Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 07:37, курсовая работа
Целью работы является всестороннее изучение права международной безопасности.
Задачи работы:
1.Рассмотреть соотношение международного права и права международной безопасности
2.Систематизировать международно-правовые средства обеспечения международной безопасности
3. Исследовать положительные и отрицательные стороны ОДКБ, ШОС и НАТО в практической деятельности по обеспечению региональной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РЕГИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНСТЬ
1.1. Понятие, признаки и виды международных организаций: теоретический и международно-правовой аспект. 5
1.2. Правосубъектность международных организаций 9
ГЛАВА 2. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире
2.1 Миротворческая миссия ООН и ее роль в регулировании вопросов региональной безопасности 18
ГЛАВА 3. аспекты международной безопасности и пути их разрешения
3.1. Международный терроризм 23
3.1. Локальные конфликты и угроза распространения оружия массового поражения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31
Важным инструментом поддержания
мира и международной безопасности
являются миротворческие операции ООН.
Их деятельность основана на целом
ряде Резолюций Генеральной
Как мы уже видели, Совет Безопасности
уполномочен применять
В отличие от этого миротворчество
означает операции вооруженных сил
без применения оружия, за исключением
случаев самообороны. Цель миротворческих
операций состоит в оказании поддержки
дипломатическим усилиям во имя
достижения политического урегулирования
спора. При осуществлении
Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих принципов:
Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. – для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. – для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. – для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.
Следует также отметить рад других
особенностей миротворческой миссии ООН,
которые заключаются в
Из сказанного следует, что миротворческие
силы ООН играют важную роль в урегулировании
как международных, так и локальных
конфликтов на религиозной, этнической
почве, ставящих под угрозу мир и
целостность суверенных государств.
Также растет значение миротворческих
миссий ООН в урегулировании конфликтов
немеждународного характера, что представляет
новое направление в
VIII Глава Устава ООН гласит
о региональных соглашениях и
органах для решения вопросов,
касающихся вопросов
К числу региональных организаций
можно отнести такие структуры,
как Организация Американских Государств
(ОАГ), Организация Африканского Единства
(ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество
Независимых Государств (СНГ) и др.
Все эти организации
С точки зрения особенностей регулирования
вопросов международной безопасности
региональными организациями
В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой «явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного Акта».
Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения, развития мер доверия.
Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:
С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта, миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.
Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению роли военно-политических союзов в Европе.
Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы, терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной международной сети террористических организаций с филиалами почти во всех странах современного мира.
По мере расширения организационной
структуры и увеличения масштабов
совершенствовались методы и инструментарии
ведения террористической деятельности.
На протяжение многих лет полосы газет
пестрят сообщениями о
Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора, совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью. Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции, военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации международного терроризма стали главными событиями международно-политической истории первых двух лет XXI века. В рамках антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск США и союзников против политического режима Афганистана, открыто поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в проведенной антитеррористической операции.11
Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно или хотя бы частично разобраться с проблемой международного терроризма. Для этого также необходимо, в первую очередь, преодолеть преграды, стоящие на пути действительной борьбы с терроризмом:
В первую очередь, необходимо покончить
с политикой двойных стандартов
в том свете, в котором она
проявляет себя по отношению к
террористическим организациям. В частности,
прогрессивным силам мира необходимо
беспристрастно отнестись к вопросу
борьбы с террором и перестать
исходить из национальных интересов. На
сегодняшний день вызывает сожаление
тот факт, что, наряду с активными
действиями, направленными на борьбу
с террористическими
С другой стороны, насущной является
проблема недостаточной степени
международно-правовой кодификации
вопросов, связанных с вопросами
обеспечения международной
Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным терроризмом начали разрабатываться еще в довоенный период. Можно назвать Женевские конвенции 1937 года про предупреждение и преследование терроризма и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было определено понятие терроризм. Однако на борьбе с терроризмом принятие этих конвенций никак не отметилось: они были ратифицированы только Индией. Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека от совершенства и не содержала определения слова террор1.
Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников, Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971, которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх террористами была захвачена делегация израильских спортсменов, международное сообщество на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому и нечеткому тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма, который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные права, и изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые вызваны бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных особ жертвовать людскими жизнями, в том числе и своими, в попытках добиться радикальных изменений".