Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - более подробно изучить Министерство юстиции РФ и его органы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть Министерство юстиции РФ: историю и современность;
- проанализировать правовое положение и организацию Министерства юстиции РФ и его органов;
- охарактеризовать территориальные органы юстиции: их задачу и функции;
- изучить службу судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ;
- рассмотреть органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ…...…5
1.1. Министерство юстиции РФ: история и современность………………...….5
1.2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов…………………………………………………………………………....12
2. ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ……………………….……..16
2.1. Территориальные органы юстиции: их задача и функции…………...…..16
2.2. Служба судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ…....23
2.3. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ………………………………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ…...…5
1.1. Министерство
юстиции РФ: история и современность……………….
1.2. Правовое
положение и организация
2. ОРГАНЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ…………………
2.1. Территориальные органы юстиции: их задача и функции…………...…..16
2.2. Служба судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ…....23
2.3. Органы
уголовно-исполнительной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества.
Сегодня органы юстиции решают задачу восстановления их изначального статуса, реформирования их структуры и функций с целью участия в правовой политике государства. При этом речь идет не столько о нововведениях, сколько о возвращении к истокам становления Министерства юстиции, которое в Российской империи было главным институтом, занимающимся законопроектной и правоохранительной деятельностью. Конечная цель преобразований в том, что органы юстиции должны стать ведущим звеном в области формирования правовой культуры и правового сознания в самом широком смысле этих слов, отвечать потребностям и нуждам населения в юридической сфере, используя имеющиеся правовые рычаги, новые функции и возможности.
Цель курсовой работы - более подробно изучить Министерство юстиции РФ и его органы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть Министерство юстиции РФ: историю и современность;
-
проанализировать правовое
-
охарактеризовать
-
изучить службу судебных
-
рассмотреть органы уголовно-
Объектом курсовой работы является Министерство юстиции РФ и его органы.
Предметом курсовой работы является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Теоретическое значение изучения проблемы «Министерство юстиции РФ и его органы» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, сравнительно-правовой метод, метод описания, а также метод обобщения полученных сведений и материалов в данной курсовой работе.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
состоящих из параграфов, заключения,
списка использованных источников и
приложений.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РФ
1.1.
Министерство юстиции
РФ: история и современность
История российской юстиции берет свое начало с Манифеста «Об учреждении министерств», который был издан Александром I 8 сентября 1802 года.
Согласно п. 1 Манифеста было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения. С образованием Министерства юстиции в его ведение была передана прокуратура на местах. В составе Правительства была учреждена должность Министра юстиции - Генерального прокурора.
На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, кодификации и систематизации действующего законодательства. Минюст принимал участие в разработке и обсуждении законопроектов, составлял отзывы на проекты законов, подготовленные в других ведомствах. Но основной задачей Министерства юстиции было осуществление надзора за судебной деятельностью.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы заметно расширились полномочия Министерства в решении кадровых и правоохранительных задач. В сфере управления личным составом судебного ведомства Министерство юстиции получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, городских судей, уездных членов окружных судов. По представлению министра юстиции указами царя назначались обер-прокуроры судебных палат, обер-прокурор общего собрания кассационных департаментов, товарищи обер-прокуроров и прокуроров судебных палат1.
В сфере надзора за деятельностью судебных учреждений права Министерства юстиции также были расширены. К числу его полномочий были отнесены контроль за ведением судебной отчетности, производством ревизий судебных учреждений, принятие мер по сокращению сроков прохождения дел в судах. После введения института мировых судей и присяжных заседателей Минюсту был поручен надзор за их деятельностью. Как генерал-прокурор министр юстиции осуществлял руководство прокурорским надзором с момента возбуждения уголовного дела до окончательного его разрешения. По закону от 19 мая 1871 года, предоставившему Правительству право решать дела по государственным преступлениям внесудебным порядком, министр юстиции получил также возможность рассматривать и разрешать дела по этим преступлениям по согласованию с шефом жандармов в административном порядке.
В 1895 году Минюсту была впервые передана функция управления местами лишения свободы, которую ранее осуществляло Министерство внутренних дел (впоследствии эта сфера деятельности неоднократно переходила в юрисдикцию органов внутренних дел и обратно).
Таким образом, в царской России Министерство юстиции обладало достаточными правами, чтобы не только влиять на формирование судейского корпуса Империи, но и определять и проводить в жизнь правовую политику страны. За годы советской власти роль органов юстиции в осуществлении государственной политики ослабла, стала номинальной.
