Международный тероризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является всестороннее изучение права международной безопасности.
Задачи работы:
1.Рассмотреть соотношение международного права и права международной безопасности
2.Систематизировать международно-правовые средства обеспечения международной безопасности
3. Исследовать положительные и отрицательные стороны ОДКБ, ШОС и НАТО в практической деятельности по обеспечению региональной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНСТЬ
1.1. Понятие, признаки и виды международных организаций: теоретический и международно-правовой аспект. 5
1.2. Правосубъектность международных организаций 9

ГЛАВА 2. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире
2.1 Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов региональной безопасности 18
ГЛАВА 3. аспекты международной безопасности и пути их разрешения
3.1. Международный терроризм 23
3.1. Локальные конфликты и угроза распространения оружия массового поражения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-2.docx

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире

2.1 Миротворческая  миссия ООН и ее роль в  регулировании вопросов региональной  безопасности

Важным инструментом поддержания  мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом  ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом  Организации. Генеральная Ассамблея  регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость  в котором обусловлена тем, что  проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а  истекает из целей и принципов  ООН.

Как мы уже видели, Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные  силы для осуществления своих  решений по устранению угрозы миру или любого его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом  Безопасности может выражаться в  участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и т.д.9

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил  без применения оружия, за исключением  случаев самообороны. Цель миротворческих операций состоит в оказании поддержки  дипломатическим усилиям во имя  достижения политического урегулирования спора. При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

  1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;
  2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;
  3. Содействие поддержанию законности и правопорядка;
  4. Предоставление гуманитарной помощи;
  5. Наблюдение за ситуацией.

Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих принципов:

  1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
  2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон;
  3. Финансирование международным сообществом;
  4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности;
  5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны).

Впервые миротворческая миссия ООН  была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. – для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. – для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

Следует также отметить рад других особенностей миротворческой миссии ООН, которые заключаются в нижеследующем:

  • Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех членов организации;
  • В вышеупомянутых Резолюциях Генеральной Ассамблеи особенно подчеркивается значение сотрудничества с региональными организациями в деле совершения миротворческих миссий;
  • Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон3. Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны, участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны пребывания.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании как международных, так и локальных  конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и  целостность суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в деятельности организации.

VIII Глава Устава ООН гласит  о региональных соглашениях и  органах для решения вопросов, касающихся вопросов поддержания  мира и безопасности на региональном  уровне. Главным условием легитимности  этих органов с международно-правовой  точки зрения является совместимость  их деятельности с целями и  принципами ООН. В разрешении  международных споров Совет Безопасности  действует в тесном сотрудничестве  с региональными организациями,  пользуется их поддержкой в  осуществлении своих невоенных  и военных миссий. С другой  стороны, региональные организации  не могут предпринимать вооруженных  действий без наличия санкции  со стороны Совета Безопасности, за исключением случаев, подпадающих  под категорию коллективной самообороны.10

К числу региональных организаций  можно отнести такие структуры, как Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество  Независимых Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают  обязанность государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и  безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования  вопросов международной безопасности региональными организациями интересно  рассмотреть пример ОБСЕ.

В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой «явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного Акта».

Концепция безопасности, разработанная  ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также  миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над  вооружениями, разоружения, развития мер  доверия.

Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

  • Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
  • Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации. Участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную безопасность.
  • Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.
  • Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности.
  • Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы, находящиеся вне контроля конституционной власти определенной страны1.

С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных  конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта, миротворческую деятельность организации в Абхазском  конфликте и др.

Акты ОБСЕ свидетельствуют о  больших возможностях региональных организаций в деле поддержания  мира и международной безопасности. Развитие деятельности этой организации  и повышение ее эффективности  может привести к уменьшению роли военно-политических союзов в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлАВА 3. аспекты международной безопасности и пути их разрешения

3.1. Международный терроризм

Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы, терроризм  принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной международной  сети террористических организаций  с филиалами почти во всех странах  современного мира.

По мере расширения организационной  структуры и увеличения масштабов  совершенствовались методы и инструментарии ведения террористической деятельности. На протяжение многих лет полосы газет  пестрят сообщениями о террористических актах, совершаемыми нашумевшими террористическими  организациями, такими как АСАЛА, ПКК, ИРА и т.д. Развитие террористической деятельности сопровождается ростом списка категорий людей, попадающих в черный список «борцов за справедливость». Если еще пол столетия назад жертвами террора становились, как правило, политики, дипломаты и бизнесмены, то сейчас львиную долю жертв составляют мирные и невинные люди, включая  стариков, женщин и детей.

Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора, совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью. Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции, военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации международного терроризма стали главными событиями международно-политической истории первых двух лет XXI века. В рамках антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск США и союзников против политического режима Афганистана, открыто поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в проведенной антитеррористической операции.11

Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно или хотя бы частично разобраться  с проблемой международного терроризма. Для этого также необходимо, в  первую очередь, преодолеть преграды, стоящие на пути действительной борьбы с терроризмом:

В первую очередь, необходимо покончить  с политикой двойных стандартов в том свете, в котором она  проявляет себя по отношению к  террористическим организациям. В частности, прогрессивным силам мира необходимо беспристрастно отнестись к вопросу  борьбы с террором и перестать  исходить из национальных интересов. На сегодняшний день вызывает сожаление  тот факт, что, наряду с активными  действиями, направленными на борьбу с террористическими организациями  «арабского происхождения», практически  не предпринимается ничего для того, чтобы погасить очаги террора  в лице курдских и армянских радикальных  организаций. Особую тревогу в этой связи вызывает позиция Европейского сообщества, которое ставит во главу  угла принцип уважения прав человека всякий раз, когда возникает вопрос расправы с террористами курдского  и армянского происхождения. Избавление от политики двойных стандартов будет  только содействовать процессу эффективной  борьбы с этой болезнью и приведет к его ускорению.

С другой стороны, насущной является проблема недостаточной степени  международно-правовой кодификации  вопросов, связанных с вопросами  обеспечения международной безопасности в аспекте борьбы с международным  терроризмом.

Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным терроризмом  начали разрабатываться еще в  довоенный период. Можно назвать  Женевские конвенции 1937 года про  предупреждение и преследование  терроризма и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было определено понятие  терроризм. Однако на борьбе с терроризмом  принятие этих конвенций никак не отметилось: они были  ратифицированы только Индией. Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека от совершенства и не содержала определения слова террор1.

Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют  международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников, Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971, которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх  террористами была захвачена делегация  израильских спортсменов, международное  сообщество на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому  и нечеткому тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма, который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные  права, и изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые  вызваны бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных  особ жертвовать людскими жизнями, в  том числе и своими, в попытках добиться радикальных изменений".

Информация о работе Международный тероризм