Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - более подробно изучить Министерство юстиции РФ и его органы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть Министерство юстиции РФ: историю и современность;
- проанализировать правовое положение и организацию Министерства юстиции РФ и его органов;
- охарактеризовать территориальные органы юстиции: их задачу и функции;
- изучить службу судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ;
- рассмотреть органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ…...…5
1.1. Министерство юстиции РФ: история и современность………………...….5
1.2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов…………………………………………………………………………....12
2. ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ……………………….……..16
2.1. Территориальные органы юстиции: их задача и функции…………...…..16
2.2. Служба судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ…....23
2.3. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ………………………………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....
Судебным приставом может быть гражданин РФ не моложе 20 лет, не имеющий судимости, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Приставы
обеспечиваются униформой, имеют соответствующую
экипировку. Судебные приставы, обеспечивающие
установленный порядок
Судебным
приставам присваиваются
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
-
обеспечивать в судах
-
выполнять распоряжения
- обеспечивать охрану зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время10.
Кроме того, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивают по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность; поддерживают общественный порядок в судебных помещениях; взаимодействуют с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, выявляют нарушителей, а в случае необходимости задерживают их с последующей передачей органам милиции; осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; участвуют по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.
Конечно, служба приставов сегодня еще не в полной мере реализовала потенциал нового законодательства и, находясь в стадии становления (хотя и завершающей), испытывает немало проблем, в частности, и с выделением дополнительной штатной численности. Поэтому высока нагрузка на судебных приставов.
В
заключение еще раз отметим, что
служба судебных приставов уже сейчас
приобрела огромное значение, ведь
каждый десятый наш гражданин, по статистике,
решает свои проблемы через суд и судебного
пристава.
2.3.
Органы уголовно-
Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы - СИЗО), а приговоров, связанных с исправительными работами, - уголовно-исполнительные инспекции.
В настоящее время исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из управления МВД России в ведение Минюста России. Для России это не новшество. Еще более ста лет назад, с 1895 г. главное тюремное управление находилось в ведении Минюста. Так было вплоть до 1922 г. Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и СИЗО, а также предприятиях и лечебных учреждениях.
Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляют Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 24 марта 1999 г. № 56. Режим отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ 1997 г. (УИК РФ).
Уголовно-исполнительная система (далее - УИС) состоит из: центрального органа УИС; территориальных органов УИС; учреждений (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, СИЗО) и предприятий.
Центральный орган УИС - Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (ГУИН Минюста России) является самостоятельным структурным подразделением Минюста, обеспечивающим организацию исполнения законодательства по вопросам деятельности УИС. Структура и штаты ГУИН утверждаются Министром юстиции РФ, в пределах выделенной Правительством РФ численности11.
В структуру ГУИН входят подразделения, осуществляющие организацию исполнения наказаний в виде лишения свободы, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу; управления охраны, оперативное, безопасности, следственных изоляторов и тюрем, оперативно-технических мероприятий, технических мероприятий, воспитательной работы с осужденными, конвоирования и спецперевозок, правовое управление, управление инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения; управление кадров, по работе с личным составом, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; производственное управление, управление главного инженера, финансово-экономическое, материально-технического и хозяйственного обеспечения, бухгалтерского учета и отчетности, медицинское управление; организационное управление, секретариат.
В интересах развития социальной сферы УИС и привлечения осужденных к труду ГУИН имеет право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также управления ими.
Основными задачами (целями) деятельности ГУИН являются:
- обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС;
- организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных (заключенных);
- организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов УИС;
- организация конвоирования осужденных (заключенных) и спецперевозок;
- организация привлечения осужденных к труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также, в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и т.д.;
- обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных и заключенных;
- организация общего и профессионального образования и профессионального обучения осужденных;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений;
- обеспечение исполнения актов амнистии и помилования;
- организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, определение их прав и должностных обязанностей, воспитательной работы с личным составом, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защиты, личной безопасности работников УИС, членов их семей. В 1998 г. в УИС было более 300 тыс. сотрудников12.
Финансирование
ГУИН и его подразделений
В непосредственном (центральном) подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации (научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т.д.), входящие в состав УИС.
Территориальные
органы УИС осуществляют непосредственное
руководство колониями, тюрьмами, следственными
изоляторами, находящимися на определенной
территории (как правило, совпадающей
с административно-
Колонии, тюрьмы являются исправительными учреждениями, непосредственно исполняющими наказание. При них организуются и действуют предприятия. Следственные изоляторы обеспечивают содержание подозреваемых, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Если говорить об основных направлениях деятельности органов УИС, то исходя из анализа возложенных на них задач в обобщенном виде они могут быть сведены к четырем группам.
Во-первых, они осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях (последние - для несовершеннолетних осужденных) в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях восстановления социальной справедливости, их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ); в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение. За последние 40 лет через места лишения страны пропущено 40 млн. человек.
Во-вторых, немаловажное значение всегда, а в рыночной экономике в особенности имеет производственная деятельность этих органов. Если иметь в виду их систематическое недофинансирование, становится понятным, что хорошо налаженная производственно-хозяйственная деятельность на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, способствует их «выживанию», успешному достижению целей наказания. По этой причине имеются трудности с обеспечением заключенных и осужденных продуктами питания.
В-третьих, в следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших на территории учреждений УИС, раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Наконец, органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуалъную деятельность.
Минюстом России проводится определенная работа на каждом из указанных направлений. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации.
Говоря о правовом статусе сотрудников учреждений и органов УИС, следует отметить, что на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы УИС Минюста РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в эти учреждения и органы, распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ впредь до принятия федерального закона о службе в УИС Минюста России. В соответствии с этим за сотрудниками органов внутренних дел, переходящими на службу в учреждения и органы УИС Минюста России, сохраняются специальные звания, сроки выслуги, другие социальные гарантии. Лицам, вновь поступающим на службу, присваиваются специальные звания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ13.