Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей российского общества является на современном этапе его развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является защищенность человека . « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » .Данное положение статьи 2 Конституции Российской Федерации должно стать исходным при теоретическом анализе и практическом решение всех проблем, затрагивающих права личности .

Содержание

Введение 3-4

II Понятие и виды личных прав и свобод 5-6

III Личные права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность 7

1) Право на жизнь 7-11

а ) Смертная казнь

б ) Клонирование

в ) Эвтаназия

2 ) Право на свободу и личную неприкосновенность 12-18

IY Личные права обеспечивающие свободу личности 19

1) Право на неприкосновенность частной жизни 19-22

2) Право на личную и семейную тайну 22-26

Y Юридические гарантии личных прав и свобод 27-30

YI Заключение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
ustify">     Вред,  причиненный  личности  в   результате  незаконного  физического  или  психического  воздействия,  может  быть  возмещен  на  основе  положений  ГК  РФ  (  статья  16  и  глава  59 ) .

     В  формально  -  юридическом  смысле  право  на  свободу  связанно  с  личной  неприкосновенностью . Понятие  « личная   неприкосновенность »  рассматривается  в  юридической  литературе  неоднозначно . В  какой  то  мере  это  связано  с  использованием  двух и понятий :  «  личная  неприкосновенность »  и  «  неприкосновенность  личности » .  Неприкосновенность  личности  это  родовое  понятие  по  отношению  к  личной  неприкосновенности . По  смыслу  и  содержанию  понятие  «  неприкосновенность  личности »  более  широкое .  

     В  статье  22  Конституции  Российской  Федерации  исключение  из  положений  о  праве  каждого  на  свободу  и  личную  неприкосновенность,  установленного  частью  1  статьи  22,  приведено  в  части  2  этой  статьи .  В числе таких мер,  принудительно ограничивающих  право на  свободу и личную  неприкосновенность,  называются  арест,                                                                  заключение  под стражу,  содержание  под стражей,  а так же задержание . Все эти меры  связаны с изоляцией   человека  от  общества,  лишением  возможности перемещаться,  исполнять служебные обязанности,  свободно  совершать желаемые  действия,  свободно  общаться  с другими людьми .  После того  как принято  решение  об  аресте,  заключение  под  стражу  и  содержание  под  стражей,  лицо,  как  правило,  помещается  в  следственный  изолятор,  а  если  его  нет,  то  в  изолятор  временного  содержания. Лицо,  задержанное   по  подозрению  в  совершение  преступления  и  помещенное  в  изолятор  временного  содержания,  так же  является  лицом лишенным  свободы  .  Все эти ограничительные меры  существенным  образом затрагивают   права и свободу личности . В числе перечисленных ограничивающих  свободу  и  личную неприкосновенность  мер  первым  называется  арест .  Он  фигурирует  как  мера  наказания  за  совершение  административного  правонарушения  и  преступления,  и как   мера  пресечения  в уголовном судопроизводстве . В Кодексе Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  упомянутое  наказание  именуется   административный  арест .  Это  одно  из  наиболее  строгих  административных  наказаний .  Назначаться  это  наказание  может  на  срок  не  более  15  суток,  а за  нарушение требований  чрезвычайного положения или режима  в зоне  проведения  контртеррористической    операции  до  30  суток .  Право назначения  административного ареста  принадлежит  только  судье . Административный  арест  заключается в содержании  нарушителя  в условиях  изоляции  от  общества .

     Это  наказание  содержится,  в  частности,  в  санкциях  статей   об  ответственности  за  мелкое  хищение,  неисполнение  законного  распоряжения  судьи  о  прекращение  действий,  нарушающих  установленные  в  суде  правила,  неповиновение  законному  требованию  военнослужащего    в связи с исполнением им  обязанностей  по  охране Государственной границы Российской  Федерации,  неповиновение законному распоряжению  сотрудника  милиции  либо  сотрудника  уголовно – исполнительной  системы,  мелкое  хулиганство. Применение  административного  ареста  допускается,  если  по  обстоятельствам  дела  с  учетом  характера  совершенного  правонарушения,  личности  нарушителя  применение  других  мер  наказания,  в  частности  штрафа,  будет  признано  не  достаточным .  В  этом  случае,  если  дело  находится  у  органа,  должностного  лица,  они  его  предают  на  рассмотрение  судье . В  части  2  статьи  3.9  содержится  перечень  лиц  к  которым  не  может  применяться  административный  арест даже  в исключительных  случаях . Это -  беременные  женщины,  женщины,   имеющие   детей в возрасте  до  14  лет,  лица  не  достигшие возраста  18  лет,  инвалиды  I  и  II   групп .

     Арест  применяемый  в  качестве  уголовного  наказания,  заключается  в  содержании  осужденного  в  условиях  строгой  изоляции  от  общества  и   устанавливается  от  одного  до  шести  месяцев  (  статья  54  УК  РФ ) .

     В  качестве  меры  пресечения    в  уголовном  судопроизводстве  применяется  домашний  арест .  Это  новой вид меры  пресечения . В соответствии  со  статьей 107  УПК РФ  он  состоит в том,  что при наличие оснований избирается  по  судебному решению обвиняемому (  подозреваемому  ),  ограничивая  его  свободу  передвижения,  а  так  же  запрещается  с  спределенными  лицами,  получать  и  отправлять  корреспонденцию,  вести  переговоры  с  использованием  любых  средств  связи .

     Другой,  самой  строгой  мерой  пресечения,  ограничивающей  право  на  свободу  и  личную  неприкосновенность,  является  заключение  под  стражу .  Ей  посвящены  статьи  108 – 110  УПК  РФ . Она  применяется  в  отношение  подозреваемого  или  обвиняемого  в  совершение  преступлений,  за  которые  законом  установлено  в виде  лишения свободы свыше двух  лет,  при невозможности избрания  иной,  более мягкой  меры  пресечения .  Эта мера  пресечения  применяется только  по  судебному решению . Ходатайство перед судом об  избрании  такой меры  пресечения  возбуждает  прокурор,  а  так  же  следователь  и  дознаватель  с  согласия  прокурора .  Обстоятельства,  учитываемые  при  избрании  меры  пресечения,  в  том  числе  заключения  под  стражу,  приведены  в  статье  99  УПК  РФ  . К  таким  обстоятельствам  отнесено  : тяжесть  предъявленного  обвинения,  данные  о  личности  обвиняемого,  его    возраст,  состояние здоровья,  семейное  положение,  род занятий и другие  обстоятельства .

     Срок   содержания  под  стражей  при  расследовании  преступлений  не  может  превышать  более  двух  месяцев  (  часть  1  статьи  109  УПК  РФ  )  .  В  этой  же  статье  указываются  случаи,  когда  этот  срок  может  быть  более  продолжительным .   Размер  предельного срока   содержания  под стражей  при   расследовании  преступлений  -  18  месяцев . В  срок  содержания  под  стражей  включается  и  время  домашнего  ареста,  задержания,  время  принудительного  нахождения  в  медицинском  или  психиатрическом    стационаре  по  решению  суда .

     Ограничением  свободы  и  неприкосновенности  личности  является  и  задержание,  упомянутое  в  части  2  статьи  22  Конституции  Российской  Федерации . Задержание  -  это  есть  мера,  применяемая  в  административном  или  уголовном  судопроизводстве, хотя  условия   его назначения  и порядок применения    различны .  В статье  27 . 3  КоАП  РФ  административное  задержание  определяется  как кратковременное ограничение свободы физического лица,  которое может быть  применено только  в исключительных  случаях,  если  это  необходимо  для  обеспечения правильного  и  своевременного  рассмотрения  дела  об  административном  правонарушении,  исполнения  постановления  по  делу  об  административном  правонарушении . В  статье  27 . 4  ( часть  6 )  КоАП  РФ  сказано,  что срок  административного задержания  не  должен  превышать три часа,  за  исключением  случаев,  предусмотренных частью  2  и 3  этой  же  статьи . Один  из  этих  случаев -  это производство  по  делу  об  административном  правонарушении,  влекущее  в  качестве  одной  из  мер  административного  наказания  административный  арест . Тогда  лицо  может  быть  подвергнуто  административному  задержанию  на  срок  не  более  48  часов  с  момента  его  фактического  задержания .

     В  соответствии  со  статьей  91  УПК  РФ  «  орган  дознания,  дознаватель,  следователь  или  прокурор  вправе  задержать  лицо  по  подозрению  в  совершение  преступления,  за  которое  может  быть  назначено  наказание в виде  лишения свободы,  при  наличие  одного  из  следующих  оснований:

     1. Когда  это  лицо  застигнуто  при  совершения  преступления  или  непосредственно  после   его  совершения .

     2. Когда  потерпевший  или   очевидцы укажут  на  данное  лицо  как  на  совершившее   преступление .

     3. Когда  на  этом  лице  или   его  одежде,  при  нем   или  в  его  жилище  будут  обнаружены  явные   следы  преступления » .

     В  качестве  задержания  рассматривается и выше  упомянутый  случай  принудительной  госпитализации  психически  больного при  соблюдении  требований  федерального  закона .  Это   соответствует  и  Европейской  конвенции  о  правах  человека  и  основных  свобод . В  подпункте  Е пункта  1  статьи  6  Конвенции  в  качестве   правомерного  ограничения  права  на  свободу  и личную  неприкосновенность  рассматривается и законное  задержание  душевнобольных .

       В   статье  22  Конституции   Российской  Федерации  в  качестве  ограничения свободы   и неприкосновенности  личности,  осуществляемого в уголовном судопроизводстве,  под  содержанием  под  стражей  понимаются  все  виды  лишения  свободы,  включая  это  наказание,  назначаемое  по  приговору  суда,  а  так  же  связанные с  этим   ограничения  неприкосновенности  личности .

     При  введение  в  действие  Конституции  Российской  Федерации  в  пункте  6  раздела  второго  Конституции  было  установлено,  что  привидениям   уголовно – процессуального  законодательства  РФ     в  соответствие  с  положениями  Конституции  сохраняется  прежний  порядок  ареста,  содержания  под  стражей  и  задержания  лиц,  подозреваемых  в  совершение  преступления .  В  течение  многих лет  по  ряду  объективных  и  необъективных  причин  законодательство  по  указанному  вопросу  не  приводилось  в  соответствие  с  Конституцией,  и  все сводилось  к  обжалованию  в  суд  решения,  принятого  прокуратурой . Дело  сдвинулось  с  мертвой  точки  после  принятия  Конституционным  Судом  решений  по  этому  вопросу  - постановление  суда  от  2  февраля  1999  года  № 2 – П  и  определения  от  2  апреля  2001 года  №  91- О . В постановление Конституционного  Суда  обращено  внимание  на  необходимость оперативной реализации  требований  пункта  6  упомянутого раздела Конституции Российской  Федерации .

     Порядок  применения  принудительных мер, соответствующий требованиям Конституции Российской  Федерации,  наконец,  был установлен  в УПК РФ,  принятом  18  декабря 2001  года . Судебная  процедура призвана  усилить гарантии  личности  от  необоснованного ограничения  неприкосновенности,  уменьшить  количество  ошибочных  решений  при  аресте,  заключение  под  стражу  и  задержании .

     В  отношение  отдельных  категорий  лиц,  деятельность  которых  столь  значима  для  государства  и  сопряжена  с  повышенным  риском,  Конституция  Российской  Федерации  и  на  ее  основе  законодательство  установило  повышенные  гарантии  неприкосновенности  личности  по  сравнению  с   другими  гражданами . Служебная  деятельность  этих  лиц  не  мыслима  без  обеспечения  независимости  от  внешний  проявлений . Сказанное,  в  частности, касается  Президента  Российской  Федерации,  который  в  соответствии  со  статьей  91  Конституции  Российской  Федерации  обладает  неприкосновенностью .

       В  части  1  статьи  98  Конституции  Российской  Федерации  и  в  статьях  19  и  20  Федерального  закона  от  8  мая 1994  года  « О статусе члена совета  Федерации и статусе депутата   Государственной думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации » предусмотрено,  что вышеназванные  лица  не  могут  быть  задержанными,  арестованными,  привлечены  к  уголовной  ответственности,  а  так  же  обысканы  и  досмотрены  без  согласия  соответствующей  палаты  Федерального  Собрания . Такого  же  рода  гарантии  на    личную  неприкосновенность  установлены  для  судей  и  судей  Конституционного  суда  Российской  Федерации .  К  ним   указанные   принудительные  меры  могут  быть  применены    лишь  после  получения  на  то  согласия  квалифицированных  коллегий  судей  или  судей  Конституционного  суда  Российской  Федерации .

     В  ходе  проведенных  исследований  самой  распространенной  следственной  ошибкой,  связанной  с  нарушением  конституционного  права  на  свободу  и  личную  неприкосновенность,  являлось  отсутствие  надлежащих  оснований  для  задержания  лиц,  подозреваемых  в  совершение  преступлений,  их  заключение  под стражу,  продление сроков  содержания  под стражей. Так,  по   данным  Назарова  А . Д . ,  в 29  % случаев в качестве  оснований задержания  лиц в порядке статьи  122  УПК РСФСР указывалось « наличие иных   данных » без  обозначение  содержания  иных  данных,  хотя  из  смысла  содержания  части  2  этой  статьи  следует  необходимость  обязательной  их  расшифровки,  а  так  же   применения  этого   основания  лишь  в  случаях,  если  «  лицо  покушалось  на  побег  или  когда  не  имеет  постоянного  места  жительства  или  когда  не  установлена  личность  подозреваемого ». Как  результат -  нарушение требований  закона  при  задержании  подозреваемых  в  совершение  преступлений .  Из  72  задержанных  в  2001  году  арестованы  были  58  человек ( 81  % ),  а  осуждено  и  в  последующем  к  лишению  свободы  31 ( 43 % )7.

                

                    

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Y ЛИЧНЫЕ  ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ  СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ . 

     1. ПРАВО  НА  НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ  ЧАСТНОЙ  ЖИЗНИ

     СТАТЬЯ  23  КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     1 . Каждый  имеет   право  на  неприкосновенность  частной  жизни,  личную  и                                           семейную  тайну,  защиты  своей  чести  и   доброго   имени .

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина