Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Основной задачей российского общества является на современном этапе его развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является защищенность человека . « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » .Данное положение статьи 2 Конституции Российской Федерации должно стать исходным при теоретическом анализе и практическом решение всех проблем, затрагивающих права личности .
Введение 3-4
II Понятие и виды личных прав и свобод 5-6
III Личные права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность 7
1) Право на жизнь 7-11
а ) Смертная казнь
б ) Клонирование
в ) Эвтаназия
2 ) Право на свободу и личную неприкосновенность 12-18
IY Личные права обеспечивающие свободу личности 19
1) Право на неприкосновенность частной жизни 19-22
2) Право на личную и семейную тайну 22-26
Y Юридические гарантии личных прав и свобод 27-30
YI Заключение 31
В формально - юридическом смысле право на свободу связанно с личной неприкосновенностью . Понятие « личная неприкосновенность » рассматривается в юридической литературе неоднозначно . В какой то мере это связано с использованием двух и понятий : « личная неприкосновенность » и « неприкосновенность личности » . Неприкосновенность личности это родовое понятие по отношению к личной неприкосновенности . По смыслу и содержанию понятие « неприкосновенность личности » более широкое .
В статье 22 Конституции Российской Федерации исключение из положений о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность, установленного частью 1 статьи 22, приведено в части 2 этой статьи . В числе таких мер, принудительно ограничивающих право на свободу и личную неприкосновенность, называются арест, заключение под стражу, содержание под стражей, а так же задержание . Все эти меры связаны с изоляцией человека от общества, лишением возможности перемещаться, исполнять служебные обязанности, свободно совершать желаемые действия, свободно общаться с другими людьми . После того как принято решение об аресте, заключение под стражу и содержание под стражей, лицо, как правило, помещается в следственный изолятор, а если его нет, то в изолятор временного содержания. Лицо, задержанное по подозрению в совершение преступления и помещенное в изолятор временного содержания, так же является лицом лишенным свободы . Все эти ограничительные меры существенным образом затрагивают права и свободу личности . В числе перечисленных ограничивающих свободу и личную неприкосновенность мер первым называется арест . Он фигурирует как мера наказания за совершение административного правонарушения и преступления, и как мера пресечения в уголовном судопроизводстве . В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях упомянутое наказание именуется административный арест . Это одно из наиболее строгих административных наказаний . Назначаться это наказание может на срок не более 15 суток, а за нарушение требований чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток . Право назначения административного ареста принадлежит только судье . Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества .
Это наказание содержится, в частности, в санкциях статей об ответственности за мелкое хищение, неисполнение законного распоряжения судьи о прекращение действий, нарушающих установленные в суде правила, неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно – исполнительной системы, мелкое хулиганство. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано не достаточным . В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они его предают на рассмотрение судье . В части 2 статьи 3.9 содержится перечень лиц к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях . Это - беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, лица не достигшие возраста 18 лет, инвалиды I и II групп .
Арест применяемый в качестве уголовного наказания, заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается от одного до шести месяцев ( статья 54 УК РФ ) .
В качестве меры пресечения в уголовном судопроизводстве применяется домашний арест . Это новой вид меры пресечения . В соответствии со статьей 107 УПК РФ он состоит в том, что при наличие оснований избирается по судебному решению обвиняемому ( подозреваемому ), ограничивая его свободу передвижения, а так же запрещается с спределенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи .
Другой, самой строгой мерой пресечения, ограничивающей право на свободу и личную неприкосновенность, является заключение под стражу . Ей посвящены статьи 108 – 110 УПК РФ . Она применяется в отношение подозреваемого или обвиняемого в совершение преступлений, за которые законом установлено в виде лишения свободы свыше двух лет, при невозможности избрания иной, более мягкой меры пресечения . Эта мера пресечения применяется только по судебному решению . Ходатайство перед судом об избрании такой меры пресечения возбуждает прокурор, а так же следователь и дознаватель с согласия прокурора . Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, в том числе заключения под стражу, приведены в статье 99 УПК РФ . К таким обстоятельствам отнесено : тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства .
Срок содержания под стражей при расследовании преступлений не может превышать более двух месяцев ( часть 1 статьи 109 УПК РФ ) . В этой же статье указываются случаи, когда этот срок может быть более продолжительным . Размер предельного срока содержания под стражей при расследовании преступлений - 18 месяцев . В срок содержания под стражей включается и время домашнего ареста, задержания, время принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда .
Ограничением свободы и неприкосновенности личности является и задержание, упомянутое в части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации . Задержание - это есть мера, применяемая в административном или уголовном судопроизводстве, хотя условия его назначения и порядок применения различны . В статье 27 . 3 КоАП РФ административное задержание определяется как кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено только в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении . В статье 27 . 4 ( часть 6 ) КоАП РФ сказано, что срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 и 3 этой же статьи . Один из этих случаев - это производство по делу об административном правонарушении, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест . Тогда лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания .
В соответствии со статьей 91 УПК РФ « орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершение преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличие одного из следующих оснований:
1. Когда это лицо застигнуто при совершения преступления или непосредственно после его совершения .
2. Когда потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление .
3. Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления » .
В качестве задержания рассматривается и выше упомянутый случай принудительной госпитализации психически больного при соблюдении требований федерального закона . Это соответствует и Европейской конвенции о правах человека и основных свобод . В подпункте Е пункта 1 статьи 6 Конвенции в качестве правомерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность рассматривается и законное задержание душевнобольных .
В статье 22 Конституции Российской Федерации в качестве ограничения свободы и неприкосновенности личности, осуществляемого в уголовном судопроизводстве, под содержанием под стражей понимаются все виды лишения свободы, включая это наказание, назначаемое по приговору суда, а так же связанные с этим ограничения неприкосновенности личности .
При введение в действие Конституции Российской Федерации в пункте 6 раздела второго Конституции было установлено, что привидениям уголовно – процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершение преступления . В течение многих лет по ряду объективных и необъективных причин законодательство по указанному вопросу не приводилось в соответствие с Конституцией, и все сводилось к обжалованию в суд решения, принятого прокуратурой . Дело сдвинулось с мертвой точки после принятия Конституционным Судом решений по этому вопросу - постановление суда от 2 февраля 1999 года № 2 – П и определения от 2 апреля 2001 года № 91- О . В постановление Конституционного Суда обращено внимание на необходимость оперативной реализации требований пункта 6 упомянутого раздела Конституции Российской Федерации .
Порядок применения принудительных мер, соответствующий требованиям Конституции Российской Федерации, наконец, был установлен в УПК РФ, принятом 18 декабря 2001 года . Судебная процедура призвана усилить гарантии личности от необоснованного ограничения неприкосновенности, уменьшить количество ошибочных решений при аресте, заключение под стражу и задержании .
В отношение отдельных категорий лиц, деятельность которых столь значима для государства и сопряжена с повышенным риском, Конституция Российской Федерации и на ее основе законодательство установило повышенные гарантии неприкосновенности личности по сравнению с другими гражданами . Служебная деятельность этих лиц не мыслима без обеспечения независимости от внешний проявлений . Сказанное, в частности, касается Президента Российской Федерации, который в соответствии со статьей 91 Конституции Российской Федерации обладает неприкосновенностью .
В части 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации и в статьях 19 и 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года « О статусе члена совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации » предусмотрено, что вышеназванные лица не могут быть задержанными, арестованными, привлечены к уголовной ответственности, а так же обысканы и досмотрены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания . Такого же рода гарантии на личную неприкосновенность установлены для судей и судей Конституционного суда Российской Федерации . К ним указанные принудительные меры могут быть применены лишь после получения на то согласия квалифицированных коллегий судей или судей Конституционного суда Российской Федерации .
В ходе проведенных исследований самой распространенной следственной ошибкой, связанной с нарушением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, являлось отсутствие надлежащих оснований для задержания лиц, подозреваемых в совершение преступлений, их заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей. Так, по данным Назарова А . Д . , в 29 % случаев в качестве оснований задержания лиц в порядке статьи 122 УПК РСФСР указывалось « наличие иных данных » без обозначение содержания иных данных, хотя из смысла содержания части 2 этой статьи следует необходимость обязательной их расшифровки, а так же применения этого основания лишь в случаях, если « лицо покушалось на побег или когда не имеет постоянного места жительства или когда не установлена личность подозреваемого ». Как результат - нарушение требований закона при задержании подозреваемых в совершение преступлений . Из 72 задержанных в 2001 году арестованы были 58 человек ( 81 % ), а осуждено и в последующем к лишению свободы 31 ( 43 % )7.
Y
ЛИЧНЫЕ ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВОБОДУ
ЛИЧНОСТИ .
1. ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
СТАТЬЯ 23 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1
. Каждый имеет
право на
неприкосновенность
частной жизни,
личную и
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина