Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, выделении понятий, изучении классификации, определяющей и характеризующей монархическую форму правления.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть понятия формы государства и формы государственного правления;
обосновать понятие монархической формы правления;
определить особенности монархической формы правления;
рассмотреть и проанализировать разновидности монархической формы правления.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 6
§ 1.1 Понятие формы государства 6
§ 1.2 Понятие формы государственного правления 7
Глава 2. Понятие и юридические свойства монархической формы правления. 12
§ 2.1 Понятие монархической формы правления 12
§ 2.2 Особенности монархической формы правления 14
Глава 3. Разновидности монархической формы правления. 22
§ 3.1 Абсолютные (неограниченные) монархии 22
§ 3.2 Ограниченные монархии 24
Заключение 30
Список использованной литературы 34
Отметим здесь одно важное обстоятельство, что названные мыслители, давая классификацию формам правления, не выработали универсального понятия формы государств. Да и не ставили вопрос о понятии государственного устройства и политического режима. Именно эмпирический подход, акцентирование внимания на индивидуальных вещах, а не на универсальных идеях помогли Платону, Аристотелю преодолеть метафизичность теоретических конструкций. Они имели перед собой богатый опыт развития и смены форм правления и видели, что, если есть в государстве какая-то внутренняя сила, которою оно держится, несмотря на всяческие бедствия, то формы его меняются. Каждая из этих форм (монархия, аристократия, демократия) может быть хуже или лучше в зависимости от того, следуют ли они по пути закона или отступают от него, имеют ли они в виду общее благо или собственные интересы правителей.
Смешанная же форма правления, по их мнению, и есть та форма, где интересы сторон наиболее полно учтены.
В настоящее время отечественная теория государства и права, преодолевая методологический кризис, достаточно обоснованно поднимает проблему понимания формы правления как одного из основных элементов формы государства. Это важно еще и потому, что Российское государство нуждается в эффективной форме организации и осуществлении государственной власти и зависимость формы правления здесь проявляется не только от сущности государства, но и от многих факторов, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения: религиозность, исторические традиции, национальная психология и т. п.10
Из данной главы можно сделать следующий вывод:
Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчеркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности, взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и гражданским обществом в целом.
Современная наука о государстве и праве рассматривает три основных составляющих элемента формы государства – форма правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.
Характеристика
всех трех элементов формы государства
в совокупности позволяют реально
оценить государство как
Под формой правления
Стремление
современной России к демократии,
формирование гражданского общества,
строительство правового
Древние авторы – Платон и Аристотель, занимаясь исследованием развития двух противоположных начал – демократии и олигархии, пришли к выводу, что обе эти формы власти несовершенны, а идеал усматривали в смешанной форме правления, которая теоретически устраняет (или минимизирует) недостатки каждой из крайних или чистых форм.
Мыслители эпохи Возрождения, эпохи английской и французской буржуазных революций давая классификацию формам правления, не выработали универсального понятия формы государств. Платон и Аристотель имели перед собой богатый опыт развития и смены форм правления и видели, что, если есть в государстве какая-то внутренняя сила, которою оно держится, несмотря на всяческие бедствия, то формы его меняются.
Смешанная же форма правления, по их мнению, и есть та форма, где интересы сторон наиболее полно учтены.
Выходит, что государство – это общность свободных, равных между собой граждан и подчиняющихся (как правило, поддерживаемой ими самими) политической власти (например, в форме политии, аристократии, а также монархии).
Соблюдение
или несоблюдение закрепленных в
Конституции РФ демократических
процедур формирования системы органов
власти в государстве как правило,
связано с укреплением
В
настоящее время отечественная
теория государства и права, преодолевая
методологический кризис, достаточно
обоснованно поднимает проблему
понимания формы правления как
одного из основных элементов формы
государства.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОНАРХИЧЕСКОЙ
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
§ 2.1 ПОНЯТИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Монархией
можно назвать такое
Термин "монархия" – греческого происхождения, означает "единовластие", "единодержавие", хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние доставались еще во многом неразработанными. Аристотель ничего не пишет о республике, реальные монархии на первых порах были значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее – жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности и довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).
Каковы
общие черты монархической
§ 2.2 ОСОБЕННОСТИ
И КЛАССИФИКАЦИИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
ПРАВЛЕНИЯ
Среди
различных форм государства и
их разновидностей весьма важную роль
играют формы правления. Формы правления
в значительной мере различаются
в зависимости от того, осуществляется
ли власть одним лицом или же она
принадлежит коллективному
При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы. Классификация правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если "высшее распоряжение государственной властью", писал в связи с этим еще в конце ХIX века известный русский ученый-юрист Н. М. Коркунов, принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия12.
Количественный критерий подкупает своей простотой и непосредственностью, но отпугивает своей упрощенностью. Руководствуясь только им, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства.
Как правильно подметил Н. Коркунов, кого следует называть правящими? "Если тех, в чьих руках сосредоточено все распоряжение государственной властью", а все "другие учреждения являются лишь содействующими или действующими по их полномочию", то под определение монархии как власти и правления одного лица "подойдет только неограниченная, абсолютная монархия". Ибо в конституционной монархии "парламент не содействует только монарху и не от него получает свои полномочия". Напротив, парламент, являясь самостоятельным органом и опираясь на полномочия, данные ему от народа, всячески "ограничивает монарха".
Если же "под правящими, - продолжал автор, - разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии".
С другой стороны, рассуждал Н. Коркунов, под определение демократии как правления всех "не подойдет в сущности ни одно действительно существующее государство". Ибо "нигде к участию в осуществлении функций власти не допускается все без исключения население".
В современном государстве, где все объявляются свободными и равноправными, далеко не все "участвуют в функциях власти". Даже там, где введена "так называемая всеобщая подача голосов, правом голоса на политических выборах пользуется в действительности не более одной четверти всего населения".
Из
всего этого делался вполне оправданный
вывод, что количественный критерий
(по числу правящих) классификации
форм государства является далеко не
совершенным, "слишком внешним
и случайным". Он не дает возможности
провести четкую грань в ряде случаев
между монархической и
Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко применял такие, как общая польза, благо и интерес.
Помимо
названных критериев в
Различие
между монархической и
При
республиканской форме