Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:10, научная работа
Первоначально, выбрав тему эвтаназии, я была глубоко убеждена, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, рассмотрев все аргументы и контраргументы, которые удалось найти, мне пришлось изменить свою точку зрения и признать, что вопрос этот не такой уж и простой. В соответствии с Конституцией РК каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекращении жизни.
Введение……………………………………………………………… 3
Юридические аспекты эвтаназии…………………………….. 7
Проблемы морально-правового
регулирования эвтаназии……………………………………... 9
Правовые проблемы эвтаназии………………………………. 16
Заключение………………………………………………………….. 19
Список литературы……………
В литературе описан ряд судебных процессов над медицинскими работниками врачами в Бельгии, Нидерландах, Германии, США, Австрии, которые применили эвтаназию по отношению к своим пациентам.
Особый резонанс вызвал судебный процесс
в Вене над четырьмя медицинскими
сестрами. В судебном заседании "сестры
милосердия" сознались, что с 1983 по
1989 годы они умертвили 50 больных
с помощью сильнодействующих
снотворных средств. Они хотели якобы
положить конец невыносимым мукам
своих беззащитных и
На данный момент существуют четыре
места, в которых действует разрешение
на эвтаназию, — Нидерланды, две
части Америки, и Северная
Территория Австралии. Только в Северной
Территории эвтаназия официально разрешена
законом. В Орегоне (законодательным актом)
и в двух частях Соединенных Штатов (решениями
Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк
и др.) и Девятого Округа (Калифорния, Орегон
и др.), лишающими силы установленные законом
запреты) врач может выписывать пациенту,
но не давать сам, вызывающие смерть препараты.
В Нидерландах самоубийство с помощью
врача, и активная (добровольная) эвтаназия
запрещены законодательным актом, но разрешены
на практике. По заявлению суда, врач, умертвивший
(или способствовавший в самоубийстве)
своего пациента при определенных обстоятельствах,
не признается виновным. Этими законами
и политикой установлены три условия:
1) эвтаназия должна быть
2) только врач может оказывать
помощь или осуществлять
3) состояние пациента должно
быть с медицинской точки
Естественно, в каждой стране есть свой вариант процессуальных охран против злоупотребления этим правом.
Из этих случаев, так же как из политической агитации в поддержку эвтаназии и из аргументов ее философски настроенных защитников, можно извлечь то, что существует общепринятое разрешение на эвтаназию — врач может привести в действие добровольную эвтаназию или оказывать помощь в самоубийстве пациенту, находящемуся в безнадежном положении (напр. в случае страданий, унизительного положения или неминуемой смерти).
Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии
В зарубежной литературе предлагается
много вариантов нравственной оценки
эвтаназии. Большинство авторов
поддерживает методы пассивной эвтаназии
и отвергает любую возможность
применения активной эвтаназии.
Однако есть и прямо противоположные мнения.
Например, наиболее известным его выразителем
является крупный американский философ
Дж. Рейгелс, который выступил с резкой
критикой Постановления Американской
медицинской ассоциации от 4 декабря 1973
года, где сказано: "...намеренное прекращение
жизни одного человеческого существа
другим - милосердное убийство - противоречит
и самому предназначению медицинской
профессии и политике Американской медицинской
ассоциации".
Дж. Рейгелс считает, что если больной
в сознании, понимает, что его
дни сочтены, не может более терпеть
страшные боли и просит врача ускорить
его смерть, и врач выполнит его
просьбу, просто прекратив лечение
(пассивная эвтаназия), страдания больного
могут усилиться, хотя они могли быть менее
интенсивными и длительными, чем при продолжении
лечения. В этой ситуации смертельная
инъекция (активная эвтаназия), по мнению
Дж. Рейгелса, более гуманна, поскольку
сразу прекратит страдания больного.
Большинство ученых с ним не согласны, и прежде всего потому что это противоречит принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях, поскольку медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.
Именно сильные боли и являются
обычно причиной просьбы больного ускорить
наступление смерти, а потому она
является вынужденной и неискренней.
Здесь врач должен противостоять
им с помощью богатого выбора обезболивающих
средств, которыми сегодня располагает
медицина, а не идти на поводу у больного.
Другое дело, когда, например, человек
находится в состоянии комы длительное
время и сознание его уже потеряно
безвозвратно, а прогрессивные медицинские
технологии позволяют проводить
жизнеподдерживающее лечение
Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода могут стимулировать требования больного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за тяжелым больным. И в этом еще одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса.
На первый взгляд название этой работы может показаться странным: стоит ли писать о праве на смерть, она и так придёт к изголовью любого из нас в положенный срок. Это верно, однако не менее верно и то, что технический, научный, культурный прогресс общества шагает рядом и вперемежку с жизнью и смертью. От катастроф и преступлений сейчас гибнет значительно больше людей, чем в иные времена даже от войн. Увеличивается, а не уменьшается количество самоубийств. И это происходит в цивилизованном обществе, в основном среди людей, которые не испытывают нужды в удовлетворении элементарных физиологических потребностей. Видимо, отнюдь не эти причины толкали на самоубийство Хемингуэя, Маяковского и др. К мысли о добровольном уходе из жизни человек приходит через нравственные страдания, которых оказывается в нашем мире не меньше, если не больше, чем в суровом и мрачном средневековье. Между тем за несколько последних десятилетий учёные-правоведы не проявляли интереса к этим сторонам жизни. Да и сама тема смерти считалась не актуальной в рамках того общества, которое мы строили. Долгое время не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. В общем, в этом разделе социологии права царило полное затишье.
«Каждый имеет право на жизнь», так гласит ст.15 п.1, Конституции Республики Казахстан. В диспозиции этой правовой нормы, на первый взгляд, всё предельно понятно и ясно, каждый имеет неотчуждаемое право на существование и может пользоваться им или не использовать его. Но отсюда следует, что конституция, закрепляя право на жизнь, косвенно закрепляет и право на смерть. Это вытекает логически.
Именно этой точки зрения придерживаются
теоретики в области проблем
прав человека Дмитриев Ю. А. и Шленева
Е. В. Основным их доводом является логический
подход к рассмотрению конституционно-
правовой нормы, проистекающий из демократизма
ныне существующего
Верховного закона страны. «Конституционное
установление права на жизнь логически
означает юридическое закрепление права
человека на смерть.
Очевидно, раз право на жизнь относится
к числу личных прав человека, его реализация
осуществляется им индивидуально и самостоятельно,
независимо от воли других»
Все-таки, какие правомочия даёт нам «право на смерть». Если учитывать, что это добровольное и самостоятельно реализуемое право, то в голову приходит только одно право – «право на самоубийство». Но и здесь мы можем найти прямо противоположную точку зрения: профессор Ковалев М. И. в своей статье «Право на жизнь и право на смерть» даёт исчерпывающий разбор понятия самоубийство. Автор статьи приводит в пример жизненные случаи, на основании которых доказывает, что лишение себя жизни не во всех случаях может быть добровольным и даёт своё определение самоубийства. «Под самоубийством следует понимать собственноручное, сознательное и добровольное лишение себя жизни по любым причинам, кроме случаев сознательного воздействия на человека со стороны других лиц, под влиянием которого он принимает решение уйти из жизни не добровольно, а в силу безвыходной ситуации, сложившейся по воле этих лиц».
Ознакомившись с обеими точками зрения можно сделать вывод, что единогласия здесь нет, да и быть не может. Проблема отношения человека к своему (да и не только) праву на жизнь изучается не первый год, да и не первое тысячелетие.
Другая сторона медали – это соотношение права человека на жизнь и прав государства. Право на жизнь это специфичное неотъемлемое право, которое не подлежит ограничению. Это право провозглашается всеми международно- правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира и охраняется законом.
Человек не может, независимо от других
субъектов, в частности от государства,
осуществлять своё субъективное право
на жизнь. Всё время своего существования
он сталкивается, зависит от действий
других лиц.
Начиная с родильного дома и заканчивая
кладбищем, человек вступает в те или иные
взаимосвязи с государством, и не только
в его воле решать, независимо от других
субъектов, своё субъективное право на
жизнь.
Следует сказать, что момент этот весьма
спорный, и одни могут сказать, что осуществление
человеком своего права на жизнь не зависит
от кого бы то ни было, но это не так. Допустим
ситуацию, в которой смертельно больной
человек желает причинить себе вред, хочет
уйти из этой жизни, однако в силу известных
причин (пример, паралич) не может этого
сделать сам. Болезнь приносит ему нравственные
и физические страдания, он молит об эвтаназии,
но никто не в праве ему помочь, так как
только в праве больного определить своё
субъективное право на жизнь. На этом примере
видно, что такое исключение как эвтаназия
может поколебать устойчивость даже института
личных прав человека. Роль государства
здесь выражается в возможном закреплении
права на эвтаназию.
Хотелось бы согласиться с французским теоретиком в области прав человека Ж. Нива: «Права человека мыслимы только в контексте других прав: в частности прав государства. Если не признать по-настоящему автономию каждого человека, то отпущенные ему права будут лишь фикцией». Вышесказанным, я не имею ввиду, что права личности должны растворяться в правах государства, как это было во времена не столь давние, когда понятие права вращалось вокруг понятия государство; личность обладала лишь бесчисленными обязательствами по отношению к нему. Причём, если обязанности эти были безусловными, то права личности неотъемлемыми, увы, не были.
Нет никаких веских аргументов против того, чтобы провозгласить, что человек имеет право на жизнь и на смерть. Оба эти человеческие права настолько тесно связаны друг с другом, что являются как бы двумя сторонами одной медали и отделение одного от другого сразу же влечёт вопросы, и если с правом на жизнь ещё более или менее всё понятно, то с правом на смерть возникает масса вопросов. Что касается суицида, следует понимать, что это область взаимодействия человека со своей судьбой, а не общественные отношения и закрепление права на смерть не решит, на мой взгляд, никаких проблем. Человек не станет сверяться с Конституцией, находясь на грани жизни и смерти, совершая самоубийство. Количество суицидов не изменится, а единственный сдвиг, который произойдёт - это общественный резонанс вокруг этой проблемы. Здесь хотелось бы согласиться с мнением профессора М. И. Ковалева, что данный вопрос требует не правового закрепления, а выработки определённого принципа, неписаного правила.
Можно спросить, каково же здесь место и какую роль играет государство?
По-моему, роль государства здесь выражается в поддержке и закреплении сущности человека, как совокупности всех общественных отношений.
Намеренное умерщвление
Эвтаназия — намеренное умерщвление невинного человека. Значит эвтаназия — нравственное зло.
Сторонники эвтаназии могут
апеллировать к факту, что вышеприведенное
умозаключение подразумевает
Как известно, два вида убийства принимаются даже многими из самых рьяных противников эвтаназии — самооборона и наказание. Ни один из них не является несправедливым; по сути, ни один из них не является злом.
Можно ли рассматривать добровольную эвтаназию как третий вид оправданного умерщвления?
Попытаемся привести аргумент в пользу того, что эвтаназия выходит за рамки несправедливого убийства на основании двух ключевых утверждений.
Первое — состояние некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. Ярким примером такой ситуации являются те пациенты, которые страдают от сильных болей или обречены на жизнь в унизительной зависимости от других даже в удовлетворении самых элементарных нужд. Сюда, как извлекающих выгоду из эвтаназии, часто включают смертельно больных и тех, кто находится в постоянном вегетативном состоянии.
Второе утверждение
У этого аргумента возникают серьезные недостатки, особенно когда он употребляется в оправдании общепринятого разрешения. Остается спросить, на самом ли деле улучшилось положение всех тех пациентов, и даже если это так, то является ли их умерщвление единственной альтернативой бездействию.
Во-первых, неясно, как смертельно больные (как таковые, независимо от любых других особенностей их положения) и те, кто находится в вегетативном состоянии, извлекают выгоду из своей ранней смерти. Во-вторых, можно задать вопрос, действительно ли отвращение, выраженное многими, от зависимости от других в последние годы своей жизни, основано на сознании собственного достоинства, а не на ложной гордыне. В-третьих, всегда есть и другие способы избавления от боли.