Личные права и свободы человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей российского общества является на современном этапе его развития признается становление правового демократического государства, одним из принципов которого является защищенность человека . « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » .Данное положение статьи 2 Конституции Российской Федерации должно стать исходным при теоретическом анализе и практическом решение всех проблем, затрагивающих права личности .

Содержание

Введение 3-4

II Понятие и виды личных прав и свобод 5-6

III Личные права обеспечивающие физическую и психическую неприкосновенность 7

1) Право на жизнь 7-11

а ) Смертная казнь

б ) Клонирование

в ) Эвтаназия

2 ) Право на свободу и личную неприкосновенность 12-18

IY Личные права обеспечивающие свободу личности 19

1) Право на неприкосновенность частной жизни 19-22

2) Право на личную и семейную тайну 22-26

Y Юридические гарантии личных прав и свобод 27-30

YI Заключение 31

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

       Неприкосновенность  частной   жизни -  достаточно  широкое   и  емкое  понятие .  В   него  можно  включить,  в   первую  очередь,  комплекс  общественных  отношений,  характеризующих человека  и  гражданина,  как  субъекта,  обладающего  полной  свободой .

       Одновременно  определение  места   человека  в  совокупности  ценностей,   гарантируемых  государством,  происходит  через  реализацию  правоотношений . Человек  с  помощью  них  вовлекается   и  как  личностная  значимость  и  как  социальная  в  « правовое  пространство » . Для этого он  наделяется  правовом  статусом  . Как отмечал Н . Н . Алексеев : « Человек становиться лицом только  тогда,  когда при помощи  юридической конструкции он  превращается  в особый  « центр вменения »,  лежащий  совершенно  по  ту  сторону фактических  отношений . Тогда  только  он  вооружается  юридической  волей  и  становится   в  отношения  к   юридической  норме »8

     Право на  неприкосновенность  частной  жизни  является  субъективным  правом  . Поэтому  для  того,  чтобы  выявить  его  конкретное  ме6сто  в  иерархии  ценностей,  охраняемым  законом,  необходимо определить  внутренние  элементы : содержание  данного  права,  его  сущность  и  структуру .

     Сущность  прав  на  неприкосновенность  частной  жизни тождественна  сущности  любого  субъективного права  человека .

     Изначально  существует  первоначальное  право  свободы  и  равенства,  которое  согласно  И  Канту  составляет  достоинство  человека . Поэтому  оправдана  императивность  статьи  21  Конституции Российской  Федерации :  « Достоинство личности  охраняется  государством . Никто не  может быть  основанием  для его умаления ». Сущностью.  права на  неприкосновенность  частной жизни   является  то,  что оно есть  элемент свободы  человека .

     При  рассмотрение  права  на  неприкосновенность  частной  жизни  возникает  вопрос  - можно  ли  определять  данное  право  как  естественное ?.Джон  Локк,  один  из  основатель  понятия  « естественное  право  »  писал,  что  оно «  никогда  не   будет отменено,  поскольку люди  не  могут отменить  этот  закон,  ибо они подчинены ему,  да  и Бог,  конечно,  не  захочет этого » . Монтескье  так  же  подчеркивает,  что  всем  гражданским  и  политическим  законам  « предшествуют  законы  природы,  названные  так  потому,  что они  вытекают  единственно  из  устройства  нашего  существа » . «  Это  естественное  право абсолютно  не  обусловлено   ни  временем,  ни  местом . Оно  существовало – бы  и  было  -  бы  тем  же  самым,  если  бы  даже  Бога  вовсе  не  существовало », - отмечал  уже  русский  ученый  юрист  Н . М . Коркунов . Право  на  неприкосновенность  частной  жизни,  если  его  рассматривать  как  естественное  право,  не  зависит  от  текстуального  закрепления,  принадлежит  человеку  в  силу  его  сущности,  в  силу  природы  человека .

     Данное  право  нашло  свое  законодательное  закрепление  лишь  в  середине  XX  века . На  протяжение  многих  столетий  юриспруденция  не  знала  категории  « неприкосновенность  частной  жизни » . Кроме  того,  философия  права  долгие  время  вообще  отрицала   автономию  личности  от  государства . Общение – со  времени  Аристотеля  считалось  чертой,  отличающей  человека  от  животного  мира . Человек  должен  быть  открыт,  так  как  в  тайне  рождается  только  заговор . Суждение  о  незыблемости    ценности  частной  жизни   в средневековье было  бы  расценено как ересь .

       Право  на  неприкосновенность  частной  жизни,  как  и   любое  другое  субъективное  право  приобретает  свою  ценность  только  в государстве .  Человек,  как биологический носитель,  может существовать  и без данного права . Оно ему нужно,  поскольку индивид не  единичен,  живет среди себе  подобных . В этом  контексте трудно   не  согласиться  с  Конрадом  Хессе : «  В  исторической  действительности  свобода  и  равенство  индивидуума никогда  не  были  «  Заданы  природой »,  а  существовали  лишь  постольку,  поскольку  они   актуализировались  в  действиях  людей . Наконец,  основные  права  и  свободы  « не  заданы  природой »,  то  есть  не  имеют  догосударственного  и  доправового  характера,  что  они  обеспечиваются  только  при  позитивном  государственном   правопорядке » . 9 

     Если  рассматривать  право  на  неприкосновенность  частной жизни как естественное ,  то  можно сказать,  что оно принадлежит человеку  в силу  его особой  природы . Стержнем  природы человека   является  свобода . И уже различные права и свободы выражают  ее  проявление  в той или иной  сфере.  И государство и право являются  вторичными  ценностями  по  отношению   к  человеку,  поэтому  одна  из  главных  задач  общественно – экономической  формации -  обеспечить  личности  определенную  степень  автономии  в  поступках,  мышлении,  общении . Данный  принцип нашел свое  материальное  закрепление в Конституции Российской  Федерации,  провозгласивший высшей  ценностью человека,  его права и свободы,  связавшей государство обязанностью  признать,  соблюдать и защищать  права  и  свободы  человека  и  гражданина  (  статья  2 ) .

     Право  на  неприкосновенность  частной  жизни  это  не  просто  одно  из  субъективных  прав,  закрепляемых  в  нормативном  порядке,  а  определенная  грань  взаимоотношений  человека,  общества и государства . Неприкосновенность  частной жизни как законный  интерес есть  определенное  дозволение,  но  которое не  обеспечено  конкретной  обязанностью,  что и прослеживается  в реальной  жизни . Можно привести  такой пример :  законный  интерес – быть  оставленным  в  покое  в  вечернее  время  суток ,  но  гражданин  не  может  обязать,  например,  муниципальное  образование  запретить  проезд  всем  машинам  по  автодороге,  проходящей  под   его  окнами   после  20 – 00 . 

     Право  на  неприкосновенность  частной  жизни  выступает  признанием  со  стороны  государства  приоритета ( первичности ) индивидуума как субъекта  права . Отчасти  оно  не  означает  такого  же  признания  со  стороны  общества (  как  возможно  и  обратное ). Тем  самым  государство  соглашается,  что  у  человека  есть  своя  частная  жизнь,  принадлежащая  только  ему . Только  человек  является  строителем  своей  жизни . Он  может  в  любой  момент  разорвать  правовую  связь  с государством (  путем  от  выхода  из  гражданства  до  самоубийства ) .

     Чрезмерное  давление  на  личность  со  стороны  государства  влечет  обратную  связь,  выражающуюся  в  « бегстве »  в  частную  жизнь . В  данном  случае  человек  замыкается  и  наиболее  ярко  провод  грань  между  общественными  процессами  и  своим  внутренним  миром . Закрепление  права  на  неприкосновенность  частной  или  его  отсутствие  не  может  влиять  на  это  процесс . Общественные  отношения  начинают  развиваться  по  своим  собственным  законам . Характерно,  что наибольшее  всплески  развития  науки  и  культуры  происходят  именно  при  тоталитарных   режимах . Личность  становиться  апатичной  по  отношению  к  государству . В  конечном  итоге  люди  « переживают »  такой  политический  строй . Как правило,  завершающей вехой является  или эпоха реформирования,  или пора  революционных катаклизмов .

     « Неприкосновенность »  в  лексическом  смысле  понимается,  в  первую  очередь,   как  невмешательство . Конституции  СССР  не  закрепляла  право  на  неприкосновенность  частной  жизни,  а  только  право  на  охрану  личной  жизни . Если  трактовать  неприкосновенность  лишь  как   невмешательство,  то  право,  закрепленное  статьей  23  Конституции  Российской  Федерации,  будет  нести  только  отрицательную  смысловую  нагрузку . Таким  образом,   признавая  однобокость  права  на  охрану  личной  жизни,  проявляющейся  в  том,  что   оно  включает  лишь  охранительную  деятельность  компетентных  органов ,  мы  даем  праву на  неприкосновенность  частной   жизни  не  полный  смысл,  не  включая  в  него  правоохранную  сторону . Тем   более,  что  отрасль  конституционного  законодательства  относиться  теорией   права  к   публичным  отраслям,  поэтому  властное  воздействие  на  регулирование  общественных  отношений  является  одним  из  основных  его  методов .

     Собственно  невмешательство -  есть  обязанность  государства  обеспечить  позитивное  регулирование  данного  права,  а  так  же  закрепление  состояния  определенной  автономии  человека  от  государства,  общества,  себе  подобных  и  может  регулироваться,  государством  двояко :

     1 . Через  установления  запретов .

     2 . Через  закрепление  особого   правового  статуса   субъекта,  либо  через  закрепление   определенного  режима  социальной  деятельности  человека .

     Является  ли  удачным  текстуальное  закрепление  в  Конституции  Российской  Федерации   права  на  неприкосновенность  частной  жизни? Европейская  Конвенция  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод  предусматривает  право  каждого  на  уважение  его  личной  жизни . Речь  идет  не  о  « неприкосновенности »,  а  об  « уважении ». Иными  словами  Европейская  Конвенция  закрепляет  право  на  признание личной  жизни . То  есть  личная  жизнь  -  объективная ценность,  которая признается  столь значимым   международным договором . Но  признание не  означает  обязанности положительных действий  со  стороны государства,  как и охранительных . Значение  придается инициативе гражданина  по  самозащите  своей  частной  жизни . У  гражданина  есть  личная  жизнь,  она  признается   государством,  но  защита  своего  блага – бремя  самого  гражданина,  как  и  определение  ее  границ . Следствием  такого  подхода  будет  отсутствие  четкого  понимания  содержания  частной  жизни,  а  так  же  установления  пределов  ограничений . Европейский  суд  по  правам  человека  отмечал,  что  понятие  « уважение »  не  является   абсолютно четким  

    1. ПРАВО  НА  ЛИЧНУЮ  И  СЕМЕЙНУЮ  ТАЙНУ

     Российская  конституция  выделяет  в  качестве  самостоятельных  элементов  право  на  личную  тайну  и  право  на  семейную  тайну . Один  из  российских  юмористов  шутил,  что  только  в  России  желают  счастья  в  личной  и  семейной  жизни,  намекая  на  адюльтер . Разделение  обусловлено  тем,  что  семья  -  наиболее  распространенная (  правильнее – традиционная )  форма  совместного  проживания . Структура  семьи  выглядит  так : женщина,  мужчина,  хотя  бы  один  ребенок . При  таком  подходе  выводятся    такие  термины  как  неполная  семья,  расширенная  семья (  включающая  бабушек,  дедушек,  боковых  родственников,  совместно  проживающих  и  тд . ) . Одной  из  основ  семейной  жизни  является  совместное  проживание . Одновременно  понятие  семьи  нельзя  сводить  только  к  совместному  проживанию   личностей – мужа  и  жены. Понятие  семьи  будет  охватывать  и  совместное  проживание  матери ( отца ) и  совершеннолетнего  ребенка . Нередки  ситуации  когда  семья  состоит  из  родителей  погибшего  мужа  и  снохи,  проживающей  с  ними  вместе . Таким  образом  семью  можно  рассматривать  как  совокупность  индивидов,  состоящих,  по  меньшей  мере,  в  одном  из  трех  видов  отношений : кровного  родства,  порождения,  свойства .

     Законодательство  редко  определяет  понятие  семьи . Статья  2  Семейного  кодекса  РФ  устанавливает  круг  отношений,  регулируемых  семейным  законодательством,  хотя  под  членами  семьи  понимает -  супругов,  родителей,  детей  ( усыновителе  и  усыновленных  ). Иных  лиц  кодекс  характеризует  как  родственников : « а  в  случаях  и  в  пределах-,  предусмотренных  семейным  законодательством,  между  иными  родственниками  и  иными  лицами,  а  так  же  определяет  формы  и  порядок  устройства  в  семью  детей,  оставшихся  без попечения родителей ».

     Круг  членов  семьи,  связанных  правами  и  обязанностями,  по  разному  определяется  в  зависимости  от  цели  правового  регулирования  в  различных  отраслях  права  – семейном,  гражданском,  трудовом и  так  далее . Он  различен  и  в  разных  правовых  институтах одной  отрасли  права (  например  в  жилищном  и  наследственном  праве ). Поэтому  включение  определения  понятия   « семья »  в  Семейный  кодекс  РФ  и  установление  исчерпывающего  перечня  членов  семьи  могло  бы  привести  к нарушению их  прав  либо  к необоснованному расширению  круга членов  семьи . В теории  семейного права   семья определяется  как круг  лиц,  связанных личными неимущественными  правами и обязанностями,  вытекающими из  брака,  родства,  усыновления  или  мной  формы  принятия  детей  на  воспитание  в  семью . Осложняется  проблема  определения  семьи  и  Решениями  Европейского  Суда  по  правам  человека . При  анализе  прецедентов Европейского  суда  по  правам  человека  следует различать семью как объект  защиты,  и семейные  связи,  как самостоятельный объект  защиты . Так было  признано, что с момента рождения  ребенка и в силу  самого  факта рождения  между ним и его родителями  существуют  узы,  составляющие  семейную  жизнь,  даже  если  родители  не  проживают  в  месте . Суд  оценивает  семью  не  с  точки  зрения  формального  юридического  подхода :  зарегистрированы  ли  брачные  отношения  в  установленном  порядке,  -  а  разрешает  заявителям  доказывать  существование  семейной  жизни  де – факто  путем  установления  некоторых  фактов,  например,  финансовой  или  психологической  зависимости .

     Законодательство  не  наделяет   семью  правосубъектностью,  носителем  прав  и  обязанностей выступает конкретный  ее  член . Семья как субъект права не  может выступать стороной  договора,  не  может обратиться  с иском в суд ,  не  может привлекаться  к коллективной  ответственности .

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина