Монархическая форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, выделении понятий, изучении классификации, определяющей и характеризующей монархическую форму правления.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть понятия формы государства и формы государственного правления;
обосновать понятие монархической формы правления;
определить особенности монархической формы правления;
рассмотреть и проанализировать разновидности монархической формы правления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 6
§ 1.1 Понятие формы государства 6
§ 1.2 Понятие формы государственного правления 7
Глава 2. Понятие и юридические свойства монархической формы правления. 12
§ 2.1 Понятие монархической формы правления 12
§ 2.2 Особенности монархической формы правления 14
Глава 3. Разновидности монархической формы правления. 22
§ 3.1 Абсолютные (неограниченные) монархии 22
§ 3.2 Ограниченные монархии 24
Заключение 30
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

монархическая форма правления.docx

— 67.62 Кб (Скачать)

     Ограничение власти монарха традиционно связывают  деятельность парламента – законодательного и представительного органа государственной  власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме  парламентских монархий.

     Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса  монарха. Законодательная власть в  парламентских монархиях принадлежит  парламенту, исполнительная власть принадлежит  правительству, подотчетному и подконтрольному  парламенту. Монарх по конституции  сохраняет формальные полномочия главы  государства, например полномочия по формированию правительства или наложению  вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления  сложилась в настоящее время  в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламентом. Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит21.

     В парламентарных монархиях, являющихся наиболее распространенными формами  монархии в настоящее время, правительство  формируется партией, получившей  во время всеобщих выборов большинство  голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов22.

     В парламентарных монархиях (современная  Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные  главой государства министры зависят  от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распускает парламент. Повеление  монарха приобретает юридическую  силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: "Царствует, но не управляет"23.

     По  отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время  стал применяться термин символичные  монархии. Например, в Японии император  уже на протяжении последних полвека  не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а  играет роль тысячелетнего символа  нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

     Помимо  парламентарных монархий, к ограниченным монархиям относят также дуалистические монархии, существующие, например, в  Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной  чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная норма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия является переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией24.

     В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет25.

     В дуалистической монархии власть монарха  ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и  называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором (середина XVI в. – конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии – монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается "данной от Бога" и независимой от народа. У нас же по "Основным законам" 1906 г. царь по-прежнему назывался "самодержавным". Особа его считалась священной и неприкосновенной.

     Большая часть стран с такой формой правления – парламентские (конституционные)  монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и  активно действующими законодательными и исполнительными органами. До недавнего  времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята  Конституция и с этого момента  более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отвести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция26.

     Подведем  следующие итоги:

     Абсолютная  монархия характеризуется рядом  отличительных особенностей.

     Верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху); власть ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами; монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; верховная власть передается по наследству; власть монарха является пожизненной; полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

     В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане.

     В ряде случаев монархи являются и  главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть.

     Ограниченные  монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии.

     При конституционной монархии законы принимаются  парламентом и утверждаются монархом.

     Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную.

     Ограниченные  монархии чаще всего существуют в  форме парламентских монархий.

     Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса  монарха. Законодательная власть в  парламентских монархиях принадлежит  парламенту, исполнительная власть принадлежит  правительству, подотчетному и подконтрольному  парламенту. Монарх по конституции  сохраняет формальные полномочия главы  государства; в парламентарных монархиях  правительство формируется партией, получившей  во время всеобщих выборов  большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем  вместе большинством голосов; власть монарха  является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и  деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной; монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент; парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.).

     К ограниченным монархиям относят  также дуалистические монархии. Характерной  чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху. В деле управления монарх неограничен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     1. Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.

     Современная наука о государстве и праве  рассматривает три основных составляющих элемента формы государства –  форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.

     Характеристика  всех трех элементов формы государства  в совокупности позволяют реально  оценить государство как организующую общество систему и сравнить его  с другими государствами.

       Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственно  власти, особенно высших и центральных  ее органов, структуру, компетенцию,  порядок образования этих органов,  длительность их полномочий, взаимоотношения  с населением, степень участи  последнего в их формировании. Форма правления является ведущим  элементом в форме государства,  трактуемой в широком смысле.

     Соблюдение  или несоблюдение закрепленных в  Конституции РФ демократических  процедур формирования системы органов  власти в государстве как правило, связано с укреплением существующей формы правления или же с ее изменением.

     В настоящее время отечественная  теория государства и права, преодолевая  методологический кризис, достаточно обоснованно поднимает проблему понимания формы правления как  одного из основных элементов формы  государства.

     2. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одном лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью.

     При монархической форме правления  источником власти и ее носителем  является монарх.

     Классификация  правления государства в зависимости  от числа стоящих у власти использует количественный критерий; Аристотель, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии такие, как общая польза, благо и интерес.

     Помимо  названных критериев довольно широко использовались юридические критерии.

     Выборность  и наследственность как критерии подразделения форм правления государства  органически считаются с таким  их немаловажным признаком, как  бессрочность.

     Юридическое положение может выражаться в  выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства  и самой государственной власти.

     Глубокое  и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует  изучения их не вообще, а применительно  к конкретным условиям жизни общества и государства.

     Абсолютная  монархия характеризуется рядом  отличительных особенностей.

     Верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху); власть ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами; монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; верховная власть передается по наследству; власть монарха является пожизненной; полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

     В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане.

     В ряде случаев монархи являются и  главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть.

Информация о работе Монархическая форма правления