций и учреждений, посредством которых народ проводит  в жизнь и защищает свою  волю. Он состоит из различных  институтов, которые составляют 2 большие  группы:

    1)институты  прямой демократии:

           • референдумы (всероссийские,  субъекта РФ и местные);

           • свободные выборы народных  представителей (Президента РФ, депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания РФ, депутатов представительных  органов субъектов федерации  и народных представителей местного  самоуправления);

           • обсуждение гражданами на  федеральном, региональном местном  уровне наиболее важных вопросов  государственной и общественной  жизни (консультативный референдум);

           • общие собрания граждан по  месту жительства (работы);

           • участие граждан в управлении  предприятиями всех форм производственной  деятельности;

           • осуществление правосудия судами  с участием присяжных заседателей;

           •  контроль граждан  и  их объединений за деятельностью  органов государственной власти  и местного самоуправления, депутатов  и должностных лиц государственного  аппарата;

           • деятельность отдельных групп  граждан, объединенных в партии, иные общественные объединения;

    2)институты  народного представительства. 

    В  соответствии с п.3 ст.3 Конституции  РФ высшим непосредственным выражением  власти народа являются референдум  и свободные выборы.3

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. РЕФЕРЕНДУМ.

    Федеральный  конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ" определяет, что референдум  РФ - всенародное голосование граждан  Российской Федерации, обладающих  правом на участие в референдуме,  по вопросам государственного  значения. Но законодателем вводится и более распространенное определение референдума: «референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации».4 Кроме того, дается классификация референдумов по территориальному признаку на следующие виды:

       1. референдум Российской Федерации;

       2. референдум субъекта РФ;

       3. местный референдум.

Проведение референдума  Российской Федерации определяется следующими принципами:

    ▪  проведение референдума Российской  Федерации на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления  при тайном голосовании;

    ▪  участие граждан Российской Федерации  в референдуме независимо от  их пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного и  должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также от других  обстоятельств;

    ▪  равные основания участия граждан  Российской Федерации в референдуме;

    ▪  открытость и гласность в работе  избирательных комиссий по подготовке  и проведению референдума;

Информация о работе Народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