Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа
Основной задачей российского общества является на современном этапе его развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является защищенность человека . « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » .Данное положение статьи 2 Конституции Российской Федерации должно стать исходным при теоретическом анализе и практическом решение всех проблем, затрагивающих права личности .
Введение 3-4
II Понятие и виды личных прав и свобод 5-6
III Личные права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность 7
1) Право на жизнь 7-11
а ) Смертная казнь
б ) Клонирование
в ) Эвтаназия
2 ) Право на свободу и личную неприкосновенность 12-18
IY Личные права обеспечивающие свободу личности 19
1) Право на неприкосновенность частной жизни 19-22
2) Право на личную и семейную тайну 22-26
Y Юридические гарантии личных прав и свобод 27-30
YI Заключение 31
Неприкосновенность частной жизни - достаточно широкое и емкое понятие . В него можно включить, в первую очередь, комплекс общественных отношений, характеризующих человека и гражданина, как субъекта, обладающего полной свободой .
Одновременно определение места человека в совокупности ценностей, гарантируемых государством, происходит через реализацию правоотношений . Человек с помощью них вовлекается и как личностная значимость и как социальная в « правовое пространство » . Для этого он наделяется правовом статусом . Как отмечал Н . Н . Алексеев : « Человек становиться лицом только тогда, когда при помощи юридической конструкции он превращается в особый « центр вменения », лежащий совершенно по ту сторону фактических отношений . Тогда только он вооружается юридической волей и становится в отношения к юридической норме »8
Право на неприкосновенность частной жизни является субъективным правом . Поэтому для того, чтобы выявить его конкретное ме6сто в иерархии ценностей, охраняемым законом, необходимо определить внутренние элементы : содержание данного права, его сущность и структуру .
Сущность прав на неприкосновенность частной жизни тождественна сущности любого субъективного права человека .
Изначально существует первоначальное право свободы и равенства, которое согласно И Канту составляет достоинство человека . Поэтому оправдана императивность статьи 21 Конституции Российской Федерации : « Достоинство личности охраняется государством . Никто не может быть основанием для его умаления ». Сущностью. права на неприкосновенность частной жизни является то, что оно есть элемент свободы человека .
При рассмотрение права на неприкосновенность частной жизни возникает вопрос - можно ли определять данное право как естественное ?.Джон Локк, один из основатель понятия « естественное право » писал, что оно « никогда не будет отменено, поскольку люди не могут отменить этот закон, ибо они подчинены ему, да и Бог, конечно, не захочет этого » . Монтескье так же подчеркивает, что всем гражданским и политическим законам « предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа » . « Это естественное право абсолютно не обусловлено ни временем, ни местом . Оно существовало – бы и было - бы тем же самым, если бы даже Бога вовсе не существовало », - отмечал уже русский ученый юрист Н . М . Коркунов . Право на неприкосновенность частной жизни, если его рассматривать как естественное право, не зависит от текстуального закрепления, принадлежит человеку в силу его сущности, в силу природы человека .
Данное право нашло свое законодательное закрепление лишь в середине XX века . На протяжение многих столетий юриспруденция не знала категории « неприкосновенность частной жизни » . Кроме того, философия права долгие время вообще отрицала автономию личности от государства . Общение – со времени Аристотеля считалось чертой, отличающей человека от животного мира . Человек должен быть открыт, так как в тайне рождается только заговор . Суждение о незыблемости ценности частной жизни в средневековье было бы расценено как ересь .
Право на неприкосновенность частной жизни, как и любое другое субъективное право приобретает свою ценность только в государстве . Человек, как биологический носитель, может существовать и без данного права . Оно ему нужно, поскольку индивид не единичен, живет среди себе подобных . В этом контексте трудно не согласиться с Конрадом Хессе : « В исторической действительности свобода и равенство индивидуума никогда не были « Заданы природой », а существовали лишь постольку, поскольку они актуализировались в действиях людей . Наконец, основные права и свободы « не заданы природой », то есть не имеют догосударственного и доправового характера, что они обеспечиваются только при позитивном государственном правопорядке » . 9
Если рассматривать право на неприкосновенность частной жизни как естественное , то можно сказать, что оно принадлежит человеку в силу его особой природы . Стержнем природы человека является свобода . И уже различные права и свободы выражают ее проявление в той или иной сфере. И государство и право являются вторичными ценностями по отношению к человеку, поэтому одна из главных задач общественно – экономической формации - обеспечить личности определенную степень автономии в поступках, мышлении, общении . Данный принцип нашел свое материальное закрепление в Конституции Российской Федерации, провозгласивший высшей ценностью человека, его права и свободы, связавшей государство обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ( статья 2 ) .
Право на неприкосновенность частной жизни это не просто одно из субъективных прав, закрепляемых в нормативном порядке, а определенная грань взаимоотношений человека, общества и государства . Неприкосновенность частной жизни как законный интерес есть определенное дозволение, но которое не обеспечено конкретной обязанностью, что и прослеживается в реальной жизни . Можно привести такой пример : законный интерес – быть оставленным в покое в вечернее время суток , но гражданин не может обязать, например, муниципальное образование запретить проезд всем машинам по автодороге, проходящей под его окнами после 20 – 00 .
Право на неприкосновенность частной жизни выступает признанием со стороны государства приоритета ( первичности ) индивидуума как субъекта права . Отчасти оно не означает такого же признания со стороны общества ( как возможно и обратное ). Тем самым государство соглашается, что у человека есть своя частная жизнь, принадлежащая только ему . Только человек является строителем своей жизни . Он может в любой момент разорвать правовую связь с государством ( путем от выхода из гражданства до самоубийства ) .
Чрезмерное давление на личность со стороны государства влечет обратную связь, выражающуюся в « бегстве » в частную жизнь . В данном случае человек замыкается и наиболее ярко провод грань между общественными процессами и своим внутренним миром . Закрепление права на неприкосновенность частной или его отсутствие не может влиять на это процесс . Общественные отношения начинают развиваться по своим собственным законам . Характерно, что наибольшее всплески развития науки и культуры происходят именно при тоталитарных режимах . Личность становиться апатичной по отношению к государству . В конечном итоге люди « переживают » такой политический строй . Как правило, завершающей вехой является или эпоха реформирования, или пора революционных катаклизмов .
« Неприкосновенность » в лексическом смысле понимается, в первую очередь, как невмешательство . Конституции СССР не закрепляла право на неприкосновенность частной жизни, а только право на охрану личной жизни . Если трактовать неприкосновенность лишь как невмешательство, то право, закрепленное статьей 23 Конституции Российской Федерации, будет нести только отрицательную смысловую нагрузку . Таким образом, признавая однобокость права на охрану личной жизни, проявляющейся в том, что оно включает лишь охранительную деятельность компетентных органов , мы даем праву на неприкосновенность частной жизни не полный смысл, не включая в него правоохранную сторону . Тем более, что отрасль конституционного законодательства относиться теорией права к публичным отраслям, поэтому властное воздействие на регулирование общественных отношений является одним из основных его методов .
Собственно невмешательство - есть обязанность государства обеспечить позитивное регулирование данного права, а так же закрепление состояния определенной автономии человека от государства, общества, себе подобных и может регулироваться, государством двояко :
1 . Через установления запретов .
2 . Через закрепление особого правового статуса субъекта, либо через закрепление определенного режима социальной деятельности человека .
Является
ли удачным текстуальное закрепление
в Конституции Российской Федерации
права на неприкосновенность
частной жизни? Европейская Конвенция
о защите прав человека и
основных свобод предусматривает
право каждого на уважение
его личной жизни . Речь идет
не о « неприкосновенности »,
а об « уважении ». Иными словами
Европейская Конвенция закрепляет
право на признание личной жизни
. То есть личная жизнь -
объективная ценность, которая признается
столь значимым международным
договором . Но признание не означает
обязанности положительных действий
со стороны государства, как и
охранительных . Значение придается
инициативе гражданина по самозащите
своей частной жизни . У гражданина
есть личная жизнь, она признается
государством, но защита своего
блага – бремя самого гражданина,
как и определение ее границ
. Следствием такого подхода
будет отсутствие четкого понимания
содержания частной жизни, а
так же установления пределов
ограничений . Европейский суд по
правам человека отмечал, что
понятие « уважение » не является
абсолютно четким
Российская конституция выделяет в качестве самостоятельных элементов право на личную тайну и право на семейную тайну . Один из российских юмористов шутил, что только в России желают счастья в личной и семейной жизни, намекая на адюльтер . Разделение обусловлено тем, что семья - наиболее распространенная ( правильнее – традиционная ) форма совместного проживания . Структура семьи выглядит так : женщина, мужчина, хотя бы один ребенок . При таком подходе выводятся такие термины как неполная семья, расширенная семья ( включающая бабушек, дедушек, боковых родственников, совместно проживающих и тд . ) . Одной из основ семейной жизни является совместное проживание . Одновременно понятие семьи нельзя сводить только к совместному проживанию личностей – мужа и жены. Понятие семьи будет охватывать и совместное проживание матери ( отца ) и совершеннолетнего ребенка . Нередки ситуации когда семья состоит из родителей погибшего мужа и снохи, проживающей с ними вместе . Таким образом семью можно рассматривать как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений : кровного родства, порождения, свойства .
Законодательство редко определяет понятие семьи . Статья 2 Семейного кодекса РФ устанавливает круг отношений, регулируемых семейным законодательством, хотя под членами семьи понимает - супругов, родителей, детей ( усыновителе и усыновленных ). Иных лиц кодекс характеризует как родственников : « а в случаях и в пределах-, предусмотренных семейным законодательством, между иными родственниками и иными лицами, а так же определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей ».
Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по разному определяется в зависимости от цели правового регулирования в различных отраслях права – семейном, гражданском, трудовом и так далее . Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права ( например в жилищном и наследственном праве ). Поэтому включение определения понятия « семья » в Семейный кодекс РФ и установление исчерпывающего перечня членов семьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширению круга членов семьи . В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или мной формы принятия детей на воспитание в семью . Осложняется проблема определения семьи и Решениями Европейского Суда по правам человека . При анализе прецедентов Европейского суда по правам человека следует различать семью как объект защиты, и семейные связи, как самостоятельный объект защиты . Так было признано, что с момента рождения ребенка и в силу самого факта рождения между ним и его родителями существуют узы, составляющие семейную жизнь, даже если родители не проживают в месте . Суд оценивает семью не с точки зрения формального юридического подхода : зарегистрированы ли брачные отношения в установленном порядке, - а разрешает заявителям доказывать существование семейной жизни де – факто путем установления некоторых фактов, например, финансовой или психологической зависимости .
Законодательство не наделяет семью правосубъектностью, носителем прав и обязанностей выступает конкретный ее член . Семья как субъект права не может выступать стороной договора, не может обратиться с иском в суд , не может привлекаться к коллективной ответственности .
Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина