Монархическая форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, выделении понятий, изучении классификации, определяющей и характеризующей монархическую форму правления.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть понятия формы государства и формы государственного правления;
обосновать понятие монархической формы правления;
определить особенности монархической формы правления;
рассмотреть и проанализировать разновидности монархической формы правления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 6
§ 1.1 Понятие формы государства 6
§ 1.2 Понятие формы государственного правления 7
Глава 2. Понятие и юридические свойства монархической формы правления. 12
§ 2.1 Понятие монархической формы правления 12
§ 2.2 Особенности монархической формы правления 14
Глава 3. Разновидности монархической формы правления. 22
§ 3.1 Абсолютные (неограниченные) монархии 22
§ 3.2 Ограниченные монархии 24
Заключение 30
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

монархическая форма правления.docx

— 67.62 Кб (Скачать)

     Юридическое положение может выражаться, во-первых, в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства  и самой государственной власти.

     Обыкновенно отличительным признаком монархической  власти считают наследственность ее монарха, а отличительным признаком  высшее правительственной власти в республике – ее выборность. Многие теоретики государства и права не разделяют данную точку зрения. Основная причина заключается в том, что история знает не только наследственные, но и выборные монархии.

     Однако  выборные монархии составляют не столько  само правило, сколько исключение из него. А кроме того избирательная  монархия везде, где бы она не существовала, оказалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным. Она или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию.

     Выборность  и наследственность как критерии подразделения форм правления государства  на республики и монархии органически  считаются с такими их немаловажными  признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в  условиях республики и соответственно бессрочность – в условиях монархии.

     Данные  критерии как и многие другие, относительны и к тому же формально-юридический характер, поскольку в реальной жизни иногда бывает все наоборот. Тем не менее они довольно широко использовались раньше в процессе классификации форм правления как дополнительные критерии. В качестве таковых они могут быть использованы и сейчас.

     Во-вторых, различное юридическое положение  носителей власти как общий критерий классификации форм правления может  выражаться, по мнению ряда авторов, в  ответственность их перед народом, нацией, парламентом и т. д. в условиях республики и полной безответственности в условиях существования монархии.

     Самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают значительное влияние  на все формы правления государственного властвования. Монархический принцип  требует, чтобы в государстве  ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха.

     От  его имени отправляется правосудие. Он назначает всех высших должностных  лиц суда и управления. В отношении  к законам ему принадлежит  обыкновенно право абсолютного  вето и всегда право их обнародования  и обращения к исполнению. Разумеется все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом.

     В ответственности государственных  органов – носителей власти как  признаке республики и безответственности носителя власти как признаке монархии говорится также в работах  и других авторов. При выявлении  особенностей монархической формы  правления наряду с наследственностью  как существенным признаком монархической  власти безответственность, т. е. неподотчетность ее носителя какой-либо власти или органу, рассматривается в качестве ее обычного признака.

     Исторически начало безответственности установилось задолго до конституционных учреждений. Она стала результатом неограниченности власти монарха, с одной стороны, и бессрочности его права –  с другой. Однако безответственность монарха сохранилась повсюду  и после введения конституционного строя. Формально-юридически она существует в большинстве конституционных монархий и по сей день.

     Наконец, в-третьих, различное юридическое  положение носителей власти в  условиях республики и монархии проявляется  в том, что в первом случае в  организации деятельности высших и  местных государственных органов  преобладают принципы коллегиальности, а во втором – единоличность.

     При монархической форме правления  властвование по собственному праву  плохо мирится с разделением  этого властвования между несколькими  лицами. Правительство в монархии всегда стремится принять единоличную  форму. Республике же, напротив, более  соответствует коллегиальная организация  правительства, так как этим лучше  обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу.

     Подразделение форм правления на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Противоположность между монархической и республиканской формациями проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как первичные, и притом основные, формы организации жизни государства (приложение 2).

     Глубокое  и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует, во-первых, изучения их не вообще, а  применительно к конкретным условиям жизни общества и государства. А, во-вторых,  - дальнейшего подразделения  основных форм правления на  отдельные  виды и подвиды.

     Многочисленные  и весьма весомые основания для  такого подразделения дает сама жизнь. Применительно к монархии в качестве оснований-критериев для ее классификации  на различные разновидности могут  служить различная степень концентрации власти в руках одного лица –  монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих  сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование институтов в виде парламента или  других представительных органов15.

     Из  выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

     Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит  одном лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое  не делегировано ему никакой другой властью.

     Период  расцвета монархии – это рубеж  Нового времени. Именно тогда четко  проявилось отличие монархии от республиканской  формы правления, были выработаны важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).

     При монархической форме правления  источником власти и ее носителем  является монарх.

     Классификация  правления государства в зависимости  от числа стоящих у власти, правящих является одной из старейших и  широко признанных в юридическом  мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий.

     Аристотель, рассматривая форму государства  как политическую систему, которая  олицетворяется верховной властью, в процессе классификации форм правления  использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко применял такие, как общая польза, благо и интерес.

     Помимо  названных критериев в отечественно и зарубежной литературе, в особенности  ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерии.

     В монархии "имеется безответственный орган власти", называемый монархом.

     Юридическое положение может выражаться, во-первых, в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства  и самой государственной власти.

     Обыкновенно отличительным признаком монархической  власти считают наследственность ее монарха, а отличительным признаком  высшее правительственной власти в республике – ее выборность.

     История знает не только наследственные, но и выборные монархии.

     Однако  выборные монархии составляют не столько  само правило, сколько исключение из него. А кроме того избирательная  монархия везде, где бы она не существовала, оказалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным.

     Выборность  и наследственность как критерии подразделения форм правления государства  органически считаются с такими их немаловажными признаками, как  бессрочность в условиях монархии.

     От  имени монарха отправляется правосудие.

     Самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают значительное влияние  на все формы правления государственного властвования.

     Безответственность  стала результатом неограниченности власти монарха, с одной стороны, и бессрочности его права –  с другой.

     Глубокое  и разностороннее исследование форм правления с неизбежностью требует  изучения их не вообще, а применительно  к конкретным условиям жизни общества и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. РАЗНОВИДНОСТИ  МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ  ПРАВЛЕНИЯ

§ 3.2 АБСОЛЮТНЫЕ (НЕОГРАНИЧЕННЫЕ) МОНАРХИИ

     Абсолютная  монархия характеризуется рядом  отличительных особенностей.

     Во-первых, верховная власть полностью принадлежит  единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха  и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследником. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились  почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

     В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех  случаях, когда монарх добровольно  отрекается от престола, либо его свергают.

     В-четвертых, полностью отсутствует юридическая  ответственность монарха как  главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления16.

     Абсолютные  монархии получили наибольшее распространение  в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы  централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического  этапа ее истории. Так согласно Воинскому  уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, который никому на свете о своих делах отвечать не должен.

     В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.

     В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании  теократической монархии.

     Несмотря  на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что  в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственно и правового сознания и поэтому  данная форма правления для них  наиболее характерна17. 
 
 
 
 
 
 

§3.2 ОГРАНИЧЕННЫЕ МОНАРХИИ

     Ограниченные  монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме  правления являются конституционными18.

     При конституционной монархии законы принимаются  парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается  подписании принятых парламентом законопроектов19.

     Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которых монарх делит власть с парламентом20.

Информация о работе Монархическая форма правления