Министерство юстиции и его органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - более подробно изучить Министерство юстиции РФ и его органы.
В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть Министерство юстиции РФ: историю и современность;
- проанализировать правовое положение и организацию Министерства юстиции РФ и его органов;
- охарактеризовать территориальные органы юстиции: их задачу и функции;
- изучить службу судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ;
- рассмотреть органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ…...…5
1.1. Министерство юстиции РФ: история и современность………………...….5
1.2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ и его органов…………………………………………………………………………....12
2. ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ……………………….……..16
2.1. Территориальные органы юстиции: их задача и функции…………...…..16
2.2. Служба судебных приставов как орган Министерства юстиции РФ…....23
2.3. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ………………………………………………………………………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....

Работа содержит 1 файл

министерство юстиции РФ и его органы. Курсовая работа.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       Так, в 1995 году на Министерство юстиции Российской Федерации были возложены функции проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, а в 1996 году - юридической экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ; контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

       В 1997 году началось формирование службы судебных приставов Минюста и  силовой структуры по охране установленного порядка деятельности судов, которое  длилось в течение года. В 1998 года Министерство приступило к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году ему была передана пенитенциарная система.

       2 августа 1999 года Указом Президента РФ было утверждено действующее Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому основными задачами Минюста России являются:

       - реализация государственной политики в сфере юстиции;

       - обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

       - обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

       - обеспечение установленного порядка деятельности судов;

       - обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

       - обеспечение исполнения уголовных наказаний.

       Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России.

       В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет следующие  основные функции:

       - координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства РФ, проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

       - осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

       - изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию, осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

       - организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

       - осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;

       - осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

       - разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

       - осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

       - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами4.

       Таким образом, современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации. 

1.2. Правовое положение  и организация  Министерства юстиции  РФ и его органов 

       Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

       Правовое  положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

       В соответствии с рекомендациями Организации  Объединенных Наций в последние  годы Минюсту России, наряду с другими  несудебными государственными учреждениями (институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ и др.), призванными защищать права человека, уделяется повышенное внимание, как на международном, так и национальном уровне.

       Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.

       Структурно  Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения (см. Рис. 1 Приложение 1), руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.

       Возглавляет его Министр юстиции РФ, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Наделенный значительными полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее  руководство деятельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России. Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции, подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России.

       Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра входят и его  заместители, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции. Ее персональный состав, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России, которые реализуются приказами и распоряжениями Министра.

       Минюст  России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а  также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему  министерства (Рис. 2 Приложение 2). В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ5.

       В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении  которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.

       При Минюсте России функционирует Российская правовая академия, Российский федеральный  центр судебной экспертизы, Научный  центр правовой информации (НЦПИ), в  которых работают более 150 докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет.

       В настоящее время в органах  юстиции сосредоточена такая  правоохранительная функция, как обеспечение  установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РФ 

2.1. Территориальные  органы юстиции:  их задача и  функции 

       Конституция России 1993 года установила единую систему  федеральной исполнительной власти, предусматривающую возможность создания своих территориальных органов. С учетом новых задач и полномочий Министерство юстиции, казалось бы, должно было стать своеобразным эталоном для других федеральных ведомств. Однако оно само нуждалось в реформировании, развитии механизма его взаимодействия со своими территориальными органами в субъектах РФ. В условиях становления Российской Федерации как правового государства, повышения эффективности органов государственной власти и управления все более очевидной становилась необходимость организационно-правовых форм взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти с их территориальными органами. На укрепление позиций Минюста России в субъектах Федерации благотворно повлияло становление и развитие аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 2000 года.

       Так, в 2000 году в соответствии с президентским  курсом на укрепление вертикали власти Министерство юстиции создало федеральные  управления юстиции во всех семи федеральных округах. Были реформированы и территориальные органы юстиции: они выведены из подчинения региональному руководству. Тем самым укреплены принципы единоначалия в системе Минюста. Однако окончательно статус органов юстиции должен быть закреплен в соответствующем федеральном законе. В настоящее время уже разработано 2 законопроекта.

       Сегодня основным документом, регулирующим деятельность территориальных органов юстиции, является Положение, утвержденное Министерством  юстиции Российской Федерации.

       Окружным территориальным органом Министерства юстиции РФ является Федеральное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (далее - Федеральное управление).

       Основными организационно-контрольными задачами Федерального управления (в соответствии с Положением о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 235 «Об утверждении Положения о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу» от 3 августа 2001 г.) являются6:

       1) обеспечение реализации Министерством юстиции Российской Федерации в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;

       2) организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном округе;

       3) организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации и учреждения юстиции, не входящие в уголовно-исполнительную систему, а также за исполнением уголовно-исполнительного законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

       4) координация деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и учреждений юстиции, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

       При этом Федеральное управление действует в соответствии с возложенными на него задачами:

Информация о работе Министерство юстиции и его органы