Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, выделении понятий, изучении классификации, определяющей и характеризующей монархическую форму правления.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть понятия формы государства и формы государственного правления;
обосновать понятие монархической формы правления;
определить особенности монархической формы правления;
рассмотреть и проанализировать разновидности монархической формы правления.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 6
§ 1.1 Понятие формы государства 6
§ 1.2 Понятие формы государственного правления 7
Глава 2. Понятие и юридические свойства монархической формы правления. 12
§ 2.1 Понятие монархической формы правления 12
§ 2.2 Особенности монархической формы правления 14
Глава 3. Разновидности монархической формы правления. 22
§ 3.1 Абсолютные (неограниченные) монархии 22
§ 3.2 Ограниченные монархии 24
Заключение 30
Список использованной литературы 34
Ограничение власти монарха традиционно связывают деятельность парламента – законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.
Парламентские
монархии характеризуются серьезными
ограничениями фактического статуса
монарха. Законодательная власть в
парламентских монархиях
В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов22.
В
парламентарных монархиях (современная
Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные
главой государства министры зависят
от вотума доверия парламента, монарх
имеет право отлагательного вето,
лишь в отдельных случаях, предусмотренных
законом, распускает парламент. Повеление
монарха приобретает
По
отношению к некоторым
Помимо
парламентарных монархий, к ограниченным
монархиям относят также
В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет25.
В дуалистической монархии власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором (середина XVI в. – конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии – монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается "данной от Бога" и независимой от народа. У нас же по "Основным законам" 1906 г. царь по-прежнему назывался "самодержавным". Особа его считалась священной и неприкосновенной.
Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отвести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция26.
Подведем следующие итоги:
Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Верховная
власть полностью принадлежит
В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане.
В ряде случаев монархи являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть.
Ограниченные монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии.
При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом.
Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную.
Ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.
Парламентские
монархии характеризуются серьезными
ограничениями фактического статуса
монарха. Законодательная власть в
парламентских монархиях
К
ограниченным монархиям относят
также дуалистические монархии. Характерной
чертой дуалистической монархии является
формально-юридическое разделение государственной
власти между монархом и парламентом.
Законодательная власть находится в руках
парламента, исполнительная власть в руках
монарха, который формирует правительство.
власть монарха ограничена каким-либо
представительным органом. Монарх сосредоточивает
в своих руках исполнительную власть,
формирует правительство, ответственное
только перед ним, а законодательная власть
юридически принадлежит парламенту, подчиненному
монарху. В деле управления монарх неограничен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.
Современная наука о государстве и праве рассматривает три основных составляющих элемента формы государства – форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.
Характеристика
всех трех элементов формы государства
в совокупности позволяют реально
оценить государство как
Под формой правления
Соблюдение
или несоблюдение закрепленных в
Конституции РФ демократических
процедур формирования системы органов
власти в государстве как правило,
связано с укреплением
В настоящее время отечественная теория государства и права, преодолевая методологический кризис, достаточно обоснованно поднимает проблему понимания формы правления как одного из основных элементов формы государства.
2. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одном лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью.
При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх.
Классификация
правления государства в
Помимо названных критериев довольно широко использовались юридические критерии.
Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства органически считаются с таким их немаловажным признаком, как бессрочность.
Юридическое
положение может выражаться в
выборности (в условиях республики)
или наследственности (в условиях
монархии) высших органов государства
и самой государственной
Глубокое
и разностороннее исследование форм
правления с неизбежностью
Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.
Верховная
власть полностью принадлежит
В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане.
В ряде случаев монархи являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть.