Местная администрация – как юридическое лицо

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования
Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.
Задачи исследования
Изучение истории становления и развития местной администрации, где будет выделено 2 основных этапа:
а) история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в дореволюционный период;
б) история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в XXв.
Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в настоящее время, где также данный вопрос будет разделен на 2 части:
а) правовые проблемы статуса местной администрации;
б) правовые проблемы статуса главы местной администрации.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по  учебной дисциплине 
 

«Гражданское  право» 
 

на  тему: «Местная администрация – как юридическое лицо» 
 
 
 
 

Студент II курса

дневного  отделения,

группа  ЮдМ – 207

Ткаченко  Виктор Петрович 
 

Сдал: ____________________ 2009 г.                        Старший преподаватель

                                      (дата, подпись)                                                                                                                            

Гладких Николай Михайлович

Принял: _________________ 2009 г.

                                             (дата, подпись) 
 
 
 
 
 
 

Миасс 2009

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       На  данном этапе развития российской правовой системы, важное значение получило местное  самоуправление, состоящие из своих структурных подразделений и осуществляющих свою деятельность с помощью соответствующих органов. Местное самоуправление является важнейшим институтом демократического государства, и его изучением занимается такая наука и отрасль права как муниципальное право, которое достаточно детально рассматривает органы местного управления, их полномочия и функции. Основные Положения о местном самоуправлении закрепляются в Конституции РФ принятой всенародным голосованием        12 декабря 1993г., ФЗ № 131 от 06 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения, муниципальной собственностью»1 с помощью органов местного самоуправления.                  Ст. 1 ФЗ № 131 закрепляет, что «местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации»2. Свою деятельность муниципальное образование осуществляет с помощью специально созданных органов. Выделяются представительные органы местного самоуправления, например такие, как Собрание депутатов, Городская Дума и т.д., и исполнительно-распорядительные органы, в частности Местная администрация, которая и является темой исследования данной работы. Однако необходимо заметить, что исполнительно-распорядительный орган будет рассматриваться не только с точки зрения муниципального права, но и с гражданско-правовой точки зрения, в качестве юридического лица.

       Однако  прежде чем перейти к изучению материала, необходимо выявить актуальность данного вопроса, объект и предмет  исследования, цель, задачи, методы исследования, его научную новизну, а также  представить мнения ученых по данному вопросу и привести краткое содержание работы.

       А) Актуальность

       Актуальность  исследования заключается в том, что именно на данном этапе развития нашего государства, важную роль стало  играть местное самоуправление, которое осуществляет свою деятельность                         через соответствующие органы, в том числе и местную администрацию,                но при этом  нынешнее законодательство четко не установило правового положения местной администрации, то есть с одной стороны она наделяется правами и обязанностями юридического лица, а с другой стороны таковой не является. К тому же автор исследования интересуется такими отраслями права как гражданское и муниципальное, что поспособствовало такому выбору темы, потому что в ней присутствует сочетание гражданского и муниципального права.

       Б) Объект и предмет  исследования

       Объектом  исследования являются гражданско-правовые       отношения в области деятельности местной администрации,                                          предметом же является правовое положение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в настоящее время, хотя конечно будет, затронут и исторический аспект данного вопроса.

       В) Цель исследования

       Целью исследования является изучение исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) муниципального образования как юридического лица.

       Г) Задачи исследования

  1. Изучение истории становления и развития местной администрации, где будет выделено 2 основных этапа:

       а) история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в дореволюционный период;

       б) история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в XXв.

  1. Изучение правового положения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в настоящее время, где также данный вопрос будет разделен на 2 части:

       а) правовые проблемы статуса местной  администрации;

       б) правовые проблемы статуса главы  местной администрации.

       Д) Методы исследования

       В основу изучения данного вопроса  будут положены мнения таких ученых как Ю.М. Алпатов, О.Е. Кутафин, И.В. Выдрин, которые достаточно долгое время изучают эту проблему, помимо перечисленных                     ученых-юристов, автор исследования будет использовать  методы, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения3. Исследователь использует следующие методы:

  1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов4.
  2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии5.
  3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь6.
  4. Изучение и анализ научной литературы.

       Выше  перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться  на протяжении всей работы.

       Е) Научная новизна

       Местное самоуправление является важнейшим  институтом демократического государства, свою деятельность оно осуществляет через соответствующие органы, в  том числе и местную администрацию, однако в РФ пока не существует закона, постановления или иного нормативно-правового акта детально рассматривающего правовое положение местной администрации муниципального образования, а это работа позволяет полностью рассмотреть данный орган во одном источнике, к тому же  после определения правового статуса местной администрации гражданское законодательство сможет более грамотно регулировать отношения, связанные с данным исполнительно-распорядительным органом. 

       Вся работа подразделяется на две главы. Первая именуется как «История становления и развития местной администрации», в ней выделяются два параграфа, первый – история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в дореволюционный период, второй – история становления и развития исполнительно-распорядительного органа в XXв. После этого автор перейдет к изучению исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в настоящее время, этому и будет посвящена вторая глава, которая называется «Правовое положение исполнительно-распорядительного органа в настоящее время», где также выделяются два параграфа. Первый – правовые проблемы статуса местной администрации, второй – правовые проблемы главы местной администрации. Изучение данного вопроса, таким способом, исследователь считает наиболее целесообразным, так как исполнительно-распорядительный орган  в таком случае будет изучен всесторонне. Однако необходимо перейти к изложению самой сути проблемы.    
 

  ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ 

§1.1 История становления  и развития исполнительно-распорядительного органа в дореволюционный период.

 
 

       Действующая Конституция РФ причисляет местное  самоуправление к основам конституционного строя России, придавая ему, таким  образом, столь высокий статус, какого этот институт не знал на всем протяжении истории России. Местное самоуправление, в том числе городское, прошло в своем развитии достаточно долгий путь, и было бы нецелесообразно при современном его регулировании игнорировать опыт, накопленный почти за XV веков построения городского самоуправления в России. Конечно, в условиях монархической формы правления оно временами отличалось, однако некоторые положения, проверенные многими годами успешного применения, включены в законодательство сейчас, при этом изучение истории развития местного самоуправления в России позволяет избежать тех ошибок, которые некогда уже были допущены.

       Особенно  важным представляется изучение исполнительно-распорядительного  органа именно в городах, потому что  там сейчас проживает большая  часть населения и находятся  основные производства.       В книге Ю.М. Алпатова сказано, что в многовековой истории русского народа, других народов, населяющих многонациональную Россию, город играл видную роль на всех этапах исторического развития.

       Территориальной основой местного общинного самоуправления          в V – XIV вв. были города, пригороды, селения, волости, погосты. Наиболее ярко из всех муниципальных образований того времени выделяются Новгород и Псков. В этих городах существовало общегородское вече, являющееся представительным органом местного самоуправления и городские общины – исполнительно-распорядительный орган. Для автора данного исследования принципиальное значение будет иметь второй орган, на котором он остановиться более подробно.

       Городские общины существовали как в период до монголо-татарского ига, так и после, однако свое широкое распространение они получили в послемонгольский период. За данным исполнительным органом закреплялись права «на самостоятельное заведование своим делами, такими, как благоустройство, местное хозяйство, здравоохранение, народное образование, призрение бедных, а также охрана порядка»7 и т.д.

       Дальнейшее  развитие исполнительно-распорядительный орган получил во время проведения губной и земской реформ (XVI в.). Теперь он именовался земским двором и обладал следующей компетенцией: мощение улиц и содержание их в частоте, наблюдение за порядком и безопасность, борьба с пьянством, корчемством (корчма – трактир, постоянный двор)8, однако статус городского самоуправления, в том числе его органов специальным образом не регулировался, вдобавок после Смуты происходила централизация управления. В это время комплексного упорядоченного института городского самоуправления не было; регулирование носило фрагментарный характер; исполнительные органы хоть и обладали рядом полномочий, их реальное полноценное осуществление было затруднено, в том числе по причине неупорядоченности правоотношений в этой области.

       Затем в развитии местного самоуправления наступает период формально-правового  регулирования, где ученый-юрист  Ю.М. Алпатов выделяет два этапа:

  1. Петровский период (время правления Петра I и его приемников вплоть до Екатерины II);
  2. Екатерининский период (к нему же примыкает и переходное время от Жалованной Грамоты городам до реформы 1864 г.).

       В 1699 г. Петром I была проведена общероссийская городская реформа, направленная на развитие представительных органов, а что касается исполнительных органов, то их развитию послужила реформа местного самоуправления 1720 г. В Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы местного самоуправления всей страны. В Москве и других городах учреждались магистраты, которые и являются исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

       В ведении магистратов были переданы судебные дела в отношении граждан, полиции, устройство школ, сиротских и смирительных домов, госпиталей и бирж, а главное – взимание государственных пошлин и сборов. На практике же самостоятельность магистратов была ограничена, в частности сборы поступали не в городскую, а в государственную казну.

       Рассмотренный этап становления исполнительно-распорядительного  органа можно охарактеризовать как  не вполне удачный – «было положено начало регулированию правового  статуса городов, их населения и  их управления, но при этом возможности доступа горожан к самоуправлению было сильно ограничено, равно как и права органов городского управления»9.

       Второй  этап начинается с эпохи правления  Екатерины II и длится до реформы 1864 г. При императрице городское самоуправление было впервые в истории российского права урегулировано отдельным нормативным актом.

       К началу губернской реформы 1775 г. система  органов местной власти и управления, созданная Петром I, была полностью разрушена. Екатерине II пришлось не восстанавливать, а создавать новую систему местных органов10. В результате этих реформ местная администрация (распорядительная дума) приняла вид земского самоуправления, находящимся под контролем правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина II усилила состав администрации и предоставила земству широкое право участия в новых учреждениях, однако снова-таки исполнительный орган находился в центральном управлении. Самоуправление, в целом, получило строго сословный характер, так как значительное число чиновников, в том числе и на местах, принадлежало к дворянству. Павел I пытался провести контрреформы на реформы своей матери, однако внук императрицы Александр I, с приходом к власти, отменяет решения своего отца. В целом, система органов местного самоуправления, созданная Екатериной II, просуществовала вплоть до реформы 1864 г., проводимая Александром II.

Информация о работе Местная администрация – как юридическое лицо