После Октябрьской революции 1917 года прежнее министерство было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. В его ведение были отданы судебное управление, руководство прокуратурой, управление местами заключения.
На месте «до основанья» разрушенной судебной системы предстояло создать новую. 22 ноября (5 декабря) 1917 года был принят Декрет о суде № 1, которым перед органами юстиции была поставлена задача формирования судов и подбора для них кадров. Предусматривалось создание следующих органов юстиции: местных, окружных и областных народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий, комиссий правозаступников. Это была основная задача, но не единственная. Заметное место в деятельности Народного комиссариата юстиции занимало создание огромного массива нового законодательства.
Важной вехой, определяющей последующую деятельность органов юстиции, стало принятие в октябре 1920 года новой редакции Положения о Народном комиссариате юстиции. На Наркомюст возлагалось выполнение новых функций. Он впервые был официально наделен полномочиями по судебному надзору.
Роль НКЮ как органа, осуществляющего контроль и надзор за отправлением правосудия, еще больше усилилась в 1921 году предоставлением ему права пересмотра судебных приговоров и решений в порядке высшего судебного контроля. Предоставление Наркомюсту столь широких полномочий означало создание в Республике единой судебно-надзорной инстанции для всех судов.
После завершения судебной реформы в 1922 году законодательно была закреплена трехзвенная система судопроизводства: народный суд - губернский суд - Верховный Суд РСФСР. Таким образом, Верховный Суд был провозглашен высшим судебным органом Республики, и от Наркомюста полностью отошла функция судебного надзора. Однако Народный комиссариат юстиции оставался центральным органом судебного управления, за ним сохранялось организационное руководство судами2.
Создание Верховного Суда РСФСР породило оживленную дискуссию о передаче именно ему функций судебного управления от Наркомюста, которая закончилась принятием 30 января 1928 года Постановления ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О порядке руководства судебными органами РСФСР», в котором указывалось, что «вся работа по руководству судебным управлением остаётся сосредоточенной в Народном комиссариате юстиции. Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей Прокурор и Председатель Верховного Суда Республики. Согласно Положению о народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года. Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста. Таким образом, несмотря на создание Верховного Суда, Народный комиссариат юстиции шаг за шагом становился учреждением, осуществляющим не общее, а прямое и непосредственное руководство судами.
В целях укрепления социалистической законности 20 июня 1933 года Постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР. На неё был возложен ряд функций по надзору за соблюдением законности, которые ранее осуществлялись республиканскими наркоматами юстиции. Однако в союзных республиках органы прокуратуры продолжали оставаться в составе Наркоматов юстиции вплоть до июня 1936 года.
20 июля 1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован Наркомат юстиции СССР, который в 1946 году был преобразован в Министерство. На него было возложено руководство организацией и деятельностью нотариальных органов и адвокатуры. С 1951 года в систему юстиции были включены судебно-экспертные учреждения.
Что же касается взаимоотношений органов юстиции с судами, то они радикально не изменились.
Незаконное воздействие органов юстиции на суды послужило одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1956 году. Позже были ликвидированы и республиканские министерства юстиции. В РСФСР Министерство юстиции было упразднено Указом Президиума Верховного Совета от 13 апреля 1963 года.
Однако
практика последующих лет доказала
ошибочность принятого решения.
Суды нуждались в материально-
В Российской Федерации структура и функции Минюста полностью оформились к середине 1972 года после утверждения Советом Министров Положения о Министерстве юстиции Республики. Поставленные им задачи решались Минюстом вплоть до распада Советского Союза.
Появление нового демократического правового государства, изменение политических и экономических условий жизни страны, проведение политики, ориентированной на защиту прав и интересов граждан, потребовало от Минюста «эффективного освоения новых компетенции».
1995 год стал годом изменения статуса и значимости органов российской юстиции на важнейших направлениях правоохранительной деятельности в вопросах защиты прав и законных интересов граждан. Логическим продолжением преобразований органов юстиции на современном этапе явился ряд принятых нормативных актов, существенно расширивших функции Министерства юстиции. Это - Постановления Правительства РФ № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» от 3 июня 1995 года и «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 24 июля 1997 года № 930, Указ Президента Российской Федерации № 642 «О мерах по развитию органов юстиции РФ» от 2 мая 1996 года3.