Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей российского общества является на современном этапе его развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является защищенность человека . « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » .Данное положение статьи 2 Конституции Российской Федерации должно стать исходным при теоретическом анализе и практическом решение всех проблем, затрагивающих права личности .

Содержание

Введение 3-4

II Понятие и виды личных прав и свобод 5-6

III Личные права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность 7

1) Право на жизнь 7-11

а ) Смертная казнь

б ) Клонирование

в ) Эвтаназия

2 ) Право на свободу и личную неприкосновенность 12-18

IY Личные права обеспечивающие свободу личности 19

1) Право на неприкосновенность частной жизни 19-22

2) Право на личную и семейную тайну 22-26

Y Юридические гарантии личных прав и свобод 27-30

YI Заключение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Логика  нормативных  актов  подсказывает,  что  семья,  в большей мере,  рассматривается как нематериальное  благо,  как объект  защиты,  как социальное  явление,  признаваемое  государством .

     Возникает  проблема  в  вопросах  защиты  семейных  тайн,  каким  понятием  сле5дует  руководствоваться . Если  статья  72  Конституции Российской  Федерации защиту  прав  и свобод  человека  и гражданина ( пункт «б» ),  как защиту  семьи ( пункт «ж» ) относить  к предметам  совместного  ведения,  то  при характеристике  семьи следует   руководствоваться  и  федеральным,  и  региональным  законом .

     Члены  семьи  имеют  права  на  семейную  тайну  и  одновременно  каждый  из  них  обязан  сохранить  семейную  тайну . Например,  супруги  прожили  совместно  некоторое  время,  доверяя  друг  другу  личные  тайны . В  последующем  жизнь  может  не  сложиться,  итог – развод . Один  из  супругов  начинает  распространять  сведения  об  особенностях  совместной  жизни . Тем  самым  может  быть  причинен  очень  серьезный  вред  другому   супругу . Естественно  возникает  вопрос,  как  защищать  права   пострадавшей  стороны ? Может  ли  гражданин  в  этом  случае  подать  иск  о  возмещение  вреда,  или  обратиться  в  суд  с  просьбой   изъять  тираж  опубликованных  материалов  или  вынести  запрет  на  опубликование  мемуаров .Если  исходить  из  первичности  обязанности  каждого  члена  семьи  сохранить  семейные  тайны,  то  мы  придем  к тому,  что любые мемуары не  должны  печататься  без согласия  со  всеми заинтересованными лицами . Личные  тайны  имеют  самостоятельное  закрепление  в  отраслевом  законодательстве,  в  том  числе  по  отношению  к  гражданам,  находящимся  в  браке . Гражданин,  обладая  личной  тайной,  вправе  ей  распорядиться:  раскрыть  ее  членам  семьи  или  не  посвящать  в  нее . Примером  могут  служить  Основы  Законодательства  РФ  об  охране  здоровья   граждан . Статья  61  Основ  об  охране  здоровья  граждан  закрепляет,  что « информация  о  факте  обращения  за  медицинской  помощью,  состоянии  здоровья  гражданина,  диагнозе  его  заболевания  е  иные  сведения,  полученные  при  его   обследовании  и  лечении,  составляют  врачебную  тайну » . Причем  гражданину  должна  быть  подтверждена  гарантия конфиденциальности  передаваемых  им  сведений . Эта  же  статья  предусматривает,  что  вся  информация,  составляющая  врачебную  тайну,  может  быть  передана  другим  лицам  только  с  согласия  пациента .    Без  согласия  гражданина  допускается  распространять  такие  сведения  только  в  случаях  прямо  предусмотренных  законом . Так,  предоставление  медицинской  информации  родителям  пациента  возможно  только  в  случаях   оказания  помощи  несовершеннолетнего  в  возрасте  до  15  лет .   Подтверждением  закрепления  личной  тайны  может  служить  и  статья  15  Семейного  кодекса РФ,  устанавливающая  возможность  медицинского  обследования  лиц,  вступивших  в  брак . Само  медицинское  обследование  возможно  только  с  согласия  лиц,  вступающих  в  брак,  и  результаты  обследования   лица,  вступающего  в  брак « могут  быть  сообщены  лицу,  с  которым  оно  намерено  заключить  брак, только  с  согласия  лица,  прошедшего  обследование » . Иными  словами  врачебная  тайна  является  личной  тайной  и  может  быть  раскрыта  другим  членам  семьи только  с согласия  лица,  обратившегося за  медицинской помощью . Врач,  нарушивший  данный  запрет,  легко может стать субъектом привлечения  к  уголовной ответственности  по  статье  137  УК  РФ .

     Статья  5  Основ  Законодательства  РФ  о  нотариате  так  же  закрепляет,  что  «сведения  о  совершенных  нотариальных  действиях   могут  выдаваться  только  лицам,  от  имени  или  по  поручению  которого совершены  эти  действия » . Это  означает,  что  нотариальное  действие  может  стать  предметом  огласки  супругу  лица,  обратившимся  за  совершением  нотариального  действия . Эта  же  статья  предусматривает,  что  справки  о  завещании  выдаются  только  после  смерти  завещателя .

       Адвокатской  тайной  являются  сведения  об  обращение  за юридической помощью,  сведения  о преступлении,  соучастниках,  личной  жизни обвиняемого,  полученные  адвокатом из  материалов  уголовного  или гражданского  дела,  в ходе  защиты. Адвокат не  может допрашиваться как свидетель об  обстоятельствах,  ставших  ему  известных  в  связи  с  выполнением  обязанностей  защитника  или  представителя  ( пункт  1  и  3  статьи  72  УПК  РФ ) .     

     В  российской научной  литературе  были  сделаны  попытки  очертить  ясное  определение  личной  и  семейной  тайны . Так  под  личной  тайной  понимается  право  индивида  определять  свое  поведение  в  обществе,  самостоятельно  регулировать  режим  информации  и  требовать  от  иных  лиц  соблюдения  этих  прав,  а  семейная  тайна  - право  не  просто  нескольких  лиц,  а  лиц  связанных родственными  узами,  на  сокрытие  фактов,  определяющих  поведение  членов  семьи 10 .

Если  представить  право  на  частную  жизнь  граждан  как  совокупность  гарантированных  им  тайн,   то  среди  них  можно  различать  личные  ( никому  не  доверенные )  и  тайны  профессиональные  (  доверенные  представителям  определенной  профессии  для  защиты  прав  и  законных  интересов  граждан ) . Так  к  личным  тайнам  следует  отнести  тайну  творчества  и  общения,  тайну  семейных  и  интимных  взаимоотношений,  тайну  жилища,  дневников,  личных  бумаг,  тайну  почтово – телеграфной  корреспонденции и  телефонных  переговоров .

      Как  уже  отмечалось  выше,  Европейская  Конвенция  (  статья  8 )  закрепляет  право  на уважение  личной  и семейной  жизни . Надо  сказать,  что право на  уважение  семейной  жизни несколько шире  по  содержанию,  чем право на  семейную  тайну,  включает  в себя  вопросы создания,  сохранения  семьи и семейного общения .

      Вышеизложенное  подтверждает,  сто  то  или  иное  право  человека  в  его  легальной  формулировке  остается  литературным  произведением   юридического  содержания,  или,  проще  говоря,  листом  бумаги . Реализация  прав  человека  наступает  после  их  претворения  в  жизнь,  в  общественную  практику11  .

         

                                 
 
 

                           

                 Y     ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ  ПРАВ  И СВОБОД 

     Проблема  обеспечения  гарантий  прав  личности  в  Российской  Федерации  является  важным  элементом правового порядка Российского государства в целом . Эффективное функционировании  российских  государственных институтов  в условиях  правового государства может быть  успешн6о осуществлено  при строгом соблюдении  гарантий  прав  личности,  как  это  должным  образом  предписывает  Конституция  Российской  Федерации. Поддержание  высокого  уровня  права  в  обществе  и  выполнения  всех  положений  Конституции  Российской  Федерации – залог  усилия  авторитета  России  на  мировой  арене  в  полном  соответствии   с  ее  статусом  Великой  Державы – постоянного  члена  Совета  безопасности  ООН .

     Традиционно  юридические  гарантии  рассматриваются  в  качестве   некоторого  позитивного  фактора  социальной  действительности,  используя  который  физическое  или  юридическое  лицо  всегда  может  добиться    восстановления  своих  нарушенных   законных  прав,  осуществления  кем – либо  должного  повеления . Само  название  органов,  предоставляющих  такие  гарантии – правоохранительные , - не  оставляет сомнения  в том,  что права граждан находятся под надежной  защитой государства . Конституция Российской  Федерации   в статье  1  в полной  мере  подтверждает  это .

     Российская  Федерация  как  правовое государство является  частью  мирового  сообщества .  В соответствии  с положениями   статьи  2  и 18  Конституции РФ   человек,  его прав  и свободы признаются  высшей   социальной  ценностью . Во  исполнение  Конституции РФ  в стране  создан  четко  работающий  и  юридически  упорядоченный  механизм  государственной  власти  в  центре  и  на  местах . Конституции  РФ  как  Основной  Закон  государства  учредила  разветвленную  правовую  систему институтов  по  управлению  страной . Позиция  Российского  государства  как  во  внешней  политике,  так  ип  во  внутренней    характеризуется  целенаправленностью  и  принципиальностью . ВО  внешне  политической  сфере  ставиться  задача  построение  миропорядка   на  основе  верховенства  права . В  области  внутренней  политике  деятельность  государства  направлена  на  строгое  исполнение  Конституции  РФ  на  всех  уровнях  в  интересах  дееспособного  и  эффективного  функционирующего  механизма  законодательной  и  исполнительной  власти . 

     Назначение  юридических  гарантий  состоит  в  том,  что  они  нужны  не  сами  по  себе,  но  для  возможного  полного  претворения  в  жизнь  прав,  свобод  и  обязанностей  личности . 12     В  связи  с  этим  их  характер,  система  и  виды  должны  полнее соответствовать определенным  формам  реализации  прав  и свобод,  а так же  содействовать   осуществлению обязанностей  и привлечения к   ответственности . Содержание  гарантий  весьма  динамично и обусловлено их  целевой,  институциональной и  функциональной  направленностью,  зависит от  общественно – политических,  духовных  и иных  процессов,  происходящих  в стране  не  определенных  этапах  ее    исторического развития .

     Эти  гарантии  не  следует  не  отрывать,  не  тем  более  противопоставлять   другим  видам гарантий . Значение  их  можно правильно   понять  и оценить,  анализируя  в единстве  с другими гарантиями,  рассматривая  как часть единого целого . Системный подход  к юридическим гарантиям реализации  статуса личности  позволяет  правильно  определить  их   понятие .

     Правовые  гарантии  статуса  личности  в  Российской  Федерации  многочисленны  и  разнообразны . Их  объединяет  одно  общее  свойство :  все  они  выражены,  закреплены  в  праве . Эти  гарантии  непосредственно  связаны  с  применением  правовых  норм   и  осуществляются  путем  регулируемой  надлежащими  нормативными  актами  деятельности  государственных  органов,  органов  местного  самоуправления,  должностных  лиц,  органов  военного  управления  и  самих  военнослужащих .  Юридические  гарантии  непосредственно обеспечивают  процесс  реализации  статуса  индивидов . Их  проявление  и  действия  связаны  с  характером  права,  свободы  или  обязанности,  а  так  же  определенными  юридическими  фактами или юридическими  составами . Особое  место в юридических гарантиях занимает  правоприменительная деятельность  компетентных  органов обеспечительного  или охранительного  характера . Издаваемые  при  этом  правоприменительные  акты  выступают  юридическими  фактами  в  процессе  непосредственной  реализации  личностью  своих  прав . Ими  приводятся  в  движение  конкретные  правоотношения,  то  есть  они  возникают,  изменяются  или  прекращаются .

     Среди  правовых   гарантий   реализации  статуса  личности  можно  выделить  две  группы  гарантий : обеспечивающие  его  реализацию  и  обеспечивающие  его  защиту .

     Юридические  гарантии реализации   направлены  на  использование  гражданами  своих  прав,  исполнение  ими  обязанностей  и  законности  привлечения  к  ответственности . Гарантии  защиты  действуют,  как  правило,  в  случае  нарушения  статуса,  возникновения  препятствий  на  пути  его  использования . К  первой  группе  относятся  нормы,  определяющие  пределы  прав  и  свобод ;  их  конкретизацию  в  текущем  законодательстве ;  юридические  факты,  с  которыми  связывается  обладание  и  непосредственное  пользование  ими ;  процессуальные  формы  реализации ;  меры  поощрения  и  льготы  для  стимулирования  правомерной  и инициативной  их  реализации . Вторую  группу  правовых  гарантий  составляют  механизмы и институты защиты  прав  и свобод :  конституционный контроль  и надзор   ;  меры  защиты  и меры  ответственности виновных  за  нарушение прав  и свобод  личности ;  процессуальные  формы  осуществления  контроля  и  надзора ;  средства  принуждения  и  профилактики  нарушений  прав  личности,  другие  установленные  законодательством меры .

     Можно  выделить  правовых  гарантий  реализации  статуса  личности  в  Российской  Федерации  как  правовых  средств,  от  действенности  которых  зависит   степень  реализации  прав  и   свобод,  исполнение  ими  обязанностей  и  законность  привлечения  их  к  юридической  ответственности . Во – первых,  правовые  гарантии  реализации  статуса  личности  определяются  компетенцией  государственных  органов  и  должностных  лиц  по  решению  вопросов,  связанных  с  реализацией  статуса  личности,  наделению  данных  органов  и  должностных  лиц,  обладающих  соответствующими  полномочиями,  применять  в  целях  обеспечения  реализации  статуса  личности  комплекс  мероприятий  указанных  в  законе . В – третьих,  установление  ответственности  как  государственных  органов,  так  и  должностных  лиц  за  неисполнение  либо  несвоевременное  исполнение  обязанностей,  связанных  с  реализацией  статуса  индивида . В – четвертых,  обязанность  уполномоченных  гос. Органов  и  должностных  лиц  восстанавливать  нарушение  прав  и  свобод  личности,  возмещать  причиненный  им  моральный  и  материальный  ущерб,  добиваться  привлечения  виновных  лиц  к  юридической  ответственности . 

     ВУ  механизме  правовых  гарантий  реализации   статуса  личности  могут  быть  выделены  следующие  элементы :  информирование  индивида  о  его правах,  выделение круга вопросов,  связанных с точным  установлением оснований принадлежности  личности  соответствующего  права,  его объема,  конкретного содержания  и пределов  использования,  определения правовых  средств,  которые необходимо  использовать  в  процессе  защиты  прав  и  свобод,  установление  органа,  от  действий которого  зависит  реализация  прав  и  свобод  личности,  непосредственное  совершение  действий,  связанных  с  реализацией  статуса  личности  в  соответствии  с  законодательством , применение  правовых  средств  защиты  от   нарушения  прав  и  свобод,  восстановление  нарушенного  права  конкретного  лица .  Главный  принцип  построении  системы  правовых  гарантий  реализации  статуса  личности – их  всеобщность,  использование   всех   способов,  не  противоречащих  закону .Важнейшим  принципом  обеспечения  гарантий  реализации  статуса  личности  является  комплексность  и  полнота  гарантий .

       В  настоящее  время  сложилась   определенная  система  государственных  органов  и  должностных  лиц  государства,  правомочных  осуществлять  защиту  прав  и  свобод   личности  правовыми  средствами . Прежде  всего  это  глава  государства – Президент  РФ,  который  согласно  статье  80  Конституции  РФ  является  гарантом  прав  и  свобод  граждан .Эту  функцию  президент  реализует  =как  в  своей  личной  деятельности,  так  и  инициируя  законы,  издавая  указы,  направленные  на  защиту  правового  положения  личности . При  Нерезиденте  РФ  создана  комиссия  по  правам  человека . Согласно  действующему  положению  об  этой  комиссии  основной  ее  целью  является  усиление  гарантий  соблюдения  прав   граждан . Комиссия  осуществляет  свою  деятельность  в  пределах  установленной  компетенции  не  зависимо  от  других  государственных  органов . В  настоящее  время  комиссии  по  правам  человека   созданы  в  большинстве  субъектов  РФ   .Учреждение  поста  Уполномоченного  по  правам  человека  вписывается  в  процесс  создания  комиссий  по  правам  человека .  Как подчеркивает  статья  3  ФКЗ   « Об  уполномоченном  по  правам  человека    В РФ »   от 26  февраля 1997  года,  деятельность  Уполномоченного дополняет существующие  средства  защиты   прав  и свобод  граждан,  не  отменяет  и не  влечен  изменения  компетенции  существующих  органов.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина